Главная » Файлы » экология

Правовая охрана животного мира
06 Октября 10, 13:36
Правовая охрана животного мира
Введение
Первый экологический закон гласит: все
взаимосвязано со всем, а значит, и шага нельзя ступить,
не задев чего-либо. Каждый шаг человека по обычной
лужайке — это десятки погубленных микроорганизмов,
спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а
может быть и снижающих свою естественную
продуктивность. Поэтому необдуманное поведение
человеческого общества в природных экосистемах
напоминает поведение слона в посудной лавке лишь с
той разницей, что разбитую слоном посуду можно
заменить вновь изготовленной, а погубленные
природные объекты и экологические взаимосвязи между
ними нарушаются необратимо.
Являясь составной частью природной среды,
животный мир выступает как неотъемлемое звено в цепи
экологических систем, необходимый компонент в
процессе круговорота веществ и энергии природы,
активно влияющий на функционирование естественных
сообществ, структуру и естественное плодородие почв,
формирование растительного покрова, биологические
свойства воды и качество окружающей природной среды
в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое
экономическое значение как источник получения пищевых
продуктов, промышленного, технического,
лекарственного сырья и других материальных ценностей
и поэтому выступает как природный ресурс для
зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов
промысла. Отдельные виды животных имеют большое
культурное, научное, эстетическое, воспитательное,
лечебное значение.
1. Животный мир как объект эколого-
правового режима
Объектом использования и охраны являются
только дикие животные (млекопитающие, птицы,
пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также
моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии
естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в
почве, постоянно или временно населяющие территорию
страны. Не являются таким объектом
сельскохозяйственные и другие домашние животные, а
также дикие животные, содержащиеся в неволе или
полуневоле для хозяйственных, культурных, научных,
эстетических или иных целей. Они являются имуществом,
принадлежащим на праве собственности государству,
кооперативным, общественным организациям,
гражданам, и используются и охраняются в соответствии
с законодательством, касающимся государственной и
личной собственности.
Особенностью животного мира является то, что он
возобновляем, правда, для этого необходимо
соблюдение определенных условий, непосредственно
связанных с охраной животных. При истреблении,
нарушении условий их существования определенные
виды животных могут окончательно исчезнуть, и их
возобновление будет невозможно. И наоборот,
поддержание условий существования животного мира,
регулирование численности животных, принятие мер к
разведению исчезающих видов способствуют их
восстановлению и возобновлению. Животный мир
поддается преобразовательной деятельности человека:
возможно одомашнивание диких животных, скрещивание
и выведение новых видов, выращивание в
искусственных условиях отдельных видов животных и
переселение их в естественные места обитания.
2. Государственное управление эколого-
правовым режимом животного мира
К областям регулирования отношений по охране и
использованию животного мира, в соответствии с
действующим законодательством, относятся:
распоряжение животным миром; определение общих
мероприятий и установление основных положений,
правил и норм в этой области; разработка и утверждение
общественных планов по охране и рациональному
использованию животного мира; установление систем
государственного учета животных и их использования и
порядка ведения государственного кадастра животного
мира; государственный контроль за охраной и
использованием животного мира и установление порядка
его осуществления; решение других вопросов.
Государственное управление в области эколого-
правового режима пользования животным миром
осуществляется Советом Министров РФ, местной
администрацией, а также специально уполномоченными
на то государственными органами по охране и
регулированию использования животного мира и иными
государственными органами.
Специально уполномоченными органами являются:
по наземным животным и птицам — Главное
управление охотничьего хозяйства и заповедников при
Совете Министров РФ (Главохота РФ);
по рыбным запасам — министерства рыбного
хозяйства республик, их органы рыбоохраны.
Функции управления эколого-правовым режимом
пользования животным миром следующие:
государственный учет животных и их использование,
государственный кадастр животного мира; планирование
мероприятий в области охраны и использования
животного мира; государственный контроль за охраной и
использованием животного мира; разрешение споров,
связанных с пользованием животным миром.
Согласно статье 31 Закона, для обеспечения
охраны и организации рационального использования
животного мира проводится государственный учет
животных и их использования и ведется государственный
кадастр животного мира, содержащий совокупность
сведений о географическом распространении видов
(групп видов) животных, их численности, характеристики
необходимых им угодий, современного хозяйственного
использования животных и другие необходимые данные.
На основании постановления Совета Министров
СССР от 28 апреля 1984 года "О порядке
государственного учета животных и их использования и
государственного кадастра животного мира”,
предусматривающего необходимость обеспечения
мероприятий по ведению государственного учета
животных и их использования с 1986 года, а ведение
государственного кадастра животного мира с 1988 года,
государственный кадастр животного мира включает
данные государственного учета животных и их
использования по количественным и качественным
показателям, а также сведения, необходимые для
обеспечения охраны животного мира, планирования,
размещения и специализации охотничьего и рыбного
хозяйства и других отраслей народного хозяйства,
осуществления иных мероприятий, связанных с
использованием животного мира, оценки ресурсов и
прогноза состояния животного мира, организации
проведения мероприятий по регулированию численности
отдельных видов диких животных.
К животным, подлежащим учету и занесению в
кадастр, относятся животные, являющиеся в
установленном порядке объектами охоты, промысловые
водные беспозвоночные и промысловые морские
млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений
и полезные для леса и сельскохозяйственных культур),
животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в
перечни, утвержденные Академией наук РФ и
Министерством здравоохранения РФ, а также
находящиеся на территории государственных
заповедников и природных национальных парков. Наряду
с дикими животными объектом государственного
кадастра животного мира признаны также необходимые
им угодья (земельные, водные, лесные), что
обусловлено неразрывной органической связью
животного мира со средой его обитания и интересами
обеспечения животных необходимыми условиями
существования и в первую очередь кормами.
Государственный контроль за охраной и
использованием животного мира имеет своей задачей
обеспечить выполнение всеми министерствами,
государственными комитетами, кооперативными и
другими общественными предприятиями, учреждениями,
организациями, а также гражданами обязанностей по
охране животного мира, соблюдение установленного
порядка пользования животным миром и иных правил,
установленным законодательством, об охране и
использовании животного мира.
Государственный контроль за охраной и
использованием животного мира осуществляется
соответствующими органами исполнительной власти, а
также специально уполномоченными на то органами.
Наряду с государственным контролем
осуществляется также ведомственный контроль за
охраной и использованием животного мира теми
органами, в ведении которых находятся предприятия,
учреждения, пользующиеся объектами животного мира.
Функции государственного контроля выполняет
Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее
подразделения в областях, краях, автономиях.
Государственные инспекционные задачи по охране
лесных животных осуществляет также и лесная охрана.
Государственный контроль за охраной и
воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное
управление по охране и воспроизводству рыбных
запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод)
Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции
рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.
В борьбе с браконьерством активную роль играют
органы внутренних дел. Совместно с государственными
органами контроль за охраной и использованием
животного мира производится и обществами охотников и
рыболовов, общественными инспекциями по охране
животного мира, создаваемыми при органах охотнадзора
и рыбоохраны.
3. Виды права пользования животным
миром
Правовой основой природоохранительной
деятельности государства в данной сфере являются
Закон РСФСР "Об охране и использовании животного
мира”, а также охотничье и рыболовное
законодательство.
Пользователями животного мира (ст. 10 Закона)
могут быть государственные, кооперативные и другие
общественные предприятия, учреждения, организации и
граждане. Они могут осуществлять следующие виды
пользования животным миром: охоту, рыболовство
(включая добывание беспозвоночных и морских
млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и
рыболовства); в научных, культурно-просветительных,
воспитательных и эстетических целях; использование
полезных свойств жизнедеятельности животных —
почвообразователей, естественных санитаров среди
опылителей растений и др.; в целях получения продуктов
жизнедеятельности животных.
Одним их основных видов пользования животным
миром является охота (ст. 12 Закона) — промысловое
добывание диких зверей и птиц, любительская и
спортивная охота. Согласно постановлению Совета
Министров СССР от 5 января 1982 года "Об улучшении
ведения охотничьего хозяйства” право на охоту имеют
все граждане, являющиеся членами общества охотников,
сдающие испытания по охотничьему минимуму,
уплатившие государственную пошлину с
соответствующими отметками в членском охотничьем
билете, получившие разрешение на право пользования
охотничьем оружием, путевку на производство охоты в
определенных охотничьих угодьях и разрешение на
отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и
птиц.
Для организации спортивно-любительской охоты
созданы добровольные общества — республиканские
общества охотников, Всеармейское военно-охотничье
общество, охотничье общество "Динамо”, которые
наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему
испытаний по охотминимуму. В этом случае
удостоверением на охоту служат охотничий билет,
путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на
отстрел (отлов) соответствующего вида и количества
животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места
охоты.
При промысловой охоте такими документами
являются план-наряд на отстрел определенного вида
промысловых животных или договор с
охотопромысловым хозяйством на отстрел животных,
лицензия на добычу лицензионных видов животных.
Добывание диких животных в порядке научно-
исследовательской охоты производится по разрешениям
органов охраны животного мира и платным лицензиям на
отстрел (отлов) животных.
Рыболовство (ст. 13 Закона) — промысловый лов
рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских
млекопитающих, а также любительский и спортивный лов
рыбы и добывание водных беспозвоночных —
осуществляется в установленном порядке.
Все водоемы, которые используются или могут
быть использованы для промысловой добычи рыбы,
других видов водных животных либо имеют значение для
воспроизводства рыбных запасов, считаются
рыбохозяйственными и находятся в ведении
Минрыбхоза РФ и под его контролем. Правилами
рыболовства по отдельным рыбохозяйственным
водоемам и водным бассейнам определяются места
лова, сроки лова рыбы и других водных животных,
перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы
вылова ценных пород рыбы на одного гражданина,
список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие
требования.
Промысловая добыча производится на
рыбохозяйственных участках, предоставляемых в
пользование по договорам с государственными,
кооперативными и другими рыбозаготовительными
организациями. За пределами данных участков лов
рыбы этими организациями осуществляется по билетам
органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские
организации проводят лов рыбы по специальным
разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно-любительский лов разрешается всем
гражданам бесплатно на водоемах общего пользования:
на водоемах (или отдельных участках этих водоемов),
где рыболовство организуется обществами охотников и
рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах,
которые определены органами рыбоохраны под
организацию культурных рыбных хозяйств, обществ
охотников и рыболовов, — по разрешениям,
выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.
Предприятиям, учреждениям, организациям и
гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание
животных, не относящимся к объектам охоты и
рыболовства. Законодательством устанавливаются
перечни животных, добывание которых осуществляется
только по разрешениям, выдаваемыми специально
уполномоченными на то государственными органами по
охране и регулированию использования животного мира,
а также перечни тех видов, добывание которых
запрещается.
В соответствии со ст. 16 Закона допускается
использование полезных свойств жизнедеятельности
животных без изъятия их из природной Среды, за
исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона
использование животных в целях получения продуктов их
жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а
также без их уничтожения и без нарушения Среды их
обитания.
Среди оснований прекращения права пользования
животным миром (ст. 29 Закона) выделяются
следующие: минование надобности в пользовании или
отказ от него; истечение установленного срока
пользования; возникновение необходимости изъятия из
пользования объектов животного мира в целях охраны
животных; ликвидация предприятия, учреждения,
организации, которым было предоставлено право
пользования; невыполнение пользователями
установленных правил, норм и иных требований по
охране и использованию животного мира.
4. Правовая охрана животного мира
Основные требования, которые должны
соблюдаться при планировании и осуществлении
мероприятий, могущих воздействовать на среду
обитания животных и состояние животного мира,
зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям
относятся: необходимость сохранения видового
многообразия животных в состоянии естественной
свободы; охрана Среды обитания, условий размножения
и путей миграции животных; сохранение целостности
естественных сообществ животных; научно
обоснованное рациональное использование и
воспроизводство животного мира; регулирование
численности животных в целях охраны здоровья
населения и предотвращение ущерба народному
хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18
Закона, в которой говорится, что мероприятия по
регулированию численности отдельных видов животных
должны осуществляться гуманными способами,
исключающими причинение вреда другим видам
животных и обеспечивающими сохранность Среды
обитания животных.
Меры охраны животного мира зафиксированы в
статье 21 Закона. Некоторые требования получают
конкретизацию в других статьях Закона. Так, требование
охраны Среды обитания, условий размножения и путей
миграции конкретизируется применительно к
хозяйственной деятельности, а именно: при размещении,
проектировании, строительстве населенных пунктов,
предприятий, сооружений и других объектов, в
совершенствовании существующих и внедрении новых
технологических процессов, введении в хозяйственный
оборот целинных земель, заболоченных территорий,
прибрежных и занятых кустарником территорий,
мелиорации земель, осуществлении лесных пользований,
проведении геологоразведочных работ, добыче
полезных ископаемых, определении мест выпаса и
прогона сельскохозяйственных животных, разработке
туристических маршрутов и организации мест массового
отдыха населения, а также при размещении,
проектировании и строительстве железнодорожных,
шоссейных, трубопроводных и других транспортных
магистралей, линий электропередачи и связи, каналов,
платин и иных гидротехнических сооружений должно быть
обеспечено осуществление мероприятий по выполнению
данного требования (ст. 23 Закона).
Статья 24 Закона предписывает предприятиям и
гражданам принимать меры по предотвращению гибели
животных при проведении сельскохозяйственных,
лесозаготовительных и других работ, а также при
эксплуатации транспортных средств. Без осуществления
таких мер запрещается выжигание сухой растительности,
хранение материалов, сырья и отходов производства.
Для обеспечения охраны животного мира
устанавливается более жесткий режим использования
животных в заповедниках, заказниках и других особо
охраняемых территориях. Здесь запрещены виды
пользования животным миром и другая ответственность,
несовместимая с целями заповедников.
Огромное значение имеет охрана редких и
находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов
животных. Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся в
Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих
животных, сокращению их численности или нарушению
среды обитания, не допускаются. В случае, когда
воспроизводство редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных невозможно в
естественных условиях, специально уполномоченные на
то государственные органы по охране и регулированию
использования животного мира должны принимать меры
к созданию необходимых условий для разведения этих
видов животных. Их добывание и изъятие для
разведения в специально созданных условиях и
последующего выпуска на свободу в научно-
исследовательских целях, для создания и пополнения
зоологических коллекций допускается по особому
разрешению, выдаваемому специально
уполномоченными на то государственными органами по
охране и регулированию использования животного мира.
Заключение
Еще более полувека тому назад Академик В. И.
Вернадский отмечал, что мощь человеческой
деятельности можно сравнить с геологической силой
Земли, поднимающей горные массивы, опускающей
материки, передвигающей континенты и т. п. С того
времени человечество далеко ушло вперед, и поэтому
мощь человека возросла в тысячи раз. Сейчас одно
предприятие — Чернобыльская АЭС нанесло
непоправимый вред огромному региону, который связан
неразрывными экосвязями не только с отдельным
континентом, но и имеет большое значение для жизни на
Земле, изменения планетарных процессов.
Т. к. отношение людей к природе существует только
через производственные отношения, то
экологопользование связано в каждой стране с
существенными в ней социально-экономическими
отношениями. Различие социально-экономических
систем, обусловливающие и различие эколого-правового
регулирования различных стран, требует внимательного
анализа правоприменительной практики.
Осознание настоятельной необходимости
рационализации экологопользования и координации
усилий в охране окружающей Среды в рамках всего
международного сообщества вызывает возрастание
угрозы экологической катастрофы в глобальном
масштабе.
За последние годы в нашей стране произошли
необратимые перемены — распался СССР и исчезли
союзные структуры. Образование суверенных
государств с тяжелейшим экологическим наследием
должно заставить задуматься о создании единого
экологического пространства для выхода из
экологического кризиса. Именно в объединении — путь к
решению всех стоящих перед республиками
экологических проблем.
Библиографический список
1. Ерофеев Б. В. Экологическое право. — М.:
Высшая школа, 1992.
2. Закон РСФСР "Об охране и использовании
животного мира”.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Основы законодательства РФ "О
здравоохранении”.



































































Категория: экология | Добавил: PRiDE
Просмотров: 462 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]