Главная » Файлы » физкультура и спорт

Врачебный контроль, его цели и задачи
06 Октября 10, 23:16
Врачебный контроль, его цели и задачи
Задачи, содержание, формы, методы и организация
врачебного контроля
В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали
обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система
медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и
спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании.
Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой
самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состояние
здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц,
систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Врачебный контроль является важным звеном в научном
обосновании теории и практики Российской (Советской) системы
физического воспитания. Вместе с комплексом других научных
дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений,
спортивной травматологией — врачебный контроль составляет
спортивную медицину.
Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании —
содействие эффективному использованию средств и методов
физического воспитания для укрепления здоровья, повышения
физического развития и физической подготовленности трудящихся
нашей страны.
В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:
· наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием
и работоспособностью лиц, занимающихся физическими
упражнениями и спортом;
· наблюдение за правильным использованием средств и
методов физического воспитания с учетом пола, возраста,
состояния здоровья и физической подготовленности
занимающихся;
· предупреждение и устранение отрицательных явлений в
процессе тренировки (перетренированности, переутомления и
др.);
· надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий,
· предупреждение спортивных травм, также их лечение.
В настоящее время вся работа по организации, планированию и
руководству врачебным контролем осуществляется органами
здравоохранения. Ими также проводится подготовка врачей —
специалистов по физической культуре в системе институтов
усовершенствования врачей и кафедр по врачебной физкультуре
медицинских университетов (институтов). Общий контроль за
постановкой медицинского обслуживания занимающихся физической
культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и
спорту при СМ России (раньше при СМ СССР), который в этой работе
опирается на Научно-методический Совет и Федерацию спортивной
медицины. В областных центрах и крупных городах действуют
физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредственно
осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами,
обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований,
контролируют санитарное состояние спортивных сооружений,
контролируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных
заведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен
на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений.
В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного
мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных
центрах созданы кабинеты врачебного контроля.
Основная форма в.к. — врачебное обследование. Проводятся
первичные, повторные и дополнительные обследования. Другими
формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во
время занятий физическими упражнениями, санитарно-гигиенический
контроль за местами и условиями проведения занятий по физической
культуре и спорту, предупреждение спортивного травматизма и
заболеваемости; медицинское обслуживание массовых
оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий:
медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей;
санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры
и спорта.
Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных
условиях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное
врачебное обследование в лабораторных условиях включает в себя
следующие методы: общепринятый комплекс методов — анализ общий и
спортивный, определение физического развития, физикальное
обследование систем и органов, комбинированная функциональная
проба, клинические анализы крови и мочи, электрокардиофафия,
рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца;
дополнительный комплекс инструментальных методов.
В условиях спортивной деятельности применяются методы:
определение воздействия тренировочного занятия, используя
показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления,
динамометрии, спирометрии, веса тела и дополнительные
инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками,
используя показатели пульса и частоты дыхания, определение
кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет
показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и
дополнительные инструментальные методы.
Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов и
проводится в соответствии с инструкцией об организации врачебного
контроля за физическим воспитанием студентов вузов страны,
введенной в действие в 1972 году.
В начале учебного года студенты в обязательном порядке
проходят медицинское освидетельствование, антропометрические
измерения. Периодические медицинские осмотры занимающихся
физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в
год. Отдельные студенты по назначению врача или преподавателя
проходят медицинские осмотры повторно.
Морфофункциональные характеристики возрастных
особенностей школьников. Врачебный контроль за
школьниками, юными спортсменами, студентами,
лицами среднего и пожилого возраста
Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и
функциональным возможностям отличается от организма взрослого
человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды
(перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические
перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия,
дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному
развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение
результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным
заболеваниям, тормозят рост и развитие.
У детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет) еще
недостаточно твердая костная система, поэтому возможность
нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются
искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие
нарушения.
Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети
затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно
развита координация. Процессы возбуждения преобладают над
процессами торможения. Отсюда — недостаточная устойчивость
внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при
занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать
нагрузки и отдых.
В начальных классах особенно важна профилактика утомления.
Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки
на улице в любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе —
гимнастика до занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки
между уроками и т.п.
В среднем школьном возрасте (12 – 16 лет) дети имеют почти
оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза
еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо,
а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется
опасность возникновения сколиозов, замедления роста, особенно если
школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и др.
Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным
ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у
мальчиков. Совершенствуется координация движений.
Этот возраст связан также с началом полового созревания,
которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы
и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на
приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам
восстановления. Поэтому при проведении занятий рекомендован строго
индивидуальный подход к занимающимся.
В старшем школьном возрасте (17 – 18 лет) формирование
костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный
рост тела в длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол,
прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая
сила. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется
точность и координация движений.
На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает
двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.
Исследования показывают, что только 15% выпускников средних
школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния
здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является
пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной
двигательной активности школьников 11 – 15 лет является наличие (20-
24)% динамической работы в дневном распорядке, то есть 4 – 5 уроков
физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен
составлять 3100 – 4000 ккал.
Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компенсируют
ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для
нормального развития девочек необходимо 5 – 12 часов в неделю, а
мальчиков — 7 – 15 часов занятий физическими упражнениями разного
характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные
перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т.п.).
Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно высокой
(средняя ЧСС при этом — 140 – 160 уд/мин).
Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоянием
здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тренером)
отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей
медицинского контроля является определение медицинских групп для
занятий физкультурой и спортом, а в последующем — постоянный
контроль за состоянием здоровья и развитием школьников,
корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.
Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только
медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями, оно
значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а
именно:
· контроль за состоянием здоровья и общим развитием
занимающихся физической культурой и спортом;
· врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры
в процессе тренировочных занятий, соревнований;
· диспансерное обследование занимающихся в школьных
секциях;
· медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;
· профилактика спортивного травматизма на уроках
физкультуры и на соревнованиях;
· профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий
проведения занятий и соревнований;
· врачебные консультации по вопросам физической культуры и
спорта.
Важным участком работы школьных медицинских работников
является врачебно-педагогический контроль за занимающимися,
который должен охватывать все формы физического воспитания в
школе: уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях,
самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное —
определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.
Школьный врач (или медицинская сестра) определяют
интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и
внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли
принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с
теми или иными отклонениями в состоянии здоровья отстраняют от
занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми
детьми).
Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в занятиях
того или иного школьника, имеющего отклонения в физическом развитии
(нарушение осанки, плоскостопие и др.).
Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений
является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в
отношении условий и мест проведения занятий физкультурой
(температура, влажность, освещение, покрытие, готовность
спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви,
достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных
снарядах).
Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по
моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока
по пульсу и внешним признакам утомления.
Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала,
с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс
ниже 130 уд/мин и т.д.
Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед
допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те
или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест,
подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 секунд с подсчетом
пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать
сроки допуска к занятиям физкультурой после перенесенных
заболеваний.
Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ангина —
14 – 28 дней, следует опасаться резких переохлаждений; бронхит — 7 –
21 день; отит — 14 – 28 дней; пневмония — 30 – 60 дней; плеврит — 30
– 60 дней; грипп — 14 – 28 дней; острый неврит, пояснично-крестцовый
радикулит — 60 и более дней; переломы костей — 30 – 90 дней;
сотрясение головного мозга — 60 и более дней; острые инфекционные
заболевания — 30 – 60 дней.
Важная форма работы врача и учителя физкультуры —
профилактика спортивных травм при занятиях физкультурой.
Основными причинами травматизма у школьников являются следующие:
плохая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест занятий,
отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, раннее
возобновление занятий школьником, перенесшим заболевание, плохое
освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие
причины.
Двигательная активность школьников. Между двигательной
активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение —
залог здоровья — это аксиома. Понятие "двигательная активность”
включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе
жизнедеятельности.
В детском и подростковом возрасте двигательную активность
можно условно разделить на три вида: активность в процессе
физического воспитания; физическую активность во время обучения,
общественно-полезную и трудовую деятельность; спонтанную
физическую активность в свободное время. Все эти части тесно
связаны между собой.
Для контроля за двигательной активностью используют
хронометраж (определение ее продолжительности и вида,
одновременно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.),
шагометрию (подсчитывают движения с помощью специальных
приборов — шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по
показанию счетчика, определяют количество километров, пройденных
за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, которые
вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании земли в
специальном устройстве возникают электрические сигналы, по которым
миниатюрный счетчик подсчитывает число шагов и энергию,
затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации
Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности
представлена таким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая
активность (4 – 7 ч), умеренная (2,5 – 6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому
показателю прибавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее
максимум приходится на возраст 14,5 лет).
У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть
значительно выше в зависимости от вида спорта, которым они
занимаются.
Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия) и их
избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.
Летом для обеспечения школьникам условий для достаточной
двигательной активности следует шире использовать подвижные игры,
плавание, корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода
стоп.
Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое
воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если
специализация начинается в юном возрасте без достаточной
разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке
роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя
специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду,
акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как
правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с
нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в
таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.
Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом
предусматривает:
· диспансерное обследование — 2 – 4 раза в год;
· дополнительные медицинские осмотры с включением
тестирования физической работоспособности перед участием в
соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;
· врачебно-педагогические наблюдения с применением и
дополнительных повторных нагрузок после тренировок;
· санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок,
соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;
· контроль за средствами восстановления (по возможности —
исключать фармакологические препараты, баню и другие
сильно действующие средства);
· строгое выполнение тренером рекомендаций врача по
объему, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам
допуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после
перенесенных травм и инфекционных заболеваний.
Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет
следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического
совершенствования. Средства и методы их решения должны
соответствовать возрастным особенностям организма школьника.
Спортивная специализация — это планомерная разносторонняя
физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких
спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее
благоприятном для этого возрасте.
Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что
возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным
нагрузкам, зависит от вида спорта.
Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать
занятия тем или иным видом спорта в следующем возрасте:
· акробатика — с 8 – 10 лет;
· баскетбол, волейбол — 10 – 13;
· бокс — 12 – 15;
· борьба — 10 – 13;
· водное поло — 10 – 13;
· гребля академическая — 10 – 12;
· легкая атлетика — 11 – 13;
· лыжный спорт — 9 – 12;
· плавание — 7 – 10;
· тяжелая атлетика — 13 – 14;
· фигурное катание — 7 – 9;
· футбол, хоккей — 10 – 12;
· гимнастика спортивная — 8 – 10 лет (мальчики), 7 – 9 лет
(девочки).
Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-
функциональных особенностей юных спортсменов нередко является
причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения
предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к
инвалидизации.
К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей!
Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в
подготовительную или специальную медицинскую группу.
Особенности питания школьников. Правильно организованное (в
количественном и качественном отношении) питание детей является
обязательным условием их нормального физического развития и играет
важную роль в повышении работоспособности и сопротивляемости
организма инфекционным заболеваниям. Преобладание в пище детей
углеводов ведет к различным заболеваниям (диабету, ожирению,
снижению иммунитета, кариесу зубов и др.).
Питание школьников связано с анатомо-физиологическими
особенностями растущего организма и условиями деятельности
учащихся. Повышенная калорийность питания у детей по сравнению со
взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, большей
подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его массой (у
детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем у
взрослых, а потому они быстрее охлаждаются и, соответственно,
теряют больше тепла).
Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следующие
размеры поверхности кожи: у ребенка 1 года — 528 см2, 6 лет — 456
см2, 15 лет — 378 см2, у взрослых — 221 см2.
Усиленные теплопотери требуют большей калорийности питания. С
учетом относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому
необходимо получить в сутки 42 ккал, детям 16 лет — 50 ккал, 10 лет —
69 ккал, 5 лет — 82 ккал.
Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как
они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.
Наиболее благоприятным условием для роста и развития является
соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление
углеводов в младшем возрасте меньше, чем в старшем, в то время, как
потребление белков с возрастом увеличивается. Избыток углеводов в
питании так же вреден, как и недостаток (излишки идут на отложение
жира; снижается иммунитет; дети-сластены больше подвержены
простудным заболеваниям, а в дальнейшем не исключено заболевание
диабетом).
У детей потребность во всех витаминах повышена, они более
чувствительны к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина
А вызывает приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке
витамина Д возникает рахит (витамин Д регулирует фосфорно-
кальциевый обмен). Недостаток ультрафиолета и витамина Д ведет к
рахиту, кариесу зубов и пр.
Питание в школе разных возрастных групп должно строиться
дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в
пищевых веществах и энергии. Порции не должны быть слишком
объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые
своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказывают
положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня.
Калорийность завтрака в городских школах должна составлять
примерно 25% общей калорийности суточного рациона, а в сельской
местности при отдаленности жилья — 30 – 35%.
Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку наносят
существенный вред здоровью школьника.
Закаливание школьников проводится по системе гигиенических
мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к
неблагоприятным воздействиям различных метеорологических
факторов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и
т.п.). Это своего рода тренировка организма с использованием целого
ряда процедур.
При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд условий:
систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей,
состояния здоровья, возраста, пола и физического развития;
использование комплекса закаливающих процедур, то есть применение
разнообразных форм и средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание
общих и локальных воздействий.
В процессе закаливания школьники осуществляют самоконтроль, а
родители следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры,
оценивают их переносимость и эффективность.
Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные
ванны), вода (души, ванны, полоскания горла и др.).
Последовательность выполнения закаливающих водных процедур:
обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание
снегом и т.д.
Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо
помнить, что у детей высокая чувствительность (реакция) к резкой
смене температур. Несовершенная терморегуляционная система
делает их беззащитными перед переохлаждением и перегреванием.
Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте.
Лучше начинать летом или осенью. Эффективность процедур
увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в
сочетании с физическими упражнениями, играми и т.п.
При острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний
проводить закаливающие процедуры нельзя!
Согласно государственной программе, обязательные занятия
физкультурой в вузе проводятся первые два года обучения, в
последующие годы — факультативно. Занятия проводятся два раза в
неделю, медицинское обследование — 1 раз в год.
Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов
включает:
· исследование физического развития и состояния здоровья;
· определение влияния физических нагрузок (занятий
физкультурой) на организм с помощью тестов;
· оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий,
инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;
· врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до
занятий, в середине урока и после его окончания);
· профилактику травматизма на уроках физкультуры,
зависящего от качества страховки, разминки, подгонки
инвентаря, одежды, обуви и т.п.;
· пропаганду оздоровительного влияния физкультуры,
закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента
с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.
Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением
тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по
необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом,
терапевтом, травматологом и др.).
Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических
особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические
особенности организма в период старения оказывают влияние на его
важнейшее свойство — способность реагировать на воздействия
внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется
состоянием рецепторов, нервной системы, висцеральных органов и др.
Возрастные изменения начинаются с периферических сосудов.
Происходит утончение мышечного слоя артерий. Склероз раньше всего
возникает в аорте и крупных сосудах нижних конечностей. Кратко
изменения в организме при старении можно сформулировать
следующим образом:
· нарушается координация движений, изменяется структура
мышечной ткани с потерей жидкости, сухостью кожи и т.д.;
· уменьшается выделение гормонов (например,
адренокортикотропного гормона АКТГ), по этой причине
снижается эффективность синтеза и секреции гормонов
надпочечников, ответственных за обменные и
приспособительные процессы организма, в частности, при
мышечной работе;
· снижается функция щитовидной железы (гормон тироксин),
регулирующей обменные процессы (биосинтез белков);
· нарушается обмен жиров, в частности, их окисление, а это
ведет к накоплению в организме холестерина, который
способствует развитию склероза сосудов;
· возникает инсулиновая недостаточность (функциональные
нарушения поджелудочной железы), затрудняется переход
глюкозы в клетки и ее усвоение, ослабляется синтез гликогена:
инсулиновая недостаточность затрудняет биосинтез белка;
· ослабляется деятельность половых желез, что вызывает
ослабление мышечной силы.
С возрастом мышцы уменьшаются в объеме, снижается их
эластичность, сила и сократимость.
Исследования показывают, что наиболее выраженным
возрастным изменением протоплазмы клеток (мышц) является
снижение гидрофильности и водоудерживающей способности белковых
коллоидов.
С возрастом интенсивность обменных процессов понижается,
величина минутного объема сердца уменьшается. Скорость
возрастного снижения сердечного индекса составляет 26,2 мл/мин/м2 в
год.
Отмечается также уменьшение частоты сердечных сокращений и
ударного объема. Так, в течение 60 лет (с 20 лет до 80 лет) ударный
индекс снижается на 26%, а частота сокращения сердца — на 19%.
Уменьшение максимального минутного объема кровообращения и МПК
по мере старения связано с возрастным снижением частоты сердечных
сокращений. У пожилых людей из-за нарушения эластичности артерий
систолическое давление имеет тенденцию к повышению. Во время
физической нагрузки оно также возрастает в большей степени, чем у
молодых.
При возникновении гипертрофии миокарда,
коронарокардиосклероза нарушается метаболизм мышц, повышается
артериальное давление, возникает тахикардия и другие изменения,
которые существенно лимитируют физическую деятельность.
Происходит частичная замена мышечных волокон соединительной
тканью, возникает атрофия мышц. Из-за потери эластичности легочной
ткани снижается вентиляция легких, а следовательно, и снабжение
тканей кислородом.
Практика свидетельствует, что умеренные физические тренировки
задерживают развитие многих симптомов старения, замедляют
прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений,
улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А
если учесть, что для лиц среднего и пожилого возраста характерна
гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной
необходимость регулярных занятий физкультурой.
Наиболее эффективны в этом отношении циклические виды
двигательной активности — ходьба по пересеченной местности,
лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде, тренировки на
велотренажере, тредбане (тредмилле) и др., а также ежедневная
утренняя гимнастика (или длительная прогулка в лесу, парке, сквере),
контрастный душ, раз в неделю — посещение сауны (бани), умеренное
питание (без ограничения в животных белках, овощах, фруктах) и т.д.
Не следует включать в тренировки бег, прыжки, упражнения с
тяжестями, которые приводят к травматизму и заболеваниям опорно-
двигательного аппарата. В свое время популярным был "бег трусцой”,
который приводил к заболеваниям нижних конечностей (периоститы и
другие структурные изменения надкостницы, мышц, сухожилий и пр.),
возникновению (или обострению) остеохондроза позвоночника. Его
пришлось заменить более физиологичным видом — ходьбой.
Врачебный контроль за женщинами, занимающимися
физкультурой и спортом
При занятиях физической культурой и спортом, а также при отборе
в секции необходимо учитывать морфофункциональные особенности
женского организма.
Физическое развитие и телосложение женщин во многом
отличаются от мужского. Во-первых, это касается роста и массы тела.
Мышечная масса у женщин составляет примерно 35% массы тела, а у
мужчин — 40 – 45%. Соответственно, и сила у женщин меньше. Так, у
студенток института физкультуры кистевая динамометрия 36,5 кг, у
мужчин — 60,1 кг; становая, соответственно, — 91,4 кг и 167,7 кг.
Жировая ткань у женщин составляет в среднем 28% массы тела, а у
мужчин — 18%. И топография отложения жиров у женщин отличается от
мужской.
Занятия спортом существенно изменяют морфологические
показатели в таких видах спорта, как метание диска, толкание ядра,
тяжелая атлетика, борьба и др.
У здоровых женщин плечи уже, таз шире, ноги и руки короче.
Структура и функции внутренних органов также различны. Сердце у
женщин меньше, чем у мужчин, на 10 – 15%, объем сердца у
нетренированных женщин составляет 583 см3, у мужчин — 760 см3. То
же различие отмечено и у спортсменов.
Ударный объем сердца у мужчин в покое на 10 – 15 см3 больше,
чем у женщин. Минутный объем крови (МОК) больше на 0,3 – 0,5 л/мин.
Следовательно, в условиях выполнения максимальной физической
нагрузки сердечный выброс у женщин существенно ниже, чем у мужчин.
У женщин также меньше объем крови, но ЧСС в покое у женщин выше,
чем у мужчин, на 10 – 15 уд/мин. Частота дыхания (ЧД) у женщин выше, а
глубина дыхания меньше, меньше также МОД. ЖЕЛ на 1000 – 1500 мл
меньше. Тип дыхания у женщин грудной, а у мужчин — брюшной. МПК у
женщин меньше, чем у мужчин, на 500 – 1500 мл/мин. PWC170 у женщин
— 640 кгм/мин, а у мужчин — 1027 кгм/мин. Поэтому и спортивные
результаты у женщин ниже, чем у мужчин, во всех видах спорта.
Все это указывает на более низкие функциональные возможности
сердечно-сосудистой системы женщин по сравнению с мужчинами.
Под влиянием систематических занятий спортом функциональные
показатели различных систем организма у мужчин и женщин еще более
различаются. Так, по данным PWC170, физическая работоспособность
у спортсменок в циклических видах спорта (лыжные гонки, коньки,
академическая гребля) составляет 70,1% (1144 кгм/мин), у мужчин —
1630 кгм/мин. Связано это с возможностями кардиореспираторной
системы.
В связи с более низким основным обменом у женщин на 7 – 10%
меньше, чем у мужчин, сердечный индекс, более низкий ударный объем
(соответственно 99 мл и 120 мл) во время нагрузки в положении лежа на
спине.
Помимо сказанного выше, при построении учебно-тренировочного
процесса необходимо учитывать функциональное состояние
спортсменки в различные фазы овариально-менструального цикла,
психоэмоциональное состояние. В этот период ослабевает внимание,
ухудшается самочувствие, появляются боли в поясничной области и
внизу живота и др. Физическая работоспособность (по тестированию) в
середине менструального цикла (в период овуляции) заметно
снижается. В этом периоде тренировки противопоказаны.
В период менструации не следует посещать сауну (баню),
плавательный бассейн, проводить занятия в тренажерном зале.
Запрещается принимать фармакологические средства,
способствующие задержке или ускорению (преждевременному
наступлению) менструации. Такая искусственная регуляция приводит к
нарушению детородной функции, раннему наступлению климакса и ряду
других осложнений.
Рождение ребенка положительно сказывается на спортивных
результатах. Практика спорта знает немало случаев, когда женщина,
имея одного, двух и даже трех детей, показывала выдающиеся
результаты на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.
С наступлением беременности следует прекратить интенсивные
тренировки, а заняться ЛФК, дозированной ходьбой, плаванием,
лыжными прогулками и т.д. Исключаются упражнения на напряжение
брюшного пресса и промежности (особенно в ранние сроки
беременности), задержку дыхания, прыжки, подскоки и др.
В послеродовом периоде полезны лечебная гимнастика, массаж
спины и ног, прогулки в лесу (сквере, парке). Умеренные нагрузки
способствуют увеличению лактации, а интенсивные — снижению или
даже прекращению. Через 6-8 мес. после родов прекращения
кормления ребенка грудью можно возобновить тренировки, но они
должны быть умеренными (желательно в циклических видах спорта), с
постепенным включением общеразвивающих упражнений и занятий на
тренажерах.
У гимнасток, фигуристок и прыгуний в воду после многолетних
тренировок в детском возрасте отмечается более позднее начало
месячных (у 46 – 64% они начинались в 15 – 17 лет). Задержка
менструального цикла объясняется перегрузками в ходе
тренировочного цикла, а также воздействием холода у фигуристок,
микротравмами гениталий у гимнасток и некорректным (нетехничным)
вхождением в воду прыгуний.
Анаболитические стероиды женщинам противопоказаны, особенно
опасны они для девушек. От их применения изменяется структура мышц,
изменяется голос, появляется агрессивность, повышается травматизм,
нарушается менструальный цикл вплоть до аменореи, а также
детородная функция (характерны выкидыши), отмечается повышение
артериального давления, заболевание печени, возникают раковые
заболевания даже со смертельным исходом. От применения
анаболиков у юных спортсменок возникает также опасность остановки
роста.
Оценка состояния здоровья, физического развития и
тренированности. Отрицательные явления в процессе
тренировки
На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических
наблюдений и других данных о состоянии здоровья, физического
развития и подготовленности делается медицинское заключение, по
которому студенты распределяются для практических занятий по
программе физического воспитания на три медицинские группы,
характеристики которых приведены в таблице 1.

В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции
опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных
нарушениях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях
учебного заведения, студенты направляются для обязательных заня
Категория: физкультура и спорт | Добавил: PRiDE
Просмотров: 809 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]