Главная » Файлы » история

Великий шелковый путь на территории Казахстана. Город и степь
03 Мая 10, 01:07
Великий шелковый путь на территории
Казахстана. Город и степь
Начало контактов и обменных связей восходит к III –
II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с
разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана
и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе
Хотана.
В середине I тыс. до н. э. стал функционировать
Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к
берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное
Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну
агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о.
Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и
шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных
металлов.
В распространении драгоценных шелков
участвовали кочевые племена саков и скифов, через
посредство которых диковинный для того времени товар
попадал в Центральную Азию и Средиземноморье.
В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает
функционировать как регулярная дипломатическая и
торговая артерия.
Во II – V вв. Шелковый путь, если следовать с
востока, начинался в Чаньани – древней столице Китая и
шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее
вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине
Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот.
Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера
и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы
Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя
от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал Бедель к
южному берегу Иссык-Куля — через Дунхуан, Хотан,
Яркенд в Бактрию, Индию и Средиземноморье — это так
называемый «Южный путь». «Северный путь» шел из
Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару,
Мерв и Хамадан в Сирию.
В VI – VII вв. наиболее оживленным становится путь,
проходивший из Китая на запад через Семиречье и
Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно
объяснить несколькими причинами. Во-первых, в
Семиречье находились ставки тюркских каганов,
которые контролировали торговые пути через Среднюю
Азию. Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала
опасной из-за междоусобиц. В-третьих, богатые тюркские
каганы и их окружение стали крупными потребителями
заморских товаров.
Через Шелковый путь шло основное число
посольских и торговых караванов в VII – XIV вв. В
течение столетий он претерпевал изменения: одни
участки приобретали особое значение, другие, напротив,
отмирали, а города и торговые станции на них приходили
в упадок. Так, в VI – VIII вв. основной была трасса Сирия
– Иран – Средняя Азия – Южный Казахстан – Таласская
долина – Чуйская долина – Иссык-Кульская котловина –
Восточный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее,
еще один маршрут выходил на трассу из Византии через
Дербент в Прикаспийские степи – Мангышлак –
Приаралье – Южный Казахстан. Он шел в обход
Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был
заключен торгово-дипломатический союз
Западнотюркского каганата в Византии. В IX – XII вв. этот
маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем
тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний
Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в XIII
– XIV вв. вновь оживляется. Политическая ситуация на
континенте определяла выборы маршрутов
дипломатами, купцами и другими путешествующими
людьми.
Во время существования государства саков, усуней
и кангюй во II в. до н. э. – первой половине I тыс. н. э.,
когда Шелковый путь уже активно функционировал, в
Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский
шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-
застежки и камни-печатки из Сасанидского Ирана. В этот
период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формируются
городские центры, предтечей которых явились
земледельческие поселения, окруженные стенами с
башнями.
Во второй половине VI в. Семиречье, Южный
Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной
кочевой империи, простиравшейся от Кореи до Черного
моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового
пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что
сыграло важную роль в развитии городской культуры
этого региона. В Семиречье он стимулировал
возникновение ряда городских центров, а на юге
Казахстана способствовал быстрому росту городов.
Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан
и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока
междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской
культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к
его угасанию.
 Направления и трассы Великого
Шелкового пути
Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему
двигаться с запада на восток, шел из Шаша (Ташкент)
через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам (Сарьям).
Название древнего города сохранилось до сих пор. Его
носит поселок рядом с Шымкентом, в центре которого
находятся остатки средневекового городища, бывшего
одним из крупнейших центров на Шелковом пути. Из
Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи,
медь и железо.
Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз
через города Шараб и Будухкет.
Тараз — один из крупнейших городов Казахстана,
был известен уже в VI в. Именно здесь тюркский каган
Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство
византийского императора Юстиниана II во главе со
стратегом Земархом. Источники называли Тараз
городом купцов. Кроме того, он был столичным центром
тюргешей, а затем карлуков и караханидов.
Рядом с Таразом находился город Джамукат,
упоминавшийся уже в VI в. Развалины Джамуката
находятся в Таласской долине недалеко от Джамбыла,
на правом берегу реки Талас, напротив с. Михайловки.
Развалины его называются сейчас Костобе — Двойной
бугор.
В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен
которого произошла в 751 г. битва арабов с китайскими
войсками за сферы влияния. Неподалеку от Тараза на
торговом пути, идущем вниз по Таласу на север,
находились города Адахкет и Дех Нуджикес. В горной
части Таласской долины находились также известные
города Шельджи, Сус, Куль и Текабкет. Они возникли
вблизи серебряных рудников.
В Таласскую долину караваны попадали также по
дороге из Ферганской долины через перевал Чанач на
Чаткальском хребте и Карабура в Таласском Алатау.
Этот отрезок дорог соединил «Ферганское» и
«Семиреченское» направления Шелкового пути.
Из Тараза на восток путь шел к Кулану. Территория
между Таразом и Куланом принадлежала карлукам. На
пути к Кулану путь проходил через города Касрибас, Куль-
Шуб и Джудь-Шуб. От Кулана далее на восток на
расстоянии четырех фарсахов друг от друга стояли
города Мирки и Аспара. Затем караваны шли через
города Нузкет и Харраджуван в Джуль. Из Джуля дорога
вела в Сарыг, затем в «селение тюркского кагана» и в
Кирмирау.
Из Кирмирау дорога приводила в один из
крупнейших городов Семиречья Навакет (Китайский
Синчэн). Оба названия переводятся как Новгород.
Навакет был резиденцией тюркских каганов и городом
согдийцев.
Из Навакета через Пенджикент (Бунджикет) дорога
приводила в крупнейший город Семиречья Суяб —
столицу западных тюрков (затем тюргешей, карлуков). О
нем пишут китайские и арабские путешественники вплоть
до Х в. Роль столицы переходит к городу Баласагуну,
раннее название которого, видимо, было Беклиг или
Семекна. Баласагун известен как столица Караханидов,
затем Каракитаев, которые его и разрушили в начале XIII
в. Город был заново отстроен, но уже в XIV в. лежал в
развалинах. Местоположение этих городов находится
неподалеку от современного г. Токмака и соответствует
двум известным средневековым памятникам —
городищам Акбешим и Бурана.
Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному,
либо по южному берегам Иссык-Куля. На южном отрезке
караваны проходили крупный город Верхний Барсахан, а
северный отмечен остатками небольших караван-
сараев, названия которых до нас не дошли. Затем эти
пути соединялись у перевала Бедель, и через него либо
Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.
Из Иссык-кульской котловины через перевал
Санташ и долину Каркары путь вел в Илийскую долину и
затем по правому берегу или через долины Усека и
Хоргоса — в Алмалык, а по северной оконечности
пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан — к
Дунхуану и в Китай.
В X – XII вв. одно из ответвлений Шелкового пути
пересекало всю Илийскую долину с юго-запада на
северо-восток. Ответвление начиналось в Навакате,
затем шло на Бунджикет и через перевал Кастек
приводило на северные склоны Заилийского Алатау. На
перевал шла еще одна дорога — из Баласагуна. Здесь
приметным ориентиром были священные горы Урун-
Ардж. Трасса проходила через небольшие городки в
предгорьях Заилийского Алатау, находившиеся на месте
Кастека, Каскелена и Алматы, и достигала города
Тальхиза (Тальхира), который расположен на северной
окраине города Талгар. Здесь у подножия гор на правом
берегу р. Талгар находятся развалины крупного
средневекового городища. Тальхиз (Тальхир) был
крупным центром транзитной торговли.
В Илийскую долину попадали и другим путем: от
Кулана, Аспары либо Нузкета к городам среднего и
нижнего течения Чу. Через брод Ташуткуль дорога шла на
северные склоны Чуилийских гор к городам вдоль
северных склонов Заилийского Алатау.
В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся. Южная
часть шла через Иссык, Тургень, Чилик к переправе
через Или в районе Борохудзира, а затем по правому
берегу Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь
с маршрутом, шедшим сюда из долины Иссык-Куля. На
этом отрезке археологи нашли развалины небольших
городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного г. Чилик. По
правому берегу Или дорога шла через современные
поселения Кок-Тал и г. Джаркент. В районе Кок-Тала
располагался Илиба-лык.
Северная дорога из Тальхиза тянулась вдоль р.
Талгар до переправы на р. Или в районе Капчагайского
ущелья. После нее путь вел на Чингильды, затем через
перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу
и достигала города Икиогуз, находившегося на месте
современного с. Дунгановка. Вильгельм Рубрук
называет город Эквиусом. Именно здесь обнаружено
одно из крупнейших городищ Илийской долины. В этом
городе, как свидетельствует посетивший его в 1253 г.
Вильгельм Рубрук, жили «сарацины» (иранские купцы).
Из Икиогуза путь шел к Каялыку (Койлаку) —
столице карлукских джабгу. Город славился своими
базарами. В нем кроме мусульман жили христиане,
имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший
город посол Людовика IX к монгольскому хану Мункэ
монах Вильгельм Рубрук. Кулык был столицей карлуков,
которым в IX – начале XIII вв. принадлежала
северовосточная часть Илийской долины. Он находился
в долине р. Каратал, на окраине с. Антоновского.
Неподалеку от Каялыка, судя по записке Рубрука,
находилось христианское селение, через которое также
проходил Шелковый путь. Далее он следовал в долину
Тентека и, обогнув Алакуль, через Джунгарские ворота
приводил в долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел в
Дунхуан и внутренний Китай.
На юго-восточной оконечности Алакуля стоял город,
который путешественники XIII в. называли «Столицей
области».
Из Исфиджаба шла также караванная дорога в
Арсубаникет на Арыси, в Отрар-Фараб и далее вниз по
Сырдарье — в Приаралье.
На караванной дороге, которая шла вдоль
Сырдарьи, наиболее крупными городами были Отрар-
Фараб и Шавгар. Название первого сохранилось до сих
пор в имени крупного городища, находящегося
неподалеку от впадения Арыси в Сырдарью.
Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда
одна дорога вела в Шавгар, а другая — на переправу
через Сырдарью к городу Васиджу. Из него шел путь
вверх по Сырдарье, через огузский город Сюткент в
Шаш, а вниз — в Дженд. Отсюда же через Кзыл-Кумы
была проложена трасса в Хорезм, Ургенч, а оттуда — в
Поволжье и на Кавказ. Этот отрезок Шелкового пути был
особенно оживленным в XIII в. и проходил через Дженд,
Сарайчик, Сарай-Бату и Каффу.
Шавгар известен в источниках уже в VIII в., ему
соответствует городище Чуй-Тобе, расположенное рядом
с Туркестаном. На месте современного Туркестана
рядом с Шавгаром в X – XII вв. сформировался город
Яссы, где жил и проповедовал известный поэт, суфий
Ахмед Ясави.
Из Шавгара путь шел к городу Янгикенту — столице
государства огузов. Отсюда шла также дорога через
Кзыл-Кумы в Хорезм.
Из Шавгара и позднее Яссы через перевал Турлан
дорога выходила на северные склоны Каратау и шла
параллельно той, что тянулась вдоль Сырдарьи. На этом
пути стояли города Сузак, Уросоган, Кумкент, Сугулкент.
Выводила же она либо в низовья Таласа, откуда
поднималась вверх к Таразу, либо шла вдоль западного
берега озера Бийликуль через города Берукет-Паркет и
Хутухчин также к Таразу.
От основной трассы Шелкового пути, проходившей
через Южный Казахстан и Семиречье, отходили дороги
на север и восток, которые вели в районы Центрального
и Восточного Казахстана в степь Деш-и Кыпчак, позднее
известную как Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и
в Монголию. Здесь проходил степной путь, по которому
передвигались племена конных кочевников. Богатые
скотом, шерстью, кожами, металлом районы
Центрального Казахстана были вовлечены в систему
торговых связей, в том числе и международных, и
включены в систему Шелкового пути многими
караванными дорогами.
Из Отрара через Арсубаникет, долинами
Арыстанды, Чаяна, перевалив невысокие горы Каратау,
из Шавгара и Яссы через перевал Турлан, из Саурана и
Сыгнака, из Янгикента дороги выходили в степи
Центрального Казахстана и достигали берегов Сарысу и
Кенгира, Тургая и Ишима. Здесь открыты остатки
средневековых городищ: Болган-Ана, Жаман-Курган,
Ногербек-Дарасы, Домбгаул, Милы-Кудук, Ормамбет.
Видимо, именно здесь следует локализовать упомянутые
в средневековых источниках города.Жубин, Конгликет,
летовки Ортаг и Кейтаг, рудные разработки Гарбиана и
Бакирлытага.
Из Тараза через города Адахкес и Дех-Нуджикес
шел торговый путь на Иртыш — к резиденции хакана
кимаков и далее, в страну кыргызов на Енисей.
Илийская долина соединялась с Центральным
Казахстаном дорогой, которая шла вдоль северных
склонов Чуилийских гор, затем по Чу в ее низовьях и
затем к берегам Сарысу.
Другая трасса отходила от северо-илийской в
районе Чингильды и через перевалы Коктал и Бояулы —
в Прибалхашье, а затем вдоль протоки р. Или Ортасу,
где находятся остатки городища Актам и почти
соединяются южный и северный берега озера, оставляя
пролив шириной чуть больше 8 км. Караваны переходили
пролив вброд и выходили к устью р. Токрау, а затем по
ее берегам шли к предгорьям Улутау.
От северо-илийского пути отходило направление,
огибавшее Алакуль с западной стороны и через
Тарбагатай приводившее на Иртыш, в земли государства
кимаков. В Тарбагатае и на берегах Иртыша
располагались кимакские города Банджар, Ханауш,
Астур, Сисан и «столица хакана» — огромный город,
окруженный укрепленной стеной с железными воротами.
Города кимаков были связаны торговыми дорогами с
городами кыргызов на Енисее, уйгуров в Монголии и
оазисами Восточного Туркестана.
Торговля и товары. Шелковый путь вначале служил
для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из
Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а
позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан,
жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех,
женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители и
минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы,
слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки серебра и
золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и
многое др. По Шелковому пути везли на продажу
знаменитых «потокровных» коней Ферганы, арабских и
нисийских скакунов, верблюдов и ' слонов, носорогов и
львов, гепардов и газелей, ястребов, павлинов, попугаев
и страусов.
По Шелковому пути распространялись культурные
растения:
виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и
фрукты, зелень.
Однако главным предметом торговли оставался
шелк. Наряду с золотом он был международной валютой,
им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье
наемному войску и государственные долги.
Шелк и часть товаров, провозимых по Шелковому
пути, оседала в городах казахстанского участка.
Археологические находки — яркое тому свидетельство2.
К числу редкостных по назначению находок, важных
для изучения международной торговли, относится
серебряный клад из Отрара. По своему составу он
денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада
уникален: в нем представлены монетные дворы
восточнотуркестанских городов — Алмалыка, Пулада и
Эмиля (Омыла), Орду ал-Азама; европейских — Крыма;
малоазиатских — Сиваса, Конии, Тебриза; казахстанских
— Дженда. Время чеканки монет относится ко второй
половине 60-х гг. XIII в. Клад содержит своего рода
«визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом
пути.
По Шелковому пути распространялись не только
изделия, но и мода на художественные стили, которые
могли иметь социальный заказ и, попадая на
подготовленную почву в определенную этнокультурную
среду, получали широкое распространение.
Взаимодействие и взаимообогащение
культур
Уже в начале средних веков в Азии была
распространена концепция четырех царств мира,
которые символизировали обширные регионы и страны.
Каждое из этих «царств мира» в глазах современников
обладало присущими только ему преимуществами. Такие
государства, как Китай, объединившийся под властью
династии Суй (589 – 618), а затем Тан (618 – 907),
царства индийских владетелей; объединение тюрков от
Тихого океана до Черного моря, Персии и Византии,
послужили основой идеи четырех мировых монархий,
расположенных по четырем сторонам света:
империи царя слонов на юге (Индия), царя
драгоценностей на западе (Иран и Византия), царя коней
на севере (тюркские каганаты), царя людей на востоке
(Китай). Та же идея перешла и к мусульманским авторам.
Выражением этой концепции являются росписи в
селении Кушания вблизи Самарканда, покрывавшие
стены здания, где на одной были изображены китайские
императоры, на другой — турецкие ханы и индийские
брахманы, на третьей – персидские цари и римские
императоры.
Современники тех далеких событий писали не
только об успехах своих государств, но и об освоении
ценностей чужих культур, и в этом было основное
содержание одной из реальных форм всемирной
культуры.
Наряду с распространением товаров, культурных
образцов в прикладном искусстве, архитектуре,
настенной живописи по странам Востока и Запада
распространялись искусство музыки и танца, зрелищные
представления.
Иностранные оркестры входили в состав
придворного персонала. Известно, что царственный
меломан Сюань-Цзунь содержал 30 тыс. музыкантов.
Сохранились описания приемов послов тюркским
каганом в ставке вблизи Суяба. «Каган, — пишет
очевидец церемонии буддийский паломник Сюань Цзянь,
— приказал поставить вина и начать музыку... Все это
время раздавалась иноземная музыка, сопровождаемая
металлическим перезвоном. И хотя это была музыка
варваров, она даже ласкала слух, радовала сердце и
мысли». Известно, что наиболее популярной в Танском
Китае была музыка Восточного Туркестана и Средней
Азии. Музыкальные традиции Кучи, Кашгара, Бухары и
Самарканда, Индии под официальным
покровительством слились с музыкальной китайской
традицией.
Иранские, согдийские и тюркские актеры много
внесли и в хореографическую культуру Китая. Например,
в Константинополе часто «гастролировали» артисты с
Востока. Так, на знатном обеде у византийской
императрицы в честь русской княгини Ольги
присутствующих развлекали шуты и эквилибристы, а на
празднествах, устроенных Мануилом I в честь
сельджукского султана Арслана II, выполнял рискованное
сальто тюркский акробат. Давались также
представления в масках.
Эти традиции сохранялись и в более позднее время
в мусульманских странах. Известно, что во время
празднования навруза в Багдаде устраивались
представления в масках перед Халифом.
В разных местах при раскопках памятников на
Шелковом пути найдены многочисленные материальные
подтверждения развития и взаимообогащения культуры:
коллекция терракот танского времени, изображающая
танцоров и танцовщиц, актеров в масках, музыкальные
ансамбли, уместившиеся на верблюжьих горбах. Лица
многих из этих артистов принадлежат представителям
народов Средней Азии. На степных росписях,
сохранившихся в парадных залах Пенджикента, Варахши,
Топрак-Калы и в городах Восточного Туркестана,
изображены музыканты, актеры. Прекрасная
деревянная скульптура танцовщицы найдена в
Пенджикенте. Глиняная маска артиста X – IX вв. — при
раскопках сырдарьинского города Кедера.
Пути религий. По Шелковому пути
распространялисть и религиозные идеи, а миссионеры
разносили свою веру в заморские страны. Из Индии
через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай
пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии —
христианство, а затем ислам.
По мнению исследователей, проникновение
буддизма из Индии в Китай шло через Среднюю Азию и
Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н. э.
В распространении буддизма в Восточном Туркестане и
Китае важная роль принадлежала среднеазиатским
богословам и миссионерам, в особенности согдийцам,
парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма,
особенно активное во II – III вв. н. э., видимо, было
связано с политическими целями Кушанского государства
на Востоке.
В раннем средневековье роль основных
миссионеров буддизма взяли на себя согдийцы. Именно
они сыграли важную роль в распространении буддизма в
Центральной Азии. Анализ терминов из тюркских
буддийских текстов Восточного Туркестана
свидетельствует о том, что они были заимствованы при
посредничестве согдийцев. Буддийские памятники
обнаружены в ряде городов на трассе Великого
шелкового пути.
Тюрки с VI в. испытывали сильное влияние
буддизма. Сюань-Цзян пишет о благожелательном
отношении к буддизму кагана западных тюрков. По
мнению исследователей, в первой половине VII в.
некоторые правители западных тюрков стали буддистами
или покровительствовали буддизму. Это было связано с
переходом их к оседлости и городской жизни.
На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел
достаточно широкое распространение. Об этом говорят
в первую очередь находки буддийских сооружений.
Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской
долины Ак-Бешиме, Красной речке, Новопокровском,
Новопавловском: храмы, монастыри, часовни, а также
находки статуэток и стел с буддийскими персонажами и
сценами.
Достаточно широко среди случайных находок
представлен индийский импорт: бронзовые и серебряные
с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями
статуэтки будд и бодисатв, бронзовые бляшки и
пластины, каменные рельефы в виде мелких поделок и
стелы с сюжетами буддийской иконографии,
составлявшие некогда иконостасы и реликварии
буддийских храмов и монастырей.
К числу последних открытий археологов относится
подземный монастырь, обнаруженный неподалеку от
развалин известного средневекового города Исфиджаба
(Сайрама).
Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с
Запада на Восток, распространялось христианство. В
первой половине V в. в Восточной Римской империи
возникла «еретическая» секта приверженцев
священника Нестория. Последний учил, что дева Мария
родила не бога, а человека к что Христос был только
«обителью божества», носителем святого духа. По
мнению Нестория, деву Марию следует называть не
богородицей, а христородицей. Именно это новшество
произвело смятение в массах. Это противоречило
принятому на Никейском соборе в 325 г. символу веры,
согласно которому Христос считался обладателем
нераздельно слитых ипостасей — человеческой и
божественной, и отрицание единосущности его с богом-
отцом ортодоксальная церковь признавала как
величайшую ересь. Учение Нестория было осуждено на
Эфесском соборе в 431 г., и начались жестокие гонения
на несториан. В результате преследований они
вынуждены были бежать в Иран. Сторонники Нестория
организовали в Персии, в городе Нисибине школу,
которая сплотила политическую оппозицию Византии.
Богатце сирийские купцы и ремесленники,
лишившись рынка в Константинополе, двинулись на
Восток. Их колонии и торговые фактории тянулись от
берегов Средиземного моря до «Небесной империи». На
всем протяжении этого пути неизменно встречаются
свидетельства сирийской письменности, сирийского
христианства, распространение которого началось уже в
самый ранний период его истории. Многовековые
экономические связи сирийцев обусловили их культурное
влияние и на Аравийском полуострове, и в Индии, и в
областях Средней Азии, где иранские и тюркские наречия
оказались в известной мере под воздействием
сирийского языка.
В VII – VIII вв. несторианство широко
распространялось в городах Южного Казахстана и
Семиречья. Во многих городах имелись христианские
церкви. При патриархе Тимофее (780 – 819)
христианство было принято царем тюрков, видимо,
карлукским джабгу. На рубеже IX – Х вв. была
образована особая карлукская митрополия, в Таразе и
Мерке действовали христианские церкви, христиане
проживали и в городах Сырдарьи.
О христианах Илийской долины, которые имели
свою церковь в Каялыке, а также свое селение,
сообщает Вильгельм Рубрук. Известно, что на берегу
Иссык-Куля в XIV в. стоял христианский монастырь, в
котором хранились мощи святого Матфея.
При раскопках некрополей городов Джамуката и
Невакета были обнаружены захоронения христиан с
серебряными и бронзовыми крестами. Известна и
случайная находка нефритового креста на городище
Красная речка. В музее г. Чимкента хранится каменная
ступка, найденная на городище Торткольтобе. На ней
изображены символы христианства — крест и голубь.
При раскопках Тараза в слое VI – VIII вв. найдена
керамическая кружка с сирийской надписью «Петр и
Гавриил».
К выдающимся произведениям религиозного
искусства и религиозной символики среднеазиатских
христан, тюрков по национальности, за период появления
христанства в этих краях до конца XIV в., относятся
кайраки — надгробные камни с несторианскими
надписями и символикой.
О существовании христианских общин в Семиречье
свидетельствуют не только надмогильные сирийские
надписи, но и согдийские надписи на керамике, на
венчиках больших хумов для вина. На одном из них было
написано: «Этот хум (предназначен) для учителя Яарук-
Тегина. Мастер Пастун. Пусть будет он (хум)
наполненным, аминь, аминь!». Слово «учитель» в этой
надписи аналогично терминам тюро-согдийских эпитафий
— «учитель наставник». Заключительное «аминь» не
оставляет сомнений, что Яарук-Тегин был руководителем
христианской общины.
Таким образом, археологические и эпиграфические
находки вкупе с данными средневековых источников
показывают пути распространения христианства.
По Шелковому пути распространилось и
манихейство, возникшее в III в. в Иране и быстро
завоевавшее большое число приверженцев от Италии до
Китая. Она представляла в целом синтез зороастризма и
христианства. Из христианства манихейство
заимствовало идею мессианства, а из зороастризма —
идею борьбы добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в
распространении манихейства играли также согдийцы. В
начале VIII в. верховный глава манихеев имел
резиденцию в Самарканде. Манихейство
сосуществовало с буддизмом в Средней Азии на
протяжении длительного времени, причем буддизм
оказал сильное влияние на пантеон, терминологию и
даже концепцию манихейства.
Своих приверженцев имело манихейство в
Семиречье и на юге Казахстана, в первую очередь, в
среде оседлого населения. В обнаруженной в
Турфанском оазисе древнеуйгурской рукописи
манихейского сочинения «Священная книга двух основ»
говорится о том, что эта книга писалась в городе «Аргу-
Таласе Алтын Аргу Талас-Улуше, Талас-Улуше», «чтобы
пробудить (веру) в стране десяти стрел». Речь здесь
идет об известном городе Таразе. Известно также, что
манихейские обители были еще и в других семиреченских
городах, в том числе в Баласагуне, Чигильбалыке".
Видимо, к числу манихейских реликвий следует
отнести найденный при раскопках Тараза бронзовый
медальон с женским изображением с луной
(полумесяцем), которая является символом
манихейского астрального божества.
Среди жителей средневековых казахстанских
городов были представители и зороастризма,
возникшего в VII – VI вв. до н. э. на территории древнего
Ирана. Для обрядовой практики его характерно
почитание четырех элементов Вселенной — воды, огня,
земли, воздуха. Памятники зороастризма можно
проследить в Средней Азии, в Согде, в сырдарьинских
городах и Семиречье. Это остатки башнеподобных
сооружений, которые можно связывать с башнями огня.
Они сохранились в топографии городищ Костобе и
Красная речка. Однако в Средней Азии и Казахстане
получил распространение особый вариант зороастризма,
отличяый от канонического. Он был тесно переплетен с
местными языческими культами: с культом огня, рода
предков, животных — барана, лошади, верблюда.
Находки, связанные с этой религией, представлены
захоронениями в оссуариях — глиняных ящиках для
костей, хумных захоронениях, труположением в наземных
склепах — на-усах, захоронениях кучек костей. Многие,
связанные с зороастризмом культы продолжали
бытовать в городах Казахстана и после появления
ислама.
Так, в домах Отрара XII в. археологи обнаружили
очаги-алтари, вмазанные в пол. Богато украшенные
резьбой, они служили для возжигания огня. Это были
отсветы великих огней маздеизма, которые продолжали
теплиться в домах горожан, даже тех, в которых
утвердился ислам, и была принята арабская
письменность.
Однако распространившийся в Казахстане ислам
постепенно вытеснил и христианство, и буддизм, и
зороастризм, и местные культы. Новая религия
утвердилась во многих городах на Шелковом пути.
Источники, повествующие о событиях конца VIII – IX
вв., свидетельствуют об исламизации населения Южного
Казахстана, В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе
Исфиджаб. В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил
поход на Шавгар. Карлуки, захватившие с 766 г.
политическое господство в Семиречье и на юге
Казахстана, подверглись наибольшему влиянию
мусульманской культуры. Есть мнение о том, что они
приняли ислам еще при халифе Мазди (775 – 785 гг.)
Однако, видимо, это относилось лишь к какой-то их части,
так как в 893 г

























Категория: история | Добавил: PRiDE
Просмотров: 537 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]