Главная » Файлы » культура и искусство

Джакомо Кваренги
12 Марта 10, 20:12
Джакомо Кваренги
Джакомо Кваренги — яркий представитель строгого
классицизма конца XVIII – начала XIX веков. Итальянец
по происхождению, он жил и творил в России 37 лет и
наряду с В. И. Баженовым, И. Е. Старовым, Н. А.
Львовым и М. Ф. Казаковым вошел в число лучших
русских зодчих.
Воспитанный на художественном наследии
античности и эпохи Возрождения, Кваренги проектировал
и строил сооружения, необходимость в которых была
продиктована условиями исторического развития России.
По проектам великого зодчего возводились усадебные
дворцы и общественные здания не только в Петербурге
и в Москве, но и на периферии страны.
Главным выразительным средством сооружений
Кваренги являются ясность образа и сильная пластика
главного фасада, когда на фоне строгого силуэта
вынесен мощный монументальный портик с
торжественной колоннадой и широкой парадной
лестницей.
Джакомо Кваренги был представителем
обеспеченного и влиятельного семейства. Родился 20
сентября 1744 года в провинции Бергамо.
С раннего детства родители готовили сыну карьеру
священнослужителя. Но сам Джакомо отдавал
предпочтение изобразительному искусству. Уроки
рисования, которые Кваренги берет у лучших художников
Бергамо, не приносят удовлетворения. Он настаивает на
учебе в Риме, куда уезжает в начале 1763 года.
Особый интерес Кваренги проявляет к
архитектурному искусству. Но созвучную своему
мировоззрению методику творчества он находит не на
занятиях в творческих мастерских, а в знаменитом
трактате Андреа Палладио "Четыре книги об
архитектуре".
Длинный перечень архитектурных работ 70-х годов
уже свидетельствует о признании Кваренги как
архитектора заказчиками, в том числе иноземными. В
конце 70-х Кваренги был вхож в круги римской знати.
1 сентября 1779 года Джакомо Кваренги по
контракту выехал в столицу России на службу ко двору
Екатерины II сроком на три года.
Кваренги покидал Италию сторонником строгой и
величественной архитектуры, опирающейся на античную
культуру, обогащенной достижениями великих мастеров
эпохи Возрождения и искусством внутренней компоновки
зданий французских архитекторов. Его творческие
убеждения широко развернулись в чужой для него
стране. Лишь в конце 90-х годов под влиянием
трансформации стиля предельно строгая трактовка
архитектурных образов уступит место более
торжественному характеру зданий.
Известно, что в январе 1780 года зодчий приехал в
Москву. Документы о дате прибытия его в Петербург не
найдены.
Кваренги был поражен размахом русской столицы.
Он работал самозабвенно, справлялся с огромным
числом поручений, охотно выбирая в помощники русских
архитекторов, художников, скульпторов. Однако
высококвалифицированных исполнителей в Петербурге
не хватало, и Кваренги в разное время приглашал
специалистов из Италии.
Первоначально заказы исходили от императрицы, а
затем от государственных деятелей, придворных
вельмож.
Работая в Петербурге, Кваренги создал много
известных и значительных сооружений. В 80-е годы
зодчий проектирует и строит простое, но величественное
здание Академии наук; под его руководством
перестраивается каменный театр при Эрмитаже;
создается ансамбль Александровского дворца.
Как писал Кваренги, в его творчество часто
вмешивалась Екатерина II. Кваренги сумел сохранить
высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а
затем и у императора Александра I.
По окончанию строительства Эрмитажного театра
зодчий получил разрешение поселиться в одном из
помещений этого здания, обращенном окнами на Неву.
Там он жил до конца своих дней.
В 1804 – 1807 годах зодчий создает в центре
Петербурга великолепное монументальное здание
Конногвардейского манежа, постройка которого явилась
важным звеном в коренном преобразовании центра
столицы.
В то же время Кваренги проектировал и строил
почти одновременно два значительных здания учебно-
воспитательного назначения: Екатерининский институт и
Смольный институт благородных девиц.
Уже в преклонном возрасте Джакомо Кваренги
создает Триумфальные Нарвские ворота в честь
русской армии, возвращавшейся с победой в 1814 году
из Франции. В 1817 году Кваренги скончался в Санкт-
Петербурге. Он был похоронен на Волковом кладбище, в
1967 году останки перезахоронены в некрополе XVIII
века Александро-Невской Лавры. В том же году в честь
Джакомо Кваренги был установлен памятник перед
зданием Ассигнационного банка.

Категория: культура и искусство | Добавил: PRiDE
Просмотров: 318 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]