Главная » Файлы » культура и искусство

Эволюция музыки в первой половине 18 века
30 Марта 10, 23:07
  1. Эволюция музыки в первой половине 18
    века
    Эволюция музыки достигает в первой половине 18
    века блестящей эпохи. Формы, которые зарождались в
    начале 17 века, достигают высшей ступени совершенства.
    Четыре великих мастера, работающие в четырех
    различных странах, определяют своим творчеством все
    музыкальное искусство данного периода: Александро
    Скарлатти в Италии, Жан Филипп Рамо во Франции, Иоганн
    Георг Гендель в Англии, и Иоганн Себастьян Бах в
    Германии.
    Можно различно оценивать их произведения: оценка
    зависит от вкусов и направлений. Но в историческом нужно
    допустить, что все четверо, каждый в своей области,
    выполнили свою миссию с равным совершенством. Двое из
    них  — немцы. Сила их творчества сконцентрировала
    вокруг себя все существенное, что было достигнуто до тех
    пор европейской музыкой.
    Однако итальянская музыка в первой половине 18
    века еще господствовала и, пожалуй, никогда не была
    более блестящей. По Германии еще в 17 веке
    распространяли обычай выписывать на должности в
    придворных капеллах и на службу в театрах итальянцев,
    даже целиком учреждать итальянскую оперу. Великолепие и
    пышность спектаклей превосходили все, что видели до того
    времени. Итальянцы появляются повсюду и занимают
    первые места в Англии, Польше, России, а не только в
    германии. Одна Франция стойко сопротивляется натиску
    итальянской оперы и отбрасывает от себя одинаково как
    дурные, так и хорошие ее стороны.
    В начале 18 века Неаполь отделяется от Венеции и
    принимает на себя руководство музыкальным движением в
    области оперы. Благодаря Франческо Провенцеале и
    Александро Скарлатти Неаполь, до тех пор не игравший
    значительной роли в ходе развития музыки, дает свое имя
    школе с определенным направлением и через это
    прославляется.
    Александро Скарлатти родился в 1659 году в Сицилии,
    умер в Неаполе в 1725г., ученик Кариссими, после
    постановки в Риме в 1679 г. своей первой оперы
    "Невинная ошибка" сделался в 1680 капельмейстером при
    дворе шведской королевы Христины, жившей в Риме. В
    1694 Скарлатти становится капельмейстером вице-короля
    в Неаполе. С 1703 по 1708 он управляет метризой (школой)
    при одной из римских церквей, затем опят возвращается в
    Неаполь. Число сочинений Скарлатти колоссально: одних
    опер 118,700 кантат и т.д.
    Франческо Провенцеале — композитор целого ряда
    опер ("Раб своей супруги"), в том числе на античные
    сюжеты (Кир, Креркс, Эритрея и др.) Франческо
    Провенцеале испытал влияние венецианцев, но выработал
    в результате стиль, вскоре ставший характерным для всей
    неаполитанской оперной школы, а затем и для всей
    итальянской оперы 18 века.
    Стиль Неаполитанской школы отличается ярко
    выраженными особенностями. Прежде всего — это стиль
    мелодический, базирующийся уже целиком на нашей
    ладовой и тональной мажорно-минорной системе.
    Мелодия — главный элемент неаполитанской музыки,
    мелодия богато разросшаяся, страстная и знойная,
    выразительница могучего непосредственного чувства. Это
    чувство, общее всем, сразу, с первых звуков, понятное.
    Таким образом, мелодика в неаполитанской школе
    сильнейший обобщающий и объединяющий социальный
    фактор. Певучесть (вокальность) — существенное
    качество этой лирико-драматической музыки.
    Отсюда исходят ее формы, отсюда — выразительные
    мелодические речитативы неаполетанских опер с богатым
    инструментальным сопровождением, отсюда — вся
    своеобразная конструкция этих опер: последование арий,
    связанных речитативами.
    Во Франции одним из ярчайших представителей
    оперного искусства 18 века является Жан Филипп Рамо
    (1683 – 1764 гг.). Рамо сперва проявлял свою музыкальную
    деятельность как органист-теоретик и как композитор
    клавесинной и культовой музыки. Только в 1733 ему
    удалось привлечь внимание к себе как к театральному
    композитору своей оперой "Ипполит".
    Это с начала до конца оригинальное, типичное
    французское произведение: все в меру, все ясно, все
    взвешено, чувство умерено разумом, вкусом и привычной
    дисциплиной человека, сдерживаемого рамками
    общественной вежливости, галантности и иронии. Музыка
    Рамо — полный контраст с чувственной обнаженностью
    итальянской лирики и с немецким "погружением в себя", в
    личную психическую жизнь. Правда, в творчестве Рамо —
    редкий случай — слились великий композитор и великий
    теоретик. Темперамент композитора охлаждается
    рассудочностью исследователя, и, наоборот,
    умозрительные выводы подержаны композиторской
    проницательностью и чувством, ибо теоретические работы
    Рамо все-таки скорее работы практика-музыканта, идущего
    от опыта, чем подлинного мыслителя.
    Другое типично французское качество музыки Рамо —
    ее изобразительность, пластичность и театральность.
    Театр до конца 19 столетия был одним из самых важных
    органов французской интеллектуальной жизни. Большая
    часть, если не вся французская музыка 17 и 18 века и
    дальше, включая Берлиоза, изобразительна и пластична и
    является музыкой театра и балета. Вся концертная и
    камерная музыка Франции от сюит Куперена до
    оркестровых сочинений Дебюсси, а в центре — симфонии и
    оратории Берлиоза — связана с театральностью. Вот еще
    несколько опер Рамо: Галантные Индейцы (1735 г.), Кастор
    и Поллукс (1737 г.), Торжества Гебы (1739 г.),  Дарданус
    (1739 г.).
    Столь важная для истории музыкальной драмы
    реформа Глюка точкой отправления имела неаполитанскую
    оперу, но сама реформа произошла на французкой
    территории. В своей музыке Глюк выразил новые идеалы
    своей эпохи и создал произведение, до сих пор
    сопротивляющееся времени.
    Античный миф ожил в искренней и задушевной,
    кристаллически ясной музыке и в незамысловатом
    действии: ни интриг, ни интермедий, ни второстепенных
    персонажей (один жалкий амур фигурирует, как уступка
    старым оперным вкусам). Хор и балет образуют
    органические звенья в действии, а не случайные вставки.
    Знаменитое "нет" — суровый ответ теней ада на мольбы
    Орфея — один из сильнейших драматических эффектов,
    танцы и пение в Елисейских полях — один из
    трогательнейших моментов во всей театральной
    западноевропейской музыке.
    "Орфей" был сочинен на итальянский текст, и главная
    роль еще предназначалась для альта. Но итальянцы,
    привыкшие к полнокровной чувственной мелодии и
    богатству колора культуры, не поняли простоты
    драматически выразительной музыки "Орфея". Глюк
    продолжал свое и предложил венецианской публике
    "Альцесту", а за ней еще одну оперу "Парис и Елена".
    В творчестве Генделя (1685 – 1759 гг.) и Баха
    немецкая музыка первой половины 18 века выдвинула две
    гигантские недосягаемые вершины. В начале своей
    карьеры Гендель испытывал на себе неаполитанское
    влияние.
    Поскольку оно было господствующим, такой властный
    талант, как талант Генделя, не мог пройти мимо него, не
    преодолев его и тем самым не обогатив своей техники. Его
    ранние произведения в итальянском стиле не лишены
    выразительной красоты, но они не дают еще всего
    Генделя. То, что было в нем лучшего и оригинального, не
    могло сполна проявиться в чуждых ему формах. Как Глюк (и
    как впоследствии Моцарт), он должен был создать свое
    собственное искусство. Англия, с ее вековой, крепко
    организованной хоровой культовой музыкой дала ему в
    руки верное средство воздействия. Лично для него тяжело
    было вынести неуспех его опер и всей его борьбы за
    оперное дело, но для музыки провал Генделя в этой
    области надо считать безусловно хорошим исходом:
    неудачи открыли Генделю глаза и направили его на верную
    дорогу, может быть, против его воли. Гендель писал
    оратории — по сущности — музыкальные драмы. Вот все
    значительнейшие сочинения Генделя в этом роде: Мессия
    (1742 г.), Ацисс и Галатея, Эсфирь — 1732 г., Дебора —
    1733 г., Празденство Александра или Торжество Музыки —
    1736 г., Саул — 1738 г., Израиль в Египте — 1739 г.,
    Самсон — 1743 г., Валтасар — 1744 г., Иуда Маккавей —
    1746 г., Иосиф — 1748 г., Сусанна, Соломон, Феодора,
    Иефта — 1748 – 1751гг.
     Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750 гг.) — конечная
    точка длинной цепи эволюции. Сочинения Баха — могучие
    своды здания и купол, венчающий собой громадный
    монумент. Влияние Баха стало сильней чувствоваться не
    при жизни его, а с начала 19 века. И если нельзя
    согласиться с мнением современных почитателей его
    искусства, что Бах — создатель всей европейской музыки,
    то можно вполне считать его отцом современной музыки.
    Баху не довелось побывать в Италии. Поэтому его
    сочинения сохранили чисто немецкую терпкость. Поэтому
    же большинство ценителей музыки его времени, уже
    привыкшие к мягким ритмам, акцентам и катиленам
    неаполитанской школы, не поняли его гениального
    творчества и не оказали ему должного внимания: его
    сочинения казались напыщенными.
    Вне небольшого круга учеников и нескольких немецких
    органистов влияние Баха на его эпоху было крайне
    ограниченным. Его произведения гравировались очень
    редко. Большая часть их осталась в рукописях и
    собственноручно копировалась композитором.
    Вольфган Амадей Моцарт (1756 – 1791 гг.) учился у
    своего отца Леопольда Моцарта, выдающегося скрипача и
    педагога, угадавшего гений сына и посвятившего свою
    жизнь его формированию. В Мюнхене во время карнавала
    1775 года сочинил оперу "Придворная Садовница", в том
    же году — "король-пастух". В 1781 в Мюнхене исполняется
    его серьезная классическая итальянская опера
    "Идоменей". В 1782 году исполняется "Похищение из
    Сераля"! В 1786 ставят в Венен "Свадьба Фигаро". В 1787
    в Праге идет "Дон-Жуан". 1788 сочинены три великие
    симфонии g-moll, Es-dur и c-dur. В 1790 пишет оперу "Так
    поступают все". В 1791 сочинены последние оперы "Тит",
    "Волшебная Флейта" и "Реквием".

Категория: культура и искусство | Добавил: PRiDE
Просмотров: 316 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]