Главная » Файлы » культура и искусство |
Европейская культура одной трети XX века
13 Марта 10, 15:45 | |
Европейская культура одной трети XX века На рубеже XIX – XX веков началась целая полоса научных открытий в фундаментальных науках, названная революцией в естествознании, которая привела к пересмотру прежних представлений о строении материи и в целом о мировоззрении. 1897 г. — открыт электрон, затем протон, позитрон, нейтрон. За одну треть XX века ученые проникли в тайну строения атома и к концу тридцатых годов подошли к практическому освоению атомной энергии. Физики-теоретики: Планк, Резерфорд, Бор, Чедвик, Дирак, Кюри. Их открытия объясняли периодическую систему Менделеева, заложили фундамент НТР второй половины XX века. Теория относительности А. Эйнштейна внесла много нового в понимание пространства, времени и движения. Создается база для ЭВТ. Заложены основы науки о передаче наследственных признаков (генетика). Развиваются междисциплинарные науки (физическая химия, биохимия, биофизика). Очевидны успехи микробиологии (создание лекарств нового типа — пенициллин, стрептомицин, аспирин, витамины). Предохранительные прививки от особо опасных болезней. Перемены в интеллектуальном климате и духовной жизни: неогегельянство, неокантианство, американский прагматизм (решение практических проблем, возникающих в реальной жизни). «Философия жизни» Шопенгауэра и Ницше: Ницше предполагал преодолеть угнетающее воздействие путем освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла» (оправдание насилия, подрыв традиционных моральных ценностей). Учение Бергсона об интуиции (своего рода инстинкт, позволяющий проникнуть в суть вещей). Учение о психоанализе З. Фрейда (открытие бессознательного; психотерапевтический метод неврозов; восстановление душевного равновесия). Развитие социологии (наука о различных сторонах развития общества). Социальный дарвинизм (развитие общества определяют биологические закономерности естественного отбора, выживания наиболее приспособленных). Вебер: роль протестантской этики в становлении капиталистического общества (+ Теория ценностей). Новые жанры, направления и школы в искусстве, литературе, музыке: 1) Декаденс (упадок) — в период перед I Мировой войной — поворот от традиции к новым идеям. 2) 1920 – 1930 гг. — влияние I Мировой войны, революций, фашизма, тоталитаризма. Неоромантизм — стремление к синтезу и переосмыслению прошлого европейской культуры (композитор Вагнер). Литературный символизм (главное средство художественного познания — символ). Центральным был культ Вечной Женственности как символ и земной прообраз высшего совершенства (Врубель, Соловьев, Блок, Брюсов, Белый, Андреев, Скрябин — в России). Символизм в изобразительном искусстве — стиль модерн («новый, современный»). Кинематограф (звезды кино — Андре Дид, Чарли Чаплин). Кино стало массовым искусством. Импрессионизм (впечатление) — кризис начала века. Постимпрессионизм (Поль Сезанн). Авангардизм: кубизм (Пикассо, Брак) — изображение мира с помощью рассудочных геометрических фигур. Матисс (техника чистых цветов). Неопримитивизм (Гоген — создание нового художественного синтеза, возвращающего человеку гармоничное слияние с природой). Экспрессионизм (Германия): стихийное эмоциональное начало, выражение внутренней, истинной сущности предмета. Ключевой образ поэзии экспрессионизма — Апокалипсис, Страшный суд («Сумерки человечества»), например, Ф. Кафка. Р. Роллан создал серию биографических произведений о выдающихся художниках и музыкантах. Обновление драматургии — Б. Шоу, Т. Манн, Г. Уилсон, Д. Лондон, Т. Драйзер — социальная литература критического реализма. Экзистенциализм (философия существования): Ясперс, Хайдаггер, Сартр. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, существуя. Ситуация личностного выбора. Социально-психологические романы (Ремарк, Мориак), новеллы (Цвейг). Появляются произведения, составившие революционно- пролетарскую литературу. После I Мировой войны появляются новые течения: · Дадаизм (от детского лепета «дада») — отрицание смысла жизни, искусства как творческой деятельности. Провозглашали творчество без всякой цели, исходя из проявления естества жизни. · Сюрреализм. Мир рассматривается как нагромождение парадоксов, кошмара, социального безумия (С. Дали). В 20 – 30-х гг. формируется международное художественное пространство; художественные направления приобретают международный характер; возрастает взаимовлияние культур и искусств народов мира. Однако в этом процессе наблюдаются региональные, цивилизационные различия. Например: · в странах Восточной и Южной Европы — воздействие национально-государственных идей; · в Латинской Америке — «испанское течение» и т. д. | |
Просмотров: 498 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |