Главная » Файлы » культура и искусство

Европейская культура одной трети XX века
13 Марта 10, 15:45
Европейская культура одной трети XX
века
На рубеже XIX – XX веков началась целая полоса
научных открытий в фундаментальных науках, названная
революцией в естествознании, которая привела к
пересмотру прежних представлений о строении материи
и в целом о мировоззрении.
1897 г. — открыт электрон, затем протон, позитрон,
нейтрон.
За одну треть XX века ученые проникли в тайну
строения атома и к концу тридцатых годов подошли к
практическому освоению атомной энергии.
Физики-теоретики: Планк, Резерфорд, Бор, Чедвик,
Дирак, Кюри.
Их открытия объясняли периодическую систему
Менделеева, заложили фундамент НТР второй половины
XX века.
Теория относительности А. Эйнштейна внесла
много нового в понимание пространства, времени и
движения.
Создается база для ЭВТ.
Заложены основы науки о передаче
наследственных признаков (генетика).
Развиваются междисциплинарные науки
(физическая химия, биохимия, биофизика).
Очевидны успехи микробиологии (создание
лекарств нового типа — пенициллин, стрептомицин,
аспирин, витамины). Предохранительные прививки от
особо опасных болезней.
Перемены в интеллектуальном климате и духовной
жизни: неогегельянство, неокантианство, американский
прагматизм (решение практических проблем,
возникающих в реальной жизни).
«Философия жизни» Шопенгауэра и Ницше: Ницше
предполагал преодолеть угнетающее воздействие путем
освобождения «жизненных сил» человека, чтобы
раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту
сторону добра и зла» (оправдание насилия, подрыв
традиционных моральных ценностей).
Учение Бергсона об интуиции (своего рода инстинкт,
позволяющий проникнуть в суть вещей).
Учение о психоанализе З. Фрейда (открытие
бессознательного; психотерапевтический метод
неврозов; восстановление душевного равновесия).
Развитие социологии (наука о различных сторонах
развития общества).
Социальный дарвинизм (развитие общества
определяют биологические закономерности
естественного отбора, выживания наиболее
приспособленных).
Вебер: роль протестантской этики в становлении
капиталистического общества (+ Теория ценностей).
Новые жанры, направления и школы в искусстве,
литературе, музыке:
1) Декаденс (упадок) — в период перед I Мировой
войной — поворот от традиции к новым идеям.
2) 1920 – 1930 гг. — влияние I Мировой войны,
революций, фашизма, тоталитаризма.
Неоромантизм — стремление к синтезу и
переосмыслению прошлого европейской культуры
(композитор Вагнер).
Литературный символизм (главное средство
художественного познания — символ). Центральным был
культ Вечной Женственности как символ и земной
прообраз высшего совершенства (Врубель, Соловьев,
Блок, Брюсов, Белый, Андреев, Скрябин — в России).
Символизм в изобразительном искусстве — стиль
модерн («новый, современный»).
Кинематограф (звезды кино — Андре Дид, Чарли
Чаплин). Кино стало массовым искусством.
Импрессионизм (впечатление) — кризис начала
века. Постимпрессионизм (Поль Сезанн). Авангардизм:
кубизм (Пикассо, Брак) — изображение мира с помощью
рассудочных геометрических фигур. Матисс (техника
чистых цветов). Неопримитивизм (Гоген — создание
нового художественного синтеза, возвращающего
человеку гармоничное слияние с природой).
Экспрессионизм (Германия): стихийное
эмоциональное начало, выражение внутренней, истинной
сущности предмета. Ключевой образ поэзии
экспрессионизма — Апокалипсис, Страшный суд
(«Сумерки человечества»), например, Ф. Кафка.
Р. Роллан создал серию биографических
произведений о выдающихся художниках и музыкантах.
Обновление драматургии — Б. Шоу, Т. Манн, Г.
Уилсон, Д. Лондон, Т. Драйзер — социальная литература
критического реализма.
Экзистенциализм (философия существования):
Ясперс, Хайдаггер, Сартр. Человек делает самого себя,
обретает свою сущность, существуя. Ситуация
личностного выбора. Социально-психологические
романы (Ремарк, Мориак), новеллы (Цвейг). Появляются
произведения, составившие революционно-
пролетарскую литературу.
После I Мировой войны появляются новые течения:
· Дадаизм (от детского лепета «дада») —
отрицание смысла жизни, искусства как творческой
деятельности. Провозглашали творчество без
всякой цели, исходя из проявления естества жизни.
· Сюрреализм. Мир рассматривается как
нагромождение парадоксов, кошмара, социального
безумия (С. Дали).
В 20 – 30-х гг. формируется международное
художественное пространство; художественные
направления приобретают международный характер;
возрастает взаимовлияние культур и искусств народов
мира. Однако в этом процессе наблюдаются
региональные, цивилизационные различия. Например:
· в странах Восточной и Южной Европы —
воздействие национально-государственных идей;
· в Латинской Америке — «испанское течение» и т.
д.

Категория: культура и искусство | Добавил: PRiDE
Просмотров: 498 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]