Главная » Файлы » культура и искусство

Германская мифология и ее культурное влияние
13 Марта 10, 15:45
Германская мифология и ее
культурное влияние
Незнание естественных причин заставило человека
создать богов… П. Гольбах
Когда мир был на пять веков моложе, все
жизненные происшествия облекались в формы,
очерченные куда более резко, чем в наше время.
Страдание и радость, злосчастье и удача различались
гораздо более ощутимо; человеческие переживания
сохраняли ту степень полноты и непосредственности, с
которой и поныне воспринимает горе и радость душа
ребёнка. Всякое действие, всякий поступок следовал
разработанному и выразительному ритуалу, возвышаясь
до прочного и неизменного стиля жизни. Важные
события: рождение, брак, смерть — благодаря
церковным таинствам достигали блеска мистерии. Вещи
не столь значительные, такие как путешествие, работа,
деловое или дружеское посещение, также
сопровождались неоднократными благословениями,
церемониями, присловьями и обставлялись теми или
иными обрядами.
Бедствиям и обездоленности неоткуда было ждать
облегчения, в ту пору они были куда мучительнее и
страшнее. Болезнь и здоровье разнились намного
сильнее, пугающий мрак и суровая стужа зимою
представляли собой настоящее зло. Знатностью и
богатством упивались с большей алчностью и более
истово, ибо они гораздо острее противостояли вопиющей
нищете и отверженности. Подбитый мехом плащ, жаркий
огонь очага, вино и шутка, мягкое и удобное ложе
доставляли то громадное наслаждение, которое
впоследствии, быть может, благодаря английским
романам, неизменно становится самым ярким
воплощением житейских радостей. Все стороны жизни
выставлялись напоказ кичливо и грубо. Прокажённые
вертели свои трещотки и собирались в процессии, нищие
вопили на папертях, обнажая своё убожество и уродства.
Состояния и сословия, звания и профессии различались
одеждой. Знатные господа передвигались, не иначе как
блистая великолепием оружия и нарядов, всем на страх и
на зависть. Отправление правосудия, появление купцов с
товаром, свадьбы и похороны громогласно оповещались
криками, процессиями, плачем и музыкой. Влюблённые
носили цвета своей дамы, члены братства — свою
эмблему, сторонники влиятельной персоны —
соответствующие значки и отличия.
Во внешнем облике городов и деревень также
преобладали пестрота и контрасты. Современный город
не переходил, подобно нашим городам, в неряшливые
окраины с бесхитростными домишками и унылыми
фабриками, но выступал как единое целое, опоясанный
стенами и ощетинившийся грозными башнями. Сколь
высокими и массивными не были бы каменные дома
купцов или знати, здания храмов своими громадами
величественно царили над городом.
Разница между летом и зимой ощущалась резче,
чем в нашей жизни, так же как между светом и тьмой,
тишиною и шумом. Современному городу вряд ли
ведомы непроглядная темень, мёртвая тишина,
впечатляющее воздействие одинокого огонька или
одиночного далёкого крика.
Из-за постоянных контрастов, пестроты форм
всего, что затрагивало ум и чувства, каждодневная жизнь
возбуждала и разжигала страсти, проявлявшиеся, то в
неожиданных взрывах грубой необузданности и зверской
жестокости, то в порывах душевной отзывчивости, в
переменчивой атмосфере которых протекала жизнь
средневекового города.
Но один звук неизменно перекрывал шум
бесперебойной жизни; сколь бы он ни был
разнообразным, он не смешивался ни с чем и возносил
всё преходящее в сферу порядка и ясности. Это
колокольный звон. Колокола в повседневной жизни
уподоблялись предостерегающим добрым духам,
которые знакомыми всем голосами возвещали горе и
радость, покой и тревогу, созывали народ и
предупреждали о грозящей опасности. Их звали по
именам: Роланд, Толстуха Жаклин — каждый разбирался
в значении того или иного звона. И хотя колокола звучали
почти без остановки, внимание к их звону вовсе не
притуплялось.
Мифология германских народов
Сведения по мифологии древних германцев крайне
отрывочны вследствие сравнительно ранней и глубокой
христианизации западногерманских племён; по
скандинавской мифологии мы располагаем несравненно
более полными литературными источниками вследствие
более поздней христианизации Скандинавии, а также
бережного сохранения дохристианской культурной
традиции в Исландии вплоть до т. н. исландского
возрождения XIII в. Поэтому для более полного
представления мифологической "модели мира” того
времени в этой работе рассматривается также и
скандинавская мифология, как более близкая
германской.
Наиболее ценные сведения по мифологии и
верованиям западных германцев имеются в "Германии”
Тацита (I в. н. э.). Тацит упоминает земнородного бога
Туисто, имя которого означает "двойное (двуполое)
существо”, что даёт основание для его сближения со
скандинавским Имиром, а также с культом близнецов у
древних германцев. От Туисто якобы происходит первый
человек (Манн), а от Манна — родоначальники трёх
племенных или культовых групп германцев — истевоны,
герминоны и ингевоны. Из этих родоначальников с
определённостью устанавливается предок ирминонов
Инг. Не исключено также, что упоминаемый немецким
историком X века Видукиндом бог Ирмин,
ассоциирующийся со столпом Ирминсуль у саксов
(культовый аналог мирового древа), считался предком
герминонов. Ирмина, в свою очередь, сближают с
саксонским Сакснотом и Тивасом (скандинавский Тюр) в
связи с традиционным сопоставлением этих богов с
Марсом.
Тацит свидетельствует о почитании германцами
Меркурия, Марса, Геркулеса и Исиды, подразумевая при
этом, вероятно, Водана, Тиу, Донара и, возможно, Фрейю
или Фрию. Один из аргументов для первых трёх
отождествлений – совпадение посвящённых им дней
недели. Меркурию, по словам Тацита, приносятся
человеческие жертвы. Это вполне соответствует
скандинавским представлениям о культе Одина.
Обозначение Донара римским именем Геркулеса
подходит для Тора, т. к. последний представлен в мифах
богатырём, защищающим человеческий мир от чудовищ.
Исходя из римских наименований германских и кельтских
богов и некоторых других параллелей, Тиу, Водана и
Донара можно сопоставить с кельтскими богами Нуаду,
Лугом и Огма; Донар, по-видимому, тождественен
кельтскому громовнику Таранису. По своей основной
функции, отражённой в имени, Донар — типичный
индоевропейский громовник, сопоставимый с индийским
Индрой, Тивас, этимологически и генетически
соответствует индоевропейскому Дьяусу. В
установленной Ж. Дюмезилеш (Франция) трёхчленной
структуре социальных функций индоевропейских богов,
Тивас сначала осуществлял функцию духовной и
юридической власти, а Донар — воинскую функцию. Но
затем Водан, который вначале был хтоническим
демоном и покровителем воинских инициаций, стал
высшим божеством и вытеснил функционально Тиваса,
что дало основание сравнивать Водана с индийским
Варуной. Что касается третьей функции — плодородие-
богатство, то тут надо учитывать сообщение Тацита о
культе Нертус, которая, несомненно, была богиней
растительности, плодородия, возможно, богиней земли.
Так как Нертус лингвистически является точной женской
формой имени Ньёрда — скандинавского бога
плодородия и морской стихии, то, возможно, что
предметом почитания древних германцев была пара
Ньёрд-Нертус, брат-сестра и муж-жена, наподобие
скандинавских Фрейи-Фрейра, считающихся детьми
Ньёрда. Народы, почитающие Нертус, относятся,
согласно Тациту, к ингевонам, что соответствует связи
Ньёрда и Фрейра.
Некоторые боги упоминаются в древнейших
германских текстах — т. н. Мерзебургских заклинаниях
(записаны в X в.), составленных в земле франков. В
Первом мерзебургском заклинании фигурируют женские
божества — дисы, родственные скандинавским
валькириям и норнам, а во Втором мерзебургском
заклинании упоминаются Водан как главный носитель
магической силы, Фрия и её сестра Фолла. Некоторые
сведения о германской мифологии содержатся в
сочинениях, посвящённых истории готов, историка
Иордана (VI в.) и византийского историка Прокопия
Кесарийского (VI в.), в франкских хрониках Григория
Турского (VI в.) и Фредегара (VII в.), в "Истории
лангобардов” Павла Диакона (VIII в.), в "Церковной
истории народа англов” Беды Достопочтенного (VIII в.).
Например, Павел Диакон пересказывает
этионимическую легенду о происхождении имени
"лангобарды” (букв. "длиннобородые”), в которой
фигурируют Водан и Фрия: Водан покровительствует
вандалам, а Фрия — винилам, она советует своим
любимцам сделать так, чтобы женщины винилов вышли
перед битвой пораньше и привязали свои волосы как
бороды. Так как Водан предсказал победу тем, кто
раньше окажется на поле боя, то победили винилы. В
Скандинавии сохранились наскальные изображения
эпохи бронзы (2-я половина II-го тыс. до н. э.), по-
видимому, отражающие культовые сцены и символы:
корабли, повозки, пахота, культовый танец и священный
брак, солярные символы в виде колеса, топоры, люди и
животные, ассоциирующиеся с культами плодородия и
культом мёртвых; фигура человека с топором может
быть сопоставлена с Тором, а собственно аграрная
тема — с ванами, может быть даже и с Бальдром.
Многие скандинавские учёные находят отражение
скандинавской религии эпохи бронзы в верованиях
скандинавских саамов, описанных ещё в 17 в.: "громовой
старик” (Тор-человек), которому приносят в жертву
миниатюрные молоты, соответствует Тору, "небесный
человек” — бог плодородия и солнца с фаллическими
чертами — Фрейру, "буревой (ветряной) старик”,
которому приносят миниатюрные челны, — Ньёрду.
Божество более низкого ранга — бог мёртвых и бог
болезней сопоставляется с Одином. Отсюда вытекает,
что на этой стадии Один не успел стать небесным
божеством и главой скандинавского пантеона.
Северогерманский хронист Адам Бременский (XI в.)
сообщает о языческом культовом комплексе в Упсале
(Швеция), в центре которого стоял священный тис и где
особо почитался Фрейр. Топонимика обнаруживает
следы культа Тора, Тюра, Одина, Улля и некоторых
других богов, но нет указаний на культ Локи, играющего
такую важную роль в скандинавской мифологии.
Систематические данные имеются только по
скандинавской мифологии последних столетий до
принятия скандинавскими народами христианства,
отражённой главным образом в исландских литературных
памятниках раннехристианского времени. Главные
источники: поэтическая "Старшая Эдда” — сборник
мифологических и героических "песен”, дошедший в
исландской рукописи 2-й половины XIII в. и прозаическая
"Младшая Эдда” — учебник поэтического искусства
скальдов. Он тоже составлен в XIII в. исландцем Снорри
Стурлуссоном. Учебник содержит образцы поэзии
скальдов (начиная с IX в.), расшифровку скальдических
мифологических иносказаний (кеннингов) и обзор самой
мифологии; отголоски мифологии имеются и в
составленной Снорри исторической хронике
"Хеймскрингла” ("Круг земной”), где изложена
легендарная история норвежских и некоторых шведских
королей (сага об Инглингах). Христианизация Исландии
произошла в 1000 г., и древняя мифология трактована
Снорри отчасти как историческая аллегория. Почти
одновременно со Снорри датский хронист Саксон
Грамматик в "Деяниях датчан” передаёт многие
мифологические сюжеты, заменяя богов на королей и
героев. Таким образом, в качестве мифологической
системы нам известна только скандинавская мифология
(в основном как поэтическая эддическая мифология).
Пространственная "модель мира” скандинавской
эддической мифологической системы включает
"горизонтальную” и "вертикальную” проекции.
Горизонтальная проекция антропоцентрична и построена
на противопоставлении обитаемого людьми и
занимающего центральную, освоенную часть земли
Мидгарда пустынной, каменистой и холодной окраине
земли (Утгард, Ётунхейм), населённой великанами
(ётунами), а также находящемуся вокруг земли океану,
где живёт чудовище Ёрмунганд. Это противопоставление
раскрывается как оппозиция центра и периферии,
внутреннего и внешнего, "своего” и "чужого”, "культуры” и
"природы”. Кроме того, страна великанов обозначена как
находящаяся на севере и востоке. Север в
скандинавской мифологии особо демонизирован, на
севере также локализуется царство мёртвых — Хель. К
обеим проекциям относится мотив четырёх карликов-
цвергов, носящих имена четырёх стран света (Аустри,
Вестри, Норди, Судри), поддерживающих небо по углам.
Основу вертикальной космической проекции
составляет мировое дерево – ясень Иггдрасиль. Оно
связывает землю, где живут люди (Мидгард), с небом,
где (в Асгарде) находятся боги и где помещается
своеобразный "рай” для павших воинов — вальхалла, а
главное — с подземным миром, где находится царство
мёртвых — хель и разнообразные водные источники.
Можно даже сказать, что хель является тем центром, в
точке которого совпадают горизонтальная и
вертикальная картины мира. Вертикальная схема
противопоставляет богов и людей, небесное царство для
избранных (вальхаллу) и подземные селения для простых
смертных; соответственно — небесных валькирий и
живущих у корней мирового дерева норн — две
категории богинь судьбы. В первой песни "старшей
Эдды” "Прорицание вёльвы” вёльва (провидица)
вспоминает "девять миров” и девять древесных основ
или корней, но одновременно перечисляются три корня,
соответствующие людям, инеистым великанам
(хримтурсам) и хель. В более поздней редакции
"Младшей Эдды” чёткость вертикальной проекции
смазывается, ибо корень связывается не с людьми, а с
небом, а инеистые великаны, уже умершие и живущие в
подземном мире, заменяются просто великанами —
ётунами, живущими на краю земли. В вертикальной схеме
с различными уровнями "древесной” космической модели
сопоставлена "зооморфная серия”. Орёл на верхушке,
змей Нидхёгг у корней, четыре оленя, поедающие листья
ясеня Иггдрасиля, — на среднем уровне. Нидхёгг в
известном смысле эквивалентен Ёрмунганду (в
горизонтальной проекции), так же как подземные
источники и реки можно сравнить с окружающим землю
океаном. Кроме того, коза и олень, стоящие на
вальхалле, ствол дерева и источники у корней
объединены в вертикальной схеме циркулированием
священного мёда, как источника жизненного обновления
и магических сил. Белка, снующая по дереву, является
своеобразным посредником между "верхом” и "низом”.
Кроме Иггдрасиля вертикальная проекция знает также
радужный мост Биврёст, соединяющий землю и небо.
Пространственная модель мира в скандинавской
мифологии однотипна не только большинству
индоевропейских, но также сибирской и другим
мифологическим моделям мира, которые структурно
организованы образом мирового дерева.
Во временном аспекте скандинавская мифология
делится на космогоническую и эсхатологическую (мифы
творения и конца мира), между которыми существует
неполная симметрия. Мир возникает на взаимодействии
воды и огня с холодом и погибает от пожара и
наводнения, стужи и жары, в "начальные” и "конечные”
времена повторяются примерно те же поединки богов и
хтонических демонов. В то же время асы и ваны
(основные группы скандинавских богов), враждебные в
"начале”, выступают в "конце” как единое племя богов.
Один и Локи – как двойники в космогонии и антиподы в
эсхатологии.
Возникновение мира рисуется как заполнение
пустоты мировой бездны Гинунгагап и преобразование
хаоса в космос. Великаны не только противостоят богам
в пространстве, но и предшествуют им во времени;
первосущество великан-гермафродит Имир происходит
из остывающих подземных вод (Эливагар), заполнивших
мировую бездну Гинунгагап; из его подмышек, а также от
трения ног рождаются другие инеистые великаны. Боги
убивают великана Имира и создают из его тела мир.
Боги (сыны великана Бора) "поднимают” землю (по-
видимому, из первичного океана, окружающего её в
пространственной модели мира) и устраивают на ней
прекрасный Мидгард; три аса (Один, Лодур и Хёнир)
оживляют древесные прообразы людей, которые,
собственно, и должны жить в Мидгарде; появляются
норны, определяющие их судьбы. Боги устраивают
небесный свод и определяют роли солнца (Соль) и
месяца (Мани) — сестры и брата. В процессе
мироустройства они обуздывают хтонических чудовищ –
змея Ёрмунгана, волка Фенрира и их сестру Хель —
хозяйку царства мёртвых. Однако впоследствии (с
приближением "конца мира”) эти чудовища должны будут
вырваться. В скандинавской мифологии в саму
космогонию проникают эсхатологические мотивы. За
"золотым веком” (когда всё было из золота, а боги и люди
наслаждались покоем) скоро следует первая война
между асами и ванами. Миф о возникновении смерти от
копья и первом ритуальном жертвоприношении в рамках
воинских инициаций — убийстве юного бога Бальдра —
становится прологом к собственно эсхатологическому
циклу и обратному превращению космоса в хаос.
Нарушаются обеты и нормальные нормы, возникают
распри народов, наступает трёхлетняя стужа. Мировое
дерево содрогается, когда хтонические чудовища
вырываются на свободу, приплывает корабль
мертвецов, появляются сыны Муспеля и огненный
великан Сурт. В последней битве, в которой на стороне
богов участвуют также павшие воины (эйнхерии), боги и
хтонические чудовища убивают друг друга. Сурт
поджигает мир, который и погибает в огне и наводнении,
после чего, правда, он должен снова возродиться.
За пределами мифов творения и конца мира
остаются многочисленные мифологические
повествования о взаимоотношениях и борьбе богов с
великанами (ётунами) и карликами (цвергами). В
основном на фоне "горизонтальной” проекции
космогонической модели развёртываются события
постоянной борьбы богов с великанами, чему нисколько
не мешают любовные отношения и даже экзогамные
браки с их дочерьми. Ётуны пытаются отнять богинь и
чудесные атрибуты богов (молот Тора, волосы Сив,
молодильные яблоки Идунн и т. д.). За них идёт борьба,
но первоначально чудесные предметы и эликсиры (копьё
Одина Гунгнир, его золотое кольцо Драупнир, молот Тора
Мьёлльнир, чудесный корабль Скидбладнир, ожерелье
Брисингамен, сокровища карлика Андвари, мёд поэзии)
изготовляются искусными карликами-цвергами, и боги
всё это от них добывают силой или хитростью. В основе
подобных сюжетов отчасти лежат этиологические
(объяснительные мифы) (о происхождении священного
мёда, первого копья, молота и т. п.), в которых боги
выступают в функции культурных героев и борцов с
чудовищами. Однако в дошедших до нас текстах
этиологизм сильно затушёван, и перед нами скорее
развёртывается своеобразная картина "циркуляции”
ценностей между различными "мирами”, в сочетании с
военными походами. Так, очень важный миф о
происхождении священного мёда, дающего силы,
шаманский экстаз, поэтическое вдохновение и мудрость,
превращается в повествование о его циркуляции по
кругу: боги — цверги — великаны — боги. Сюжеты
добывания Одином священного мёда у великанов, Тором
— котла для пива, по-видимому, имеют в основе единый
этиологический миф и соответствующий ритуал, что
доказывает параллель с индийским мифом о соме —
амрите. Семантически к мифам о чудесном питье и
омолаживающих плодах близки мифологические
представления о не иссякающем медовом молоке козы
Хейдрун и не иссякающем мясе козлов Тора, чудесного
вепря, павших воинов эйнхериев и бога Фрейра. И далее
— о порождающем себе подобных кольце Одина,
золотой чудесной мельнице Фроди, о возвращающемся,
как бумеранг, молоте Тора. Не говоря уже о таких
символах плодородия или плодовитости, как золотые
волосы Сив и ожерелье Фрейи. Эта мифология вечного
обновления магических сил богов и источников пищи
созвучна образам убивающих друг друга и снова
оживающих для пира в вальхалле эйнхериев.
Боги противостоят враждебным хтоническим
чудовищам и ётунам; возвышаются над природными
духами альвами и над карликами (цвергами), над
женскими судьбоносными существами (валькириями и
норнами), над земными героями. Высший пантеон богов
в скандинавской космотеогонии представлен как
результат объединения двух групп богов — асов и ванов
после войны, точнее, как результат ассимиляции асами
ванов — весьма ограниченной категории божеств,
связанных с аграрными культами, наделённых
магическим и пророческим даром, сакральным
миролюбием (Ньёрд, Фрейр, Фрейя). Те же свойства у
асов разделены: аграрное благополучие связано с
Тором, магия и пророчество — с Одином, а миролюбие
— с Бальдром, Фрейя — жена Ода функционально, а
может быль, генетически почти тождественна Фригг —
жене Одина, но первая отнесена к ванам, а вторая — к
асам. Во многих текстах боги и асы — синонимы, т. к.
ваническая аграрная мифология подчинена одинической,
т. е. небесно-хтонической, воинской и "шаманской”
мифологии Одина с вальхаллой, валькириями,
эйнхериями, воинской инициацией (смерть Бальдра) и т.
п.
Асы представлены в мифах как возглавляемая
Одином патриархальная родовая община, в которой,
однако, важные вопросы решаются на тинге (народное
собрание у скандинавов); большое значение имеют
ритуальные пиры богов с распитием священного напитка.
В пантеон входят боги:
· Один (власть, мудрость, магия, в т. ч. военная,
покровитель воинов, хозяин вальхаллы);
· Тор (громовник с военными и аграрными
функциями, главный борец с великанами и
мировым змеем);
·  Тюр (старый индоевропейский небесный бог,
покровитель военных собраний и поединков);
· Хеймдалль (страж богов и мирового древа);
·  Хёнир, Улль (бог-стрелок из лука и лыжник);
·  Бальдр (юный бог — ритуальная жертва);
·  Ньёрд (плодородие, море и судоходство);
·  Хёд (слепой бог, убийца Бальдра);
·  Фрейр (плодородие, мир);
·  Локи (мифологический плут и насмешник, отец
хтонических чудовищ, посредник между богами и
великанами);
·  Браги (бог-скальд) и некоторые другие.
Имеются ещё юные боги Видар, Вали, Магни и
Моди, которые функционируют главным образом как
мстители за отцов и братьев; Хермод, который пытается
вернуть брата Бальдра из царства смерти хель. Вили и
Ве упоминаются только как братья Одина и "сыны Бора”,
а Од — как муж Фрейи. Богини (имеющие в основном
отношение к плодородию и деторождению) — это,
прежде всего Фригг, Фрейя, Сив, Идунн, а также охотница
и лыжница Скади, иногда упоминаются Гевьон и Фулла.
Если в культуре большое значение имели Один, Тор и
Фрейр, то в повествовательных мифах главными
действующими лицами являются Один, Тор и Локи,
выступающие прежде всего в роли культурных героев:
Один — как культурный герой — творец и шаман (жрец),
Тор — как героический борец, ограждающий богов и
людей от чудовищ, Локи — как отрицательный вариант
культурного героя — мифологический плут — трикстер. У
Одина подчёркивается ум (в его синкретическом
понимании, включающем магическую силу и коварство), у
Тора — физическая сила и богатырская ярость, у Локи
— хитрость и плутовство. Соответственно Тор выступает
как главный противник великанов и мирового змея. Один
— как добытчик священного мёда и рун, носитель
мудрости, магии и пророчеств, а Локи — как вечный
"добытчик” (посредством трюков), мифологических
ценностей у карликов для богов, у богов для великанов и
т. д., как оператор их вечной "циркуляции”. И Один, и Тор
являются богами неба и войны. Параллелизм
устраняется тем, что Один — бог военной магии и
военной дружины, покровитель героев и сеятель
раздора между ними, а Тор — бог-богатырь,
моделирующий вооружённый народ, защитник "своих”
(богов и людей) от "чужих” — различных демонов; Один —
бог неба как хозяин воинского "рая”, а Тор сведён к
специализированному громовнику. Локи выступает как
комический дублёр Одина в космогонии и его
демонический противник в эсхатологии. У них обоих есть
шаманские черты, но шаманские странствия Локи
ограничены горизонтальной проекцией, тогда как образ
Одина тесно связан с мировым древом. Он вытеснил в
этом громовника Тора и соперничает со стражем богов
Хеймдаллем, который первоначально, по-видимому, был
тождественен мировому древу Иггдрасилю. Условно
Одина и Локи можно соотнести как белое и чёрное
шаманство. В качестве позитивного творца Один — отец
асов, а Локи — отец хтонических чудовищ, Один — хозяин
небесного царства мёртвых для избранных, а Локи —
отец хозяйки подземного царства мёртвых и тайный
виновник первой смерти (смерти Бальдра), которая
является одиническим жертвоприношением (реальный
убийца Хёд). В процессе эволюции скандинавской
мифологии очень существенным было всё большее
выдвижение на первый план Одина и всего одинического
комплекса как небесной воинской мифологии (Один при
этом оттеснял наследника индоевропейского бога неба
Тюра и отчасти индоевропейского громовника Тора в
качестве небесных богов), а также эсхатологических
мотивов, буквально пронизывающих скандинавскую
мифологию, по крайней мере, в её "эддической” стадии.
Некоторые мотивы (напр., связанные с шаманизмом,
рыболовной культурой) могут считаться следствием
контакта с саамско-финским окружением.
Миф как зеркало культуры раннего
средневековья
Мифология оказала существенное влияние на
германский героический эпос. Наиболее ранние из
сохранившихся произведений героического эпоса —
англосаксонские поэмы "Беовульф” (возникла в кон. VII
— нач. VIII вв.), "Битва при Финсбурге” (IX в.), "Висдид”,
"Жалобы деора” (обе — X в.); немецкие "Песнь о
Хильдебранде” (нач. IX в.), "Вальтарий” (IX в.). Главный
массив записей героического эпоса датируется XIII в.:
немецкая "Песнь о нибелунгах”, героические песни
"Старшей Эдды” (песни о Вёлунде, Хельге, Сигурде,
Гудрун, Брюнхильд, Атли, Хамдире) и раздел "Язык
поэзии” в "Младшей Эдде”, норвежские "Сага о
Вёльсунгах” и "Сага о Тидреке” и др.
Греческие сказания излагались и в "сагах о древних
временах” — сохранившихся ("Сага о Хрольве
Жердинке”), либо утраченных, но использованных
средневековыми авторами ("Сага о Скьёльдунгах”), в
народных балладах позднего средневековья и др.
Героями эпоса являются персонажи как вымышленные,
так и восходящие к историческим прототипам, но от
последних в эпосе сохранены лишь имена, а события, с
которыми они были связаны в действительной истории,
представлены в виде родовых междоусобиц и личных
конфликтов и обросли фантастическими элементами. В
"Старшей Эдде” песни о героях довольно чётко
определены от песней о богах. Асы, как правило,
непосредственно не вмешиваются в жизнь героев, и если
место действия в мифологических песнях — Асгард либо
Ётунхейм (страна великанов), но не мир людей, то
подвиги и злодеяния, являющиеся сюжетами
героического эпоса, совершаются на Рейне, в державе
гуннов, в готском королевстве, хотя топографические и
этнические координаты здесь весьма расплывчаты и
противоречивы. Ещё более неопределённо время
действия героических песней ("славное далёкое
прошлое”), нет ясного разграничения между
мифологическими изначальными временами и
героической эпохой; герои часто действуют
одновременно (хотя их исторические прототипы жили в
разное время) и т. д.
В ряде существенных моментов граница между
мифом и эпосом оказывается расплывчатой или вовсе
исчезает. Многие роды скандинавских германских
королей и знати восходят к асам (таковы генеалогии
Инглингов, Скьёльдунгов, Вёльсунгов, англосаксонских
королевских династий). Героев, павших на поле боя,
принимает в своём чертоге вальхалле Один;
возлюбленными героев (Сигурда, Хельги, Вёлунда) часто
бывают валькирии. Германская мифология, и эпос
проникнуты своеобразным трагизмом: все герои эпоса
гибнут, по большей части страшной смертью, которую
они, как правило, смело принимают, а в ряде случаев
идут ей на встречу (Брюнхильд, Сигню, Гуннар, Хёгни). В
мифологической эсхатологической концепции мир
движется к "сумеркам” и асы знают о своей неминуемой
гибели и её причине — нарушении данных ими обетов.
Мотив нарушения клятв — один из ведущих и в
героическом эпосе: Сигурд, бургунды — Гьюкунги, Атли и
другие персонажи погибают именно из-за несоблюдения
торжественно взятых клятв. Общим для мифа и
героического эпоса было и понимание судьбы. Правда,
ссылки на судьбу, норн и т. п. становятся особенно
частыми в поздних записях эпических произведений, где
они, возможно, уже лишаются прежнего значения, однако
предсказание грядущих судеб героев принципиально
важны для героических сказаний.
Проблема соотношения мифа и эпоса в германской
традиции находит разное научное разрешение. Попытки
натурмифологической школы первой половины XIX века
сблизить героические персонажи с мифом путём
истолкования их в качестве символов и аллегорий
природных явлений (напр., трактовка эпоса о Сигурде как
солярного мифа) давно оставлены наукой. Реакция на
произвольные интерпретации натурмифологов
выразилась, в частности, в том, что эпос
последовательно демифологизировался: фигурирование
в нём Одина и других мифологических персонажей было
сочтено позднейшими "романтическими” добавлениями,
изображение богов в виде основателей королевских
династий — учёным эвгенеризмом средних веков.
Сказалась и тенденция видеть в героической поэзии
исключительно продукт индивидуального письменного
творчества. Между тем, архаика ряда мотивов
героического эпоса вне сомнений: детство героя
(отсутствие у него родителей, как в одной из ранних
версий сказания о Сигурде — жизнь его в лесу и
воспитание кузнецом-колдуном), борьба героя с
драконом или с иным чудовищем (Беовульф, Сигмунд,
затем Сигурд) ; добывание чудесных предметов (меча,
плаща-невидимки и т. п.) ; героическое сватовство к
деве-богатырше (Брюнхильд), сопровождающееся
испытаниями ловкости, силы и отваги; обмен героев
(Гуннара и Сигурда) обличьями и оборотничество (напр.,
превращение Фафнира в дракона). Пробуждение героем
спящей девы (валькирии), тема золотого клада (золото
нибелунгов), роль живых существ (конь, птицы) и
неодушевлённых предметов (меч, копьё) в судьбе героя
и т. п.
Современные неомифологи (О. Хёфлер, Ф. Р.
Шрёдер, Я. Де Фрис, К. Хаук, Ж. Дюмезиль) склонны
искать истоки эпических сюжетов в сфере мифа, но не
природного, как учёные начала XIX века, а в ритуально-
мифологических архетипах, в обряде и культе. Они видят
в героическом эпосе центральное звено коллективного
сознания эпохи, начинавшегося высвобождения
человека из "первобытной сакральной связанности”,
когда миф сохранял свою жизненную эффективность, но
"уже приобретало свои права земное и человеческое”
(Шрёдер). В этой "пограничной зоне” мифологические
сюжеты и сцены культовых действий и игр сливались
воедино с историческими преданиями, круг коллективных
культовых представлений, лежащий в основе мифа,
оплодотворил и героический эпос. Исходя из этой
концепции, неомифологи интерпретируют эпические
сюжеты и мотивы: поединок героя с драконом возводят к
деяниям бога, который преодолевает хаос, дабы
создать космос. Исток мотива борьбы между отцом и
сыном ("Песнь о Хильдебранде”) усматривают в мифе о
боге, убивающем собственного сына (Один — Бальдра).
Стремятся проследить отражение древнегерманского
культа и ритуала в эпосе о Хельги. Утверждают, что
герой эпоса Дитрих Бернский (его исторический прототип
— остготский король Теодорих) уже при жизни был
обожествлён и считался воплощением Водана, а после
своей смерти выступал в роли предводителя "дикой
охоты” (войска мёртвых), то есть историческое лицо
сделалось персонажем героического эпоса посредством
перехода в сферу мифического и культового.
Построения неомифологов в ряде пунктов не
выдерживают критической проверки и встречают
обоснованные возражения исследователей — Г. Куна, К.
фон Зе и ряда других учёных. Вместе с тем вряд ли
можно полностью отрицать связь между героическим
эпосом и ритуалом. Например, ритуальные истоки можно
усмотреть в казни, учинённой Атли над Гуннаром и Хёгни
("Старшая Эдда”, "Песнь об Атли”), в убийстве Гудрун
собственных сыновей, в некоторых эпизодах сказания о
Хаддинге, в добровольном расставании с жизнью
Брюнхильд ("Краткая песнь о Сигурде”, "Поездка
Брюнхильд в Хель”), Сигню ("Сага о Вёльсунгах”) и,
возможно, Гудрун (в версиях, предшествовавших
циклизации песней) — все эти героини, осуществив
месть, погибают в жертвенном пламени костра. Здесь
речь идёт лишь о гипотетической ритуальной основе этих
мотивов — в песнях они включены уже в иной контекст
повествований о родовой вражде и кровной мести, с
новыми мотивировками и частично психологизированы. В
крупнейшем и наиболее популярном памятнике
германского эпоса — "Песни о нибелунгах”
повествование переосмыслено в духе куртуазно-
рыцарской поэзии и почти не сохранило следов древней
мифологии. "Песнь о нибелунгах” стала предметом
многочисленных переработок, источником поэтических
тем и мотивов более позднего времени.
Заключение
В XI в. завершается формирование феодального
строя в Западной Европе. В следующее столетие быстро
развивается торговля, и растут города. К этому времени
устное народное творчество в Западной Европе
достигло уже высокого развития. Народные песни и
легенды распространяли бродячие артисты; во Франции
их называли жонглёрами, в Германии — шпильманами.
Разнообразный репертуар этих бродячих артистов
включал сатирические и любовные песни, смешные
истории о ловких школярах, плутоватых крестьянах,
хитрых горожанах и жадных попах. Особенным почётом
пользовались во Франции жонглёры, исполнявшие песни
о сражениях и подвигах рыцарей. Эти длинные песни
пелись речитативом на простой мотив под
аккомпанемент виэли — самодельной скрипки.
В большинстве песен о подвигах изображались
украшенные народной фантазией эпизоды из войн,
которые велись во времена раннего средневековья.
Такие поэмы в сказаниях о подвигах рыцарей
создавались в эпоху крестовых походов во многих
странах Европы. Иногда эти эпические поэмы
представляют собой поэтическую переработку более
древних сказаний. Так, например, немецкая "Песнь о
Нибелунгах”, посвящённая подвигам Зигфрида, —
переработка скандинавских саг о Сигурде.
В XII – XIII вв. с развитием и укреплением городов
зарождается литература, очень непохожая на рыцарскую
и на героический эпос. Рождённая в трудовой среде,
литература горожан связана с реальной жизнью и
основана на мотивах народного творчества. Герои этой
литературы — смышлёный горожанин и лукавый
крестьянин — своими хитрыми проделками оставляют в
дураках чванливых сеньоров и жадных попов. Жанры
городской, по преимуществу, сатирической, литературы
очень разнообразны. Это и песня, и рассказ, и
драматические произведения.
В XIV – XVI в. в. стремительно росли города, и их
жители боролись за независимость от феодалов.
Развивалась торговля. Купцы отправлялись в далёкие
плавания. Они всё больше верили в свои силы и всё
меньше слушались средневековых запретов. Мир,
который они видели, не был похож на тот, что изображали
в проповедях попы. Церковники проповедовали, что
нужно думать только о будущей жизни на небесах, а на
земле отказываться от всех радостей. Но люди того
времени не хотели больше соглашаться с этим. Так
началась Эпоха Возрождения — время расцвета
культуры после долгого застоя.
Библиографический список
1. Хейзинга Й. Осень средневековья. — М., "Наука”,
1988.
2. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего
возраста. Изд. 2. т. 11. "Язык. Художественная
литература”. — М., "Просве
Категория: культура и искусство | Добавил: PRiDE
Просмотров: 300 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]