И. С. Бах
Сын бедного городского музыканта, Иоганн
Себастьян Бах родился в эпоху тягчайшего
разорения Германии после тридцатилетний войны.
Разрушенные города, опустошенные поля,
разоренные крестьянские хозяйства были
результатом этой войны (1618 – 1648 гг.). Предки
Баха были крестьянами, но одному из них удалось
получить образование и стать музыкантом, положив
начало целой плеяде музыкантов. Известность этой
семьи была такова, что одно время всех городских
музыкантов называли "Бахами". Иоганн Себастьян
родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где прожил до
десятилетнего возраста. Осиротев, он переехал в
Ордруф, к своему старшему брату Иоганну
Христофу, органисту и ученику Пахельбеля. Брат
стал его первым учителем на клавире.
В 15 лет, чтобы не быть в тягость брату, он
перебрался в Люнебург, где поступил в местную
гимназию и стал певчим в хоре, что дало ему
возможность прокормиться. В то время в
Люнебурге органистом был Георг Бем, и Бах
многому научился у него, познакомился с
произведениями Адама Рейнкена — знаменитого
тогда органиста. Дважды Бах отправлялся в
Гамбург, чтобы послушать его игру. Удалось ему
послушать и светскую французскую музыку в
исполнении отличного оркестра крошечного
герцогства Целле. Музыка Куперена "великого"
оказала большое влияние на клавесинный стиль. В
19 лет Бах стал органистом в городке Арнштадт, где
написал первые дошедшие до нас произведения.
Отсюда он прошел 350 км пешком, чтобы
услышать в Любеке Дитриха Букстехуде,
оказавшего на творчество Баха огромное влияние.
Интересно, что здесь он очутился почти
одновременно с Генделем, своим гениальным
современником, родившимся, как и Бах, в 1685 г. Но
оба великих музыканта так и не встречались. В 1708
г. Бах возвратился в Веймар, откуда предпринимал
поездки в качестве виртуоза на органе и клавесине
по северу Германии.
В 1717 году, после конфликта с герцогом и
месячного ареста, он перешел на службу в Кетен,
где создал сборник "Прелюдий и фуг" для
темперированного клавира, оркестровые концерты,
сюиты, сонаты, сюиты для скрипки и клавира, виолы
да-гамба и скрипичные концерты.
В 1723 году, чтобы дать образование
сыновьям, Бах переезжает в Лейпциг, поступив на
службу в качестве кантора в местной гимназии св.
Фомы.
Эта должность считалась почетной, и до Баха
ее занимал ряд выдающихся композиторов. Кантор
должен был преподавать ученикам пение, латинский
язык, писать музыку для четырех Лейпцигских
церквей. Кроме этого, с 1729 года Бах был
"музикдиректором" Лейпцигского университета и
руководил студенческим музыкальным обществом.
В Лейпциге Бах написал огромное количество
произведений. Его произведения можно играть
целый год, даже если исполнять их ежедневно.
К 1740 году Бах достиг пика своей известности,
но стал вести наиболее замкнутый образ жизни,
отдавая все время своим высокоталантливым
детям, чья слава в дальнейшем затмила славу отца.
Последние годы своей жизни Бах страдал болезнью
глаз, перенес операцию, ослеп. Скончался в
возрасте 65 лет, 27 июля 1750 года.
Число произведений Баха очень велико. Они
разбиваются на пять групп.
Наиболее обширная группа — церковных
кантат (350). Вторая — крупные художественные
культовые композиции: пассии, оратории,
торжественная месса и 4 неполных мессы. Третья
группа — произведения для органа и клавесина.
Четвертая группа — произведения для различных
инструментов: скрипки, виолы, флейты, лютни.
Последняя, пятая группа включает произведения
для оркестрового состава.
В лице Баха завершается огромный
исторический процесс, основывающийся, с одной
стороны, на связи музыки с культом, а с другой — на
могущественном развитии бытовой музыки — танца,
народной песни, музыки с драматическим
представлением. Обе эти струи слились в
творчестве Бах и делают его всеобъемлющим
музыкантом времени.
Нельзя не поразиться легкостью письма, его
уверенностью, проявляемых им в самых различных
областях музыкальной композиции. От изящных,
простых танцев до грациозных вокальных
произведений, Бах всегда обнаруживает
законченное владение стилем, выразительную
мелодику, ярко пульсирующий ритм, строго логичную
модуляцию в неисчерпаемое богатство гармонии.
При жизни же Баха ценили, в основном, как
исполнителя-виртуоза.
Каковы же были характерные особенности
исполнения клавишных произведений? В первую
очередь Баха интересовала именно певучая и
выразительная игра — искусство cantabile, по его
собственному произведению. Это не было идеей
одного лишь Баха. Ее находят во всех трактатах
того времени. Иоганн Готфрид Вальтер, ученик
Иоганна Бернхарда Баха, пишет в своем "Словаре":
"Cantabile относится к вокальной или
инструментальной композиции, каждый голос
который легко может быть спет".
Телеман говорит, что очень важно
вдохновляться человеческим голосом: "Какую бы
пьесу ни играть — вокальную или
инструментальную, — все в ней должно быть
cantabile".
Искусство cantabile — это правильный способ
выявить независимость и красоту мелодии, ее
выразительность. Это было искусство фразировки
и выделения голосов, каждого в отдельности или
всех вместе.
Другое важнейшее качество исполнителя —
точность и аккуратность. Для достижения этой цели
необходимо соблюдать все правила, которыми
обременяют себя большие мастера. Инструмент
должен разговаривать, а заставить его говорить
хорошо — это действительно искусство и большой
талант.
Искусный клавесинист имел в своем арсенала
богатую палитру красок, которых можно было
добиться лишь посредством утонченного и
разнообразного туше. В эпоху Баха совершенным
исполнителем считался лишь тот, кто владел
искусством туше. Современники с восторгом
говорили о баховском туше. Ясность и точность,
ритмичность и легкость делали его игру чем-то
совершенно уникальным. Бах, несмотря на свой
серьезный характер, был восприимчив к веселости
и изяществу.
Те его пьесы, которые обычно считались
очень трудными, были для него пустяками: он играл
их с таким совершенством и легкостью, что они
казались не более чем простыми мелодиями
волынки, все его пальцы были развиты в равной
степени и могли передавать тончайшие нюансы.
|