Из жизни Ференца Листа
Ференц Лист родился 22 октября 1811 г. в
деревне Доборьян (Венгрия). В детстве он был
очарован цыганской музыкой и танцами венгерских
крестьян. Отец преподал ребёнку основы игры на
фортепиано. В возрасте 9 лет Ференц дал свой
первый концерт в соседнем городке Шопроне.
Вскоре он был приглашён в великолепный дворец
Эстерхази; игра мальчика настолько поразила
гостей графа, что несколько дворян вызвались
оплатить его дальнейшее музыкальное
образование. Ференца послали в Вену, где он
обучался композиции у А. Сальери и фортепиано у
крупнейшего педагога Европы К. Черни. Венский
дебют Листа состоялся 1 декабря 1822 г. Критики
остались в восторге, и с тех пор Листу были
обеспечены слава и полные залы. Он совершил ряд
поездок с концертами по Англии и Франции.
После смерти отца (1827) Лист начал давать
уроки. Тогда же познакомился с молодыми
композиторами Г. Берлиозом и Ф. Шопеном,
искусство которых оказало на него сильное влияние:
он сумел "перевести на язык фортепиано"
колористическое богатство партитур Берлиоза и
сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным
бурным темпераментом. В начале 1830-х годов
кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н.
Паганини; Лист задался целью создать столь же
блестящий фортепианный стиль, даже перенял от
Паганини некоторые особенности его поведения на
концертной эстраде. Теперь Лист практически не
имел соперников как пианист-виртуоз.
В 1844 г. Лист стал капельмейстером при
герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой
немецкий городок был некогда процветающим
культурным центром, и Лист мечтал вернуть
Веймару славу столицы искусств. В 1847 г., приняв
решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял
прощальные концертные гастроли. В роли
капельмейстера Лист поддерживал всё новое,
радикальное, иногда отвергнутое другими. С
одинаковым рвением он исполнял сочинения старых
мастеров и опыты начинающих композиторов. Он
устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда
романтический стиль этого композитора не
встречал понимания во Франции. Лист сумел даже
организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера
Тангейзер в годы, когда ее автор был политическим
изгнанником и ему грозил арест.
Лист успевал сражаться с герцогом
Веймарским по поводу перерасходов в своём
бюджете, отстаивать при дворе свою
артистическую свободу и одновременно сочинять,
дирижировать и преподавать. Именно в Веймаре
появилась единственная фортепианная соната
композитора, а также ряд оркестровых пьес, а с
1849 г. — оркестровых поэм. Лист сочинял массу
виртуозной концертной музыки и не жалел времени
на преподавание: его классы, проводившиеся во
второй половине дня, были переполнены
подающими надежды пианистами из разных стран,
которые, по воле учителя, ничего не платили за
участие в этих собраниях посвященных. С 1858 г.
Лист отказался от поста капельмейстера, но цели
своей добился: при нем Веймар действительно стал
центром европейской музыки, а сам музыкант —
признанным вождем европейской интеллектуальной
элиты.
В 1871 г. Лист получил звание советника
венгерского короля, и через два года в Будапеште
было необычайно торжественно отпраздновано
пятидесятилетие творческой деятельности
музыканта. В 1879 г. папа Римский Пий IX присвоил
ему звание почетного каноника, что давало право
на ношение сутаны, но не на титул "аббат Лист",
которым композитор иногда подписывался. После
кончины Вагнера в 1883 г. Лист провел в Веймаре
мемориальный концерт. В начале 1886 г. 75-летний
Лист отправился в Англию, где был принят
королевой Викторией и восторженно встречен его
почитателями. Из Англии уставший и неважно себя
чувствовавший Лист приехал в Брайтон на
ежегодный вагнеровский фестиваль. В этом городе
он умер 31 июля 1886 г.
Лист считается первостепенной фигурой в
истории музыки. Как композитор и автор
транскрипций он создал более 1300 произведений.
Подробно Ф. Шопену и Р. Шуману, Лист в своей
композиторской деятельности отдавал пальму
первенства сольному фортепиано. Наверное,
самое популярное произведение Листа — "Грезы
любви" (Liebestraum), а среди грандиозного списка
других его сочинений для фортепиано можно
выделить 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12
Трансцендентных этюдов и три цикла небольших
пьес под названием "Годы странствий". Некоторые
из Венгерских рапсодий позже были оркестрованы.
Листу принадлежит также более 60 песен и
романсов для голоса с фортепиано, и несколько
органных сочинений, включая фантазию и фугу на
тему Баха.
Лист стал создателем жанра одночастной
полупрограммной симфонической формы, которую
он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был
призван выражать внемузыкальные идеи или
пересказывать музыкальными средствами
произведения литературы и изобразительных
искусств; единство композиции достигалось
введением лейтмотивов, проходящих через всю
поэму. Среди оркестровых произведений Листа
наиболее интересны симфонические поэмы, в
особенности "Прелюды", "Орфей" и "Идеалы".
Для разных составов с участием солистов,
хора и оркестра Листа сочинил несколько месс,
псалмы и ораторию "Легенда о святой Елизавете".
Кроме того, можно упомянуть Фауст симфонию с
хоровым финалом (1857) и Симфонию к
Божественной комедии Данте с женским хором в
конце (1867): оба произведения в значительной
степени опираются на принципы симфонических
поэм. До сих пор исполняются листовские
фортепианные концерты. Единственная опера
Листа — одноактная "Дон Санчо" — написана 14-
летним композитором и тогда же поставлена.
Партитура оперы, долгое время считавшаяся
утерянной, была обнаружена в 1903 г.
Лист выступал на концертах буквально до
последних дней своей жизни. Некоторые считают,
что он является изобретателем жанра сольных
концертов пианистов и особенно патетического
концертного стиля, сделавшего виртуозность
самодостаточной и захватывающей формой.
Порывая со старой традицией, Лист развернул
рояль так, чтобы посетители концертов могли лучше
разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его
руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько
инструментов и путешествовал между ними, играя
на каждом с равным блеском. Эмоциональный
напор и сила удара по клавишам были таковы, что
во время турне он оставлял за собой по всей
Европе порванные струны и сломанные молоточки.
Все это являлось неотъемлемою частью
представления. Лист мастерски воспроизводил на
рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с
листа ему не было равных, славился он и
блестящими импровизациями. Влияние Листа до сих
пор ощутимо в пианизме разных школ.
|