Главная » Файлы » культура и искусство

Книжная графика
14 Марта 10, 21:38
Книжная графика
История книги тесно связана с историей
изобразительного искусства и графики, т. к. именно
художникам принадлежала видная роль в создании
рукописных книг. Они были творцами и шрифта, и
украшений, и рисунков.
Художник средствами изобразительного искусства
воплощает идейно-художественный замысел, создает
художественно-декоративный облик книги.
Он должен не только знать шрифты и уметь
использовать их, но также уметь их видоизменять,
создавать новые — соответствующие его замыслу,
стилю книги, характеру литературного произведения.
Работая над иллюстрацией, художник должен четко
представлять себе, как она будет сочетаться с полосой
набора на соседней странице, каким будет разворот
книги.
В настоящее время существуют различные виды
литературы и различные типы книг, назначение и круг
читателей которых определяет тираж, формат, степень и
характер оформления. Художественная литература —
самый большой раздел в книгоиздательстве, она тесно
связана с изобразительным искусством, поэтому хорошо
оформляется и иллюстрируется. Книги для детей
славятся богатством оформления, большими
форматами, четким, легким для чтения шрифтом.
Политическая литература, как правило, оформляется в
простых и строгих тонах, где в качестве иллюстративного
материала нередко выступают фотографии. Научно-
техническая литература (учебники и словари) оформлена
скромно, если не сказать скупо. Специальные издания
составляют особую группу, которая называется
библиофильской. Оформление и иллюстрирование таких
изданий поручается лучшим мастерам. Используются
редкие и дорогие материалы, которые не применяются
для массовых изданий.
Книга состоит из следующих элементов.
Обложка — художественное решение покрытия
книги, в которой заключен книжный блок. Решение
обложки должно быть условно-декоративным, ясным,
придавать книге красивый внешний вид, но в то же время
давать точную характеристику книги, раскрывать ее
основной смысл, стиль и образный строй. На обложке
должны быть шрифтовые элементы, отражающие
основные заголовочные данные.
Титульный лист — правая половина первого
разворота книги. Титул содержит более сложные
шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и
издательские данные. Если на левой странице первого
разворота помещается иллюстрация или печатается
портрет автора, такая страница называется
фронтисписом. Рисунок на титуле применяется
сравнительно редко и имеет больше декоративное
значение.
Шмуцтитулами называются отдельные листы,
которыми открываются части, разделы книги. На
шмуцтитуле помещается заголовок и несложный
орнаментальный мотив или рисунок.
Суперобложкой называется художественно
решенное бумажное покрытие книги поверх обложки.
Главная задача — привлечь внимание к книге и на
некоторое время предохранить обложку от повреждения.
Иллюстрации — это рисунки, образно
раскрывающие литературный текст, подчиненные
содержанию и стилю литературного произведения.
Заставка — небольшая композиция
орнаментального характера или в виде рисунка,
открывающего какой-нибудь раздел текста.
Концовка — небольшой рисунок или
орнаментальный мотив, завершающий последнюю
страницу какого-либо раздела или всей книги.
Инициал — начальная буква в тексте книги,
созданные художником.
Спуском или спусковой полосой называют
первую страницу текста книги, обычно украшенную
заставкой или буквицей.

В России первые рукописные книги с
изображениями появились в 10 в. Широкому
распространению книги способствовало изобретение в
середине 15 века книгопечатанья.
Особенностью современной книжной графики
является ее связь с полиграфией, ее зависимость от
уровня и культуры труда полиграфического
производства. Задачи книжной графики подразделяются
на:
· оформление книги (внешний вид, рисованные
шрифтовые элементы);
· композиционное построение текстового набора и
т. д.;
· иллюстрирование книги (образное раскрытие
литературного текста с помощью рисунков).
В графике распространены штриховые и тоновые
иллюстрации. Встречаются иллюстрации, исполненные в
объемно-пространственном плане и условно-плоскостной
трактовке. Также существуют свои принципы разработки
светотени, объемов и перспективы, свои масштабы и
приемы композиции. Вот почему обычные графические
станковые произведения, если их даже уменьшить до
книжных форматов, не могут служить иллюстрациями и
будут лишь репродукциями, вклеенными в книгу.

Категория: культура и искусство | Добавил: PRiDE
Просмотров: 554 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]