Главная » Файлы » культура и искусство

Сравнение цивилизации, формации и культуры
13 Марта 10, 15:53
Сравнение цивилизации, формации и
культуры
Попробуем сравнить три важнейших понятия в
жизни человека: цивилизация, формация и культура.
Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием
культуры, причем не только в негативном смысле, но и в
позитивном плане, т. е. противопоставляется культуре,
как материальное, техническое — духовному, как
стандартное и бесчеловечное — уникальному и
гуманному. О. Шпенглер рассматривал цивилизацию как
упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба
культуры..., логическое следствие, завершение и исход".
Но такое противопоставление не является адекватным
отражением противоречий современного мира.
Цивилизация есть социокультурное образование, и этим
она отличается от формации, окружающей систему
социальных связей безотносительно к культуре. Отсюда
вытекает сама возможность использования понятия
цивилизации для характеристики конкретных
пространственно-ограниченных обществ с их
своеобразной культурой. Иначе говоря, в мире
существует не одна, а множество локальных
цивилизаций, способных сохранять свои типичные
особенности в различных общественных формациях.
Противопоставление цивилизации и культуры
коренится в глубинных противоречиях развития
цивилизации, порождающих в ходе своего развития
насилие, войны, разрушение и гибель культур, отчуждение
и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И все-
таки противопоставление культуры и цивилизации
теоретически неправомерно, ибо без культуры
существование цивилизации немыслимо, поскольку она
теряет тогда своего субъекта — человека, способного
воспроизводить условия цивилизации и развивать ее.
Многообразие культур в рамках цивилизации не
исключает наличия у них общих моментов, общих
проблем, общих принципов: принципов гуманизма,
взаимодействия, взаимопроникновения и
взаимообогащения культур. То, что эти процессы
протекают не без противоречий, не отменяет их значения
для прогресса цивилизации. Ведь и различные
общественные формации — каждая по-своему — вносят
свой вклад в развитие цивилизации.
Формация и цивилизация — разные среды в
развитии общества как целостной системы. Как нельзя
познать механизм развития любого общества, исследуя
только базисные факторы и опустив надстроечные, так
невозможно и понять секреты управления
общественным развитием, ориентируясь либо только на
формационный, либо только на цивилизационный аспект
в его динамике. Формация — социоэкономическая
категория, цивилизация — социокультурная.
Понятие формации имеет значение
системообразующего начала всего социально-
экономического и политического строя данного
общества. Формации различаются по доминирующим
формам собственности. Переход от одной формации к
другой обусловлен сменой форм собственности на
основные средства производства, происходящей под
влиянием прогресса производительных сил,
открывающего новые материальные возможности для
человеческой деятельности, для формирования
общественных отношений.
В понятии цивилизация объединяются социальные
и культурные аспекты жизни общества, цивилизация
представляет собой этап истории, начинающийся вместе
с выходом истории из естественного, т. е. первобытного,
состояния и развивающемся далее на основе им самим
создаваемых предпосылок, что она характеризует
преемственность в развитии общества. Вместе с тем
настойчиво утверждалась мысль, что фактически в
истории существуют различные цивилизации, так сказать
"формационные": капиталистическая цивилизация,
коммунистическая цивилизация и т. п. В итоге
цивилизационный подход терял свою относительную
самостоятельность и подчинялся формационному, а
понятие цивилизации становилось подсобным, нужным
лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-
экономической формации. Если теория формаций
ориентирована на выявление закономерностей,
присущих обществу на различных этапах истории, а также
его структуры на каждом из этих этапов, то
цивилизационный подход решает совершенно иные
познавательные задачи. Две из них являются главными.
Первая — это анализ социальных механизмов
деятельности людей, обеспечивающих саму возможность
существования общества на данном, т. е.
цивилизованном уровне, уберегающих его от распада и
одичания. Эти механизмы постоянно развиваются,
совершенствуются или устраняются. Если тот или иной
механизм устраняется, то начинается деградация
связанных с ним социальных структур. Каждая
последующая формация является и шагом вперед в
развитии цивилизации, а не посягательством на ее
основы. Гибель тех или иных цивилизаций в прошлом не
останавливала исторического движения, потому что это
были локальные катастрофы. Прогресс цивилизации при
всей его противоречивости все-таки связан с развитием
и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти
механизмы обеспечивают для жизни современного
общества развитие производительных сил, техники,
науки, поддерживают соответствующую динамику
общественных отношений.
Вторая задача, которая решается цивилизованным
подходом к истории, — выявление ее человеческого
измерения, механизмов формирования личности
цивилизованного человека, анализ культуры как меры
развития человека, его способности к деятельности.
Понятие "цивилизации" шире понятия формации,
однако эту ее объемность нельзя рассматривать
упрощенно: нельзя, скажем, утверждать, что цивилизация
— это формация плюс сфера культуры данного
общества. Различия между этими категориями
обусловлены еще неадекватностью структурных связей
между явлениями и процессами.
Итак, понятия цивилизации, формации и культуры
нельзя уравнять, но в то же время они тесно связаны
между собой.
Библиографический список
"Цивилизации"/ под редакцией М. А. Барг. 1 и 2
выпуски.

Категория: культура и искусство | Добавил: PRiDE
Просмотров: 282 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]