Главная » Файлы » культура и искусство

Традиция обедов в Древнем Риме
13 Марта 10, 15:54
Традиция обедов в Древнем Риме
Трехкратный прием пищи — утром, в середине дня и
ближе к его концу — обусловлен биологически и
распространен повсеместно у самых разных народов.
Однако характер этих трапез подвержен значительным
вариациям и колеблется не только у разных этносов, но и
по социальным слоям.
По заведенному порядку весь Рим легко закусывал
утром, перехватывал кое-что по завершении дневных
дел и во второй половине дня собирался на обед.
Утренняя закуска и дневной завтрак не предполагали ни
точного времени, ни определенного меню. Они только
удовлетворяли голод в то время и в тех условиях, когда
он возникал. Крестьяне приступали к приготовлению
первого завтрака сразу же после пробуждения от сна и,
лишь поев, выходили из дому. Клиенты же богатых и
знатных семейств шли утром приветствовать патрона
натощак и только здесь получали спортулу — корзиночку
с едой.
Меню обоих завтраков складывалось случайно и
произвольно. Бедные ели все подряд, зажиточные
римляне были более разборчивы.
Подчас оба завтрака бывали очень скудными.
Следуя своим привычкам, император Август ел на
завтрак "грубый хлеб, мелкую рыбешку, влажный сыр”, а
Сенека и вовсе "завтракал сухим хлебом, так что после
завтрака незачем было мыть руки”. Обычный завтрак
располагался между двумя этими крайностями и состоял
из хлеба, смоченного в вине или слабом растворе уксуса,
сыра, фиников, холодного мяса или ветчины.
Главное состояло в том, что эти завтраки человек
съедал в одиночку. Однако обед был трапезой в полном
смысле этого слова.
Если приемы пищи, предшествовавшие обеду, не
занимали определенного места в распорядке дня
римлян, то обед начинался всегда около половины
второго зимой и половины третьего летом. Лишь человек
аскетического образа жизни, вроде Плиния Старшего,
"летом вставал из-за обеда засветло, зимой в сумерки”.
Август, тоже весьма неприхотливый в своих привычках,
шел после обеда заниматься государственными делами,
но эту работу его биограф называет "ночной”. До
полуночи пировал Нерон. Переходить от обеда к ночному
сну считалось нормой.
Обед всегда предполагал приглашенных гостей и
общение сотрапезников; обеды в одиночку упоминаются
у римских писателей в виде редчайшего исключения.
Главное в обеде — беседа.
Независимо от размеров помещения и числа
обедающих центром, вокруг которого организовывалась
трапеза, был небольшой стол, с трех сторон окруженный
массивными, чаще всего каменными, ложами, на
которых, по трое на каждом, и возлежали обедающие. С
четвертой стороны стола доступ открывался тем, кто
обслуживал трапезу, менял блюда и приборы, разрезал
мясо, подливал вино. На ложи набрасывали много тканей
и подушек, которыми отделяли место одного
сотрапезника от другого. В зале царила ужасная теснота.
Люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и,
чтобы не простужаться, укрывались специальными
накидками.
Не меньшая теснота царила и на столе, очень
небольшом по размеру и потому неспособном вместить
все блюда с едой. Ее приходилось приносить и либо
ставить на стол, разложивши на тарелки, либо подносить
каждому отдельно. Поэтому ставились вспомогательные
столики-серванты. Вино сначала разливали по большим
сосудам (у богатых людей они бывали из стекла или даже
хрусталя) и уже оттуда разливали его специальным
черпаком по бокалам.
Если отвлечься от чудовищных пиров римских
богатеев и говорить об обычном хорошем обеде,
который устраивал для друзей радушный хозяин, то меню
его состояло чаще всего из четырех перемен, включало
рыбу, мясо, разнообразные закуски и фрукты. Супы в
источниках не упоминаются. Вот, например, как выглядел
хороший обед в середине I в. н. э.: поросенок, увенчанный
колбасами, сырный пирог, холодный, но политый горячим
медом, обложенный фасолью, горохом, орехами и
персиками; по куску медвежатины, мягкий сыр,
виноградный сок, улитки, печенка, репа, тунец. В
заключение обеда вокруг стола пускалось глубокое
блюдо с маринованными оливками.
Многие часы, которые длился обед, были
заполнены не только едой, но и культурной программой.
В большинстве случаев цель ее состояла в том, чтобы
развеселить сотрапезников. В программе участвовали
шуты, комические актеры, танцоры. Если хозяин не хотел
тратиться на такие представления, то он сам мог
импровизировать развлечения — например, аукцион
картин, повернутых изображением к стене, или просто
играть с приглашенными в кости. Нередко были
развлечения более высокого уровня — выступления
музыкантов, исполнение стихов, чтение вслух.
Совместная трапеза была выражением дружеской
солидарности, и издавна утвердился обычай посылать
друзьям, не сумевшим прийти на обед, кое-какие
лакомства от стола, а присутствующим раздавать часть
обеда, которую они уносили с собой в специально
прихваченной на этот случай салфетке.
По мере того как дружеский характер обеда
становился все больше условной декорацией, а патроны
превращали его в издевательство над друзьями и
клиентами, распоясывались и последние. Салфетки
крали, сознательно путая принесенные с собой, плохие и
старые, с хозяйскими. В салфетку можно было спрятать
не только то, что человеку дали, но и то, что он успел
схватить с блюда сам. И если еду гостям раздавали, то
бутылки и кубки с вином обычно стояли на столах все
время, и вот из-за них-то и начиналась подлинная драка.
Обед превращался в гастрономический марафон, в
бесконечное обжорство и оргию.
Все это распутство и распад вызывали
сопротивление, исходившее отчасти от консервативных
семей, а отчасти от своеобразной римской
интеллигенции.
Первым и главным признаком таких антиобедов
была скромность. Меню здесь может быть сколь угодно
разнообразным, но оно никогда не бывает обильным. В
нем обычно большую роль играет свежая зелень, только
что сорванные плоды и овощи.
Подчас такой обед знал только один вид
развлечения — так называемую "сократическую беседу”,
то есть беседу на философские, литературные или даже
повседневные темы, но обязательно живую и
остроумную, в которой собеседники состязались в
находчивости.
Таким образом, традиция обедов в Риме была
чрезвычайно разнообразной и различалась по
социальным слоям.

Категория: культура и искусство | Добавил: PRiDE
Просмотров: 267 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]