Жорж Бизе
Французский композитор. В 1857 г. окончил
Парижскую консерваторию, где занимался у А. Ф.
Мармонтеля (фортепьяно), Ф. Бенуа (орган), П.
Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ф.
Галеви (композиция). В 1858 – 1860 гг. жил в
Италии. Блестящий пианист, Бизе отказался от
концертной деятельности, всецело посвятив себя
композиторскому творчеству.
Уже первое крупное сочинение Бизе —
симфония C-dur (1855 г., опубликованная в 1935 г.)
— свидетельствует о самобытном даровании
композитора. В ней проявились характерные для
его стиля отточенность формы, четкость изложения;
60-е гг. для Бизе — время творческого
становления: были созданы лирические оперы
«Искатели жемчуга» (1863 г.) и «Пертская
красавица» (по роману В. Скотта, 1866 г.). Обе
оперы не имели успеха.
События франко-прусской войны и Парижской
Коммуны способствовали утверждению демократии,
взглядов композитора и его стремлений к
правдивому, реалистическому искусству. В 70-х гг.
— период творческой зрелости Бизе — созданы
опера «Джамиле» (по поэме «Намуна» А. Мюссе,
1871 г.), музыка к драме А. Доде «Арлезианка»
(1872 г.). Овладев ритмоинтонационными
особенностями народных напевов, почти не
прибегая к цитатам, Бизе достоверно воссоздал в
этих произведениях характер восточной и
провансальской музыки. Эти партитуры отличают
мастерское владение выразительными средствами
оркестра. Большой популярностью пользуются две
оркестровые сюиты из музыки к «Арлезианке» (1-я
составлена автором, исполнена в 1872 г.; 2-я —
композитором Э. Гиро, исполнена в 1885 г.).
Опера «Кармен» (по новелле П. Мериме, 1875
г.) — одна из вершин французского оперного
реализма. Ее герои — простые люди с сильными и
противоречивыми характерами. В опере
воплощены испанский национальный музыкальный
колорит, многослойность и многоликость народных
сцен, напряженный ход драматических событий.
На премьере в театре «Опера комик» (1875 г.)
«Кармен» была резко отрицательно встречена
буржуазной публикой. Успех опере принесла
постановка в том же году в Вене в редакции Гиро
(разговорные диалоги заменены речитативами, в 4-
й акт включены балетные сцены на музыку из
«Пертской красавицы» и «Арлезианки»). «Кармен»
стала одной из самых популярных опер в мире. П. И.
Чайковский писал в 1880 году, что «это в полном
смысле слова шедевр».
Сочинения
Оперы
· Дом доктора (La maison du docteur,
комическая опера, написана до 1856 г.);
· Дон Прокопио (опера-буффа на
итальянском языке, 1858 – 1859 гг.,
поставлена 1906 г., Монте-Карло);
· Любовь-художница (L'Amour peintre,
либретто по Ж. Б. Мольеру, 1860 г., не
окончена, не опубликована);
· Гузла Эмира (комическая опера, 1861 –
1862 гг.);
· Искатели жемчуга (Les Pecheurs de perles,
1862 – 1863 гг., поставлена 1863 г., «Театр
лирик», Париж);
· Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1865 г.,
поставлена в 1946 г., Замок Мюринген,
Вюртемберг);
· Никола Фламель (1866 г., фрагменты);
· Пертская красавица (La Jolie fille du Perth,
1866 г., поставлена в 1867 г., «Театр лирик»,
Париж);
· Кубок Фульского короля (La Coupe du roi de
Thule, 1868 г., фрагменты);
· Кларисса Гарлоу (комическая опера, 1870 –
1871 гг., фрагменты);
· Каландаль (комическая опера, 1870 г.);
· Гризельда (комическая опера, 1870 – 1871
гг., не окончена);
· Джамиле (комическая опера, 1871 г.,
поставлена в 1872 г., театр «Опера комик»,
Париж);
· Дон Родриго (1873 г., не окончена);
· Кармен (комическая опера, 1873 – 1874 гг.,
поставлена в 875 г., театр «Опера комик»,
Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после
смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875);
Оперетты
Доктор Миракль (1856 г. или 1857 г.,
поставлена в 1857 г., театр «Буфф-Паризьен»,
Париж), Мальбрук в поход собрался (Malbrough s'en
va-t-en guerre, 1867 г., театр «Атеней», Париж; Бизе
принадлежит 1-е действие, другие 3 действия — И.
Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу; Соль-си-ре-пиф-пан
(1872 г., театр «Шато-д'о», Париж).
Кантаты
Ангел и Тобия (L'Ange et Tobia, около 1855 – 57
гг.); Элоиза де Монфор (1855 – 1857 г.);
Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchante, 1855 –
1857 гг.); Эрминия (1855 – 1857 гг.); Возвращение
Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855 – 1857
гг.), Давид (1856 г.); Кловис и Клотильда (1857 г.);
Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860 г.);
Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867
г.); оды-симфонии — Улисс и Цирцея (по Гомеру,
1859 г.), Васко да Гама (1859 – 1860 г.).
Оратория
Женевьева Парижская (1874 – 1875).
Для хора и оркестра (или фортепиано)
Хор студентов (Choeur d'etudiants, мужской хор,
до 1855 г.); Вальс (C-dur, 1855 г.); Те Deum (для
солистов, хора и оркестра, 1858 г.), Залив Байя (Le
Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и
фортепиано, около 1865 г.; музыка использована в
опере «Иван Грозный», имеется переработка для
фортепиано), Ave Maria (для хора и оркестра, cлова
Ш. Гранмужена, после 1867 г.), Песня прялки (La
Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано,
после 1867 г.) и др.;
Для хора a cappella
Свыше Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de
Pathmos, для мужского хора, cлова В. Гюго, 1866 г.);
Для оркестра
симфонии (№1, C-dur, Юношеская, 1855 г.,
партитура опубликована и исполнена в 1935 г.; №2,
1859 г., уничтожена Бизе), Рим (C-dur, 1871 г.,
первоначально — Воспоминания о Риме, 1866 –
1868; исполнена в 1869 г.); увертюры, в том числе
Родина (Patrie, 1873 г., исполнена в 1874 г.), сюиты,
в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из
фортепианных дуэтов Игры детей, 1871 г.,
исполнена в 1872 г.), сюиты из Арлезианки (№1,
1872 г.; №2, составил Э. Гиро, 1885 г.);
Для фортепиано в 2 руки
В том числе большой концертный вальс (E-dur,
1854 г.), Фантастическая охота (Chasse fantastique,
1865 г.), Рейнские песни (Chant du Rhin, цикл из 6
песен, 1865 г.), концертные хроматические
вариации (1868 г.).
Фортепианные дуэты
Игры детей (Jeux d'enfants, 12 пьес для 2
фортепиано, 1871 г.).
Для голоса с фортепиано
В этом числе — циклы песен Листки из
альбома (Feuilles d'album, 6 песен, 1866 г.),
Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6
народных песен, 1867 г.), романсы.
Вокальные дуэты
Музыка к драматическому спектаклю
«Арлезианка» (драма А. Доде, 1872 г., театр
«Водевиль», Париж); переложения (фортепианные
транскрипции, клавиры и др.) сочинения Ш. Гуно, В.
Массе, Ж. Массне, Ф. Шопена, В. А. Моцарта, К.
Сен-Санса, Р. Шумана, А. Тома и др. Пианист-певец
(Le Pianiste Chanteur), 150 фортепианных пьес в 6
томах (1 – 2-французская музыка, 3 – 4-
итальянская музыка, 5 – 6 — немецкая музыка;
1865 г.); Сборник 100 пьес разных композиторов,
обработанных для фортепиано (Вебер, Бетховен,
Шопен и др.).
|