Знаменитые музыканты:
Прокофьев Сергей Сергеевич
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23
апреля 1891 года в Сонцовке Екатеринославской
губернии (теперь село Красное Красноармейского
района Донецкой области). Отец его — Сергей
Алексеевич — был ученым агрономом,
управляющим в имении помещика Сонцова. От него
передалась сыну любовь к природе. Среди детских
рукописей Сережи Прокофьева сохранилась
тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие
цветы расцветают в Сонцовке.
Музыку он слышал в доме с самого рождения.
Мать Мария Григорьевна играла сонаты Бетховена,
мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. В
пять с лишним лет Сережа уже сочинил
фортепианную пьеску под названием «Индийский
галоп». Вскоре появились и другие сочинения.
Мальчику было девять лет, когда его привезли
в Москву, и он впервые попал в оперный театр.
Вернувшись в Сонцовку, он начал писать оперу
«Великан» на собственный сюжет.
Образованием Сережи вначале занимались
его родители, которые были просвещенными,
интеллигентными людьми, умными и строгими
воспитателями. Они приучили его к
сосредоточенному и систематическому труду. Отец
учил сына русскому языку, арифметике, географии,
истории, ботанике. Мать — иностранным языкам (с
детства Сергей Сергеевич знал два языка —
французский и немецкий, позже английский). Мария
Григорьевна была и его первой учительницей
музыки. Увидев успехи сына, она решила показать
его какому-нибудь крупному музыканту.
Зимой 1902 года его привезли в Москву к
Сергею Ивановичу Танееву — выдающемуся
композитору, профессору Московской
консерватории. Отметив дарование мальчика,
Танеев посоветовал начать с ним серьезные
занятия гармонией и систематическое
ознакомление с музыкальной литературой. По
рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл
молодой музыкант, окончивший Московскую
консерваторию с золотой медалью. Это был
Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии
известный советский композитор, автор балетов
«Красный мак», «Медный всадник», концерта для
голоса с оркестром и других сочинений.
Живые, интересные занятия с Глиэром
оказались благотворное влияние на развитие
таланта Прокофьева. Под руководством учителя он
стал вскоре писать симфонию и оперу «Пир во
время чумы» по Пушкину. Глиэра поразило в его
ученике удивительное сочетание взрослого
профессионально-серьезного отношения к музыке,
самостоятельности суждений и — совершенно
детских черт. Так, на пюпитре у двенадцатилетнего
Сережи Прокофьева, сочинявшего оперу или
симфонию, стояла резиновая кукла по имени
Господин, которая должна была слушать новое
сочинение.
Сильнейшим увлечением будущего автора
прославленных опер и балетов был театр. Со
своими друзьями — сонцовскими мальчиками и
девочками — он постоянно придумывал и
разыгрывал представления, на которых
присутствовали обитатели дома в Сонцовке.
Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую
наблюдательность и разнообразие интересов
(литература, театр, шахматы). Любопытно его
мальчишеское увлечение железной дорогой,
быстрым и точным движением. Одним из
удивительных свойств творчества взрослого
композитора Прокофьева станет стремительность,
динамичность, через которую он передаст свое
новое ощущение жизни, ее молодости, ее движения.
В 1904 году, по совету Глазунова,
светловолосый тринадцатилетний мальчик пришел
на экзамены в Петербургскую консерваторию.
Экзамен вел Н. А. Римский-Корсаков. «Это мне
нравится!» — весело воскликнул он, увидев
Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух
папок, где были сложены его сочинения (четыре
оперы, две сонаты, симфония и довольно много
фортепианных пьес). Приемная комиссия (в ее
состав входили А. К. Глазунов и Н. А. Римский-
Корсаков) была восхищена абсолютным слухом и
умением читать с листа.
Сережу приняли, и жизнь его круто изменилась.
Вместо вольного степного простого украинского
села Сонцовка, в котором он родился и провел
детство, хмурый Петербург, где предстояло
серьезно и долго учиться.
Прокофьев учился в консерватории у
замечательных русских музыкантов: Анатолия
Константиновича Лядова (гармония, контрапункт),
Николая Андреевича Римского-Корсакова
(инструментовка).
В консерваторские годы обогатились и
развились его музыкальные вкусы. К любимым с
детства Бетховену и Чайковскому прибавились
Григ, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин,
Рахманинов. Он познакомился с сочинениями
современных западноевропейских композиторов —
Р. Штрауса, Дебюсси.
Интерес к изучению классической и
современной музыки, а также к творчеству друг
друга сблизил Прокофьев с Николаем Яковлевичем
Мясковским. Дружба, начавшаяся в годы их
совместного учения в Петербургской
консерватории, продолжалась в течение всей жизни.
Прошло несколько лет. Музыкальные
сочинения Прокофьева поражали слушателей,
вызывали жаркие споры. Все, что он написал, было
новым по манере и по содержанию — молодым,
задорным, смелым.
Окончив в 1904 году консерваторию,
Прокофьев много лет выступал как пианист во
Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе
и во многих европейских странах. Повсюду
композитор играл свои сочинения, а его новые
оперы и балеты исполнялись в разных городах
мира. Так, в 1921 году в Чикаго состоялась
премьера веселой, блестящей оперы Прокофьева
«Любовь к трем апельсинам» (по сказке
итальянского писателя Карло Гоцци). В том же году
композитор закончил третий концерт для
фортепиано. Самые лучшие сочинения Прокофьева
тех лет были посвящены Родине. Русские мелодии
звучат в пьесах для фортепиано «Сказки старой
бабушки», в которых оживают воспоминания
детства и герои народных сказок. Тоска по Родине
становилась все острее. «В ушах моих должна
звучать русская речь, я должен говорить с людьми
моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего
мне здесь недостает: свои песни, мои песни», —
писал Прокофьев.
В середине 20-х годов Прокофьев с огромной
радостью откликнулся на предложение С. П.
Дягилева написать балет на тему о строительстве
новой жизни в России. Сюжет балета, названного
«Стальной скок», оказался наивным,
«индустриальным». «Прокофьев путешествует по
нашим странам, но отказывается мыслить по-
нашему», — писали зарубежные газеты о премьере
балета, поставленного в Париже и Лондоне в 1927
году.
За границей Прокофьев встречался со
многими выдающимися деятелями искусства
(композиторами Равелем, Стравинским,
Рахманиновым, дирижерами Стоковским и
Тосканини, киноартистом Чарли Чаплином и многими
другими). Но атмосфера лихорадочной
художественной жизни Парижа 20-х годов не
удовлетворяла его. «Я должен вернуться. Я должен
снова вжиться в атмосферу родной земли... В ушах
должна звучать русская речь... Здесь я лишаюсь
сил». И, наконец, он снова дома. Прокофьев вновь
встречается со своими друзьями Мясковским и
Асафьевым. Начинает работать вместе с
советскими режиссерами, балетмейстерами,
писателями. Его увлекают задача воплощения
высоких идей, человечности, возможность
обращения не к узкому кругу «ценителей», а к
огромным массам народа.
Композитор много и увлеченно работает,
создавая одно прекрасное произведение за другим.
Они различны по темам, времени действия,
характерам героев. Но во всех них есть нечто
общее. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу
светлые образы и образы жестокости и насилия. И
всегда утверждает победу высоких человеческих
идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-
композитору, поражает во всех этих сочинениях.
В 1935 году создан балет «Ромео и
Джульетта» (по трагедии Шекспира). Герои его
отстаивают свою любовь в борьбе с кровавыми
средневековыми предрассудками, повелевающими
им ненавидеть друг друга. Трагическая смерть
Ромео и Джульетты заставляет примириться
враждующие издавна семьи Монтекки и Капулетти.
До Прокофьева крупные музыканты, писавшие
балетную музыку, не решались обращаться к
шекспировским трагедиям, считая, что они слишком
сложны для балета. А Прокофьев создал
произведение, проникнутое духом Шекспира.
Поэтичная, глубокая, содержащая реалистические,
психологически точные портреты действующих лиц
«Ромео и Джульетты» музыка дала возможность
балетмейстеру Л. Лавровскому поставить балет,
который приобрел мировую славу (премьера
балета состоялась в 1940 году в Ленинградском
государственном академическом театре оперы и
балета имени С. М. Кирова).
Прокофьев пишет музыку не только для
театра, но и для кино. Например, Александр
Невский (1938 г.). Вместе с кинорежиссером
Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает
благородный патриотический подвиг дружины
Александра Невского, защищавшей родную земля
от тевтонских завоевателей. Сюжет исторический,
но музыка звучит современно, словно
предвосхищая острый драматизм и победный исход
битвы советского народа с фашизмом.
В 1939 году написана опера «Семен Котко»
(по повести В. Катаева «Я сын трудового народа»).
Действие ее происходит на Украине в 1918 году.
Музыка Прокофьева с удивительной правдивостью
рисует образы крестьян, солдат, большевиков,
борющихся за установления Советской власти на
Украине.
В своих произведениях советского периода
композитор особенно стремился к ясности,
доступности, простоте.
Специально для детей, на собственный текст,
Прокофьев сочинил симфоническую сказку «Петя и
Волк». Каждый персонаж здесь обрисован
мелодией, исполняемой определенным
инструментом в оркестре или группой инструментов:
Птичка — флейтой, Утка — гобоем, Волк —
валторнами, а Петя — целой группой струнных
инструментов.
Удивительна работоспособность Прокофьева.
Он писал фантастически быстро и мог работать
сразу над несколькими сочинениями. Выступал с
исполнением своей музыки как пианист и дирижер.
Участвовал в работе Союза композиторов.
Интересовался литературой. В конце 30-х годов
начал писать живую и остроумную
«Автобиографию». Был отличным шахматистом. С
увлечением водил автомобиль. Любил танцевать,
быть среди людей.
Главной работой композитора в годы Великой
Отечественной войны была грандиозная
патриотическая опера «Война и мир». Прокофьев и
раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в
музыке образ великого произведения Льва
Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел
получил осуществление. Вновь поставил перед
собой композитор задачу редкой сложности. Из
огромного литературного произведения нужно было
отобразить самые важные сцены. В оперу вошли, с
одной стороны, тонкие психологические «мирные»
сцены, в которых участвуют Наташа Ростова, Соня,
князь Андрей, Пьер Безухов; с другой —
монументальные картины, рисующие борьбу народа
с наполеоновскими захватчиками. Опера получилась
необычной по жанру. В ней сочетаются лирико-
психологическая драма и национальная эпопея.
Новаторская по музыке и по композиции, опера
развивает вместе с тем традиции русских классиков
— Мусоргского и Бородина. С Мусоргским
Прокофьева сближает особое внимание к
психологической характеристике героев,
раскрываемой через правдивую вокальную
интонацию. Интересно, что опера «Война и мир»
написана не на условный стихотворный текст
либретто, а на подлинный текст романа.
Прокофьеву важна была сама интонация
толстовской речи, которую он сумел передать в
музыке. И это придает особенную достоверность
вокальным партиям героев оперы.
«Война и мир» — любимое сочинение
Прокофьева. Он совершенствовал его до конца
своей жизни.
В победном 1945 году увидели свет три
значительных произведения композитора: пятая
симфония, посвященная «величию человеческого
духа»; первая серия кинофильма «Иван Грозный»
— новая совместная работа с Сергеем
Эйзенштейном; светлый сказочный балет
«Золушка». Этот спектакль, поставленный осенью,
был первой послевоенной премьерой в Большом
театре.
В последующие годы появилось еще несколько
новых работ. Среди них: опера «Повесть о
настоящем человеке» (по одноименной книге Б.
Полевого), прославляющая мужество советских
людей в годы войны; балет «Сказ о каменном
цветке» (по П. Бажову) — о радости творчества,
обращенного к народу; оратория «На страже мира»
(на слова С. Маршака); концерт-симфония для
виолончели с оркестром.
Снова Прокофьев пишет для детей. Сюита
«Зимний костер» для чтецов, хора мальчиков и
симфонического оркестра (на слова С. Маршака)
посвящена советским пионерам.
Седьмая симфония была задумана вначале
как симфония специально для детей, но в процессе
работы приобрела более широкое значение —
мудрой симфонической сказки, утверждающей
красоту и радость жизни. Это последнее
законченное произведение Прокофьева.
В конце 40-х – начале 50-х годов Прокофьев
тяжело заболел. Чтобы сохранить силы для
творчества, ему пришлось отказаться от многого, и
в том числе от посещения театров и концертов.
Самое трудное время наступало для него
тогда, когда врачи запрещали ему сочинять музыку
или разрешали работать не более 20 минут в день.
Большую часть времени в эти годы
Прокофьев проводил на своей даче, на Николиной
горе на берегу Москвы-реки. Он очень любил эти
места, совершал далекие прогулки (если позволяло
здоровье). Сюда приезжали к нему музыканты,
почитатели и исполнители его музыки: композитор Д.
Кабалевский, пианист С. Рихтер и другие.
Некоторые из них написали впоследствии
интереснейшие воспоминания о великом
композиторе.
Умер С. С. Прокофьев в Москве 5 марта 1953
года.
|