Главная » Файлы » литература

Александр Дюма и его роман “Учитель фехтования”
07 Июня 10, 15:05
Александр Дюма и его роман "Учитель
фехтования”
 Биография Александра Дюма
В 1802 году, в семье генерала Тома Дюма и дочери
простого трактирщика Марии-Луизы Лабурэ родился сын
Александр, будущий прославленный писатель-романист.
С самого рождения Александр жил в городке
Виллер-Котре, где прошли его детство и юность. Здесь
же он поступил учиться в местный колледж, который
закончил в 1823 году.
После окончания колледжа будущий писатель уехал
в Париж и поступил на службу в канцелярию герцога
Орлеанского.
С самых юных лет Александр Дюма увлекался
театром и поэзией. Больше всех других направлений в
искусстве его привлекает романтизм, в те времена еще
довольно-таки молодое направление в литературе.
Именно в духе романтизма в 1827 году Дюма пишет
свою первую драму "Христина”, а следом за ней, в 1829
году,  появляется другое его романтическое
произведение — "Генрих III и его двор”.
Однако продолжать писать ему помешало одно
значительное событие, связанное с похоронами
генерала Ламарка, случившимися в Париже 5 июня 1832
г. Покойный Ламарк был знакомым Дюма, и
родственники генерала обратились к нему с просьбой
возглавить колонну артиллеристов, которая должна была
следовать за катафалком. Дюма согласился. Так
случилось, что на похоронах генерала собралась
довольно-таки большая толпа народу, и полицейские
вынуждены были разгонять людей. Однако это вызвало
в народе волну возмущения, которая привела к тому, что
траурное шествие постепенно превратилось в
революционное восстание.
Восстание продолжалось несколько дней, после
чего было подавлено властями. В ходе этих событий в
одной из газет появилась ложная заметка, в которой
говорилось о том, что вооруженный Александр Дюма
был схвачен властями, арестован и в ту же ночь
расстрелян. Над Дюма нависла угроза реального ареста,
и ему не оставалось ничего большего, кроме как, следуя
совету родных и друзей, отправиться в Швейцарию.
В Швейцарии Дюма прожил несколько месяцев, в
течение которых работал над своим первым историко-
публицистическим очерком — "Галлия и Франция”.
Но на этом странствия писателя не закончились. В
1834 году он отправился путешествовать по Испании и
Италии. Во время пребывания Дюма в Сицилии
известный композитор Беллини посоветовал ему
побывать в селении Баузо. Дюма последовал совету и,
осматривая местные достопримечательности, услышал
народное предание, существовавшее в тех краях.
Именно это предание легло в основу следующего
произведения писателя — новеллы "Паскаль Бруно”.
Но определенное направление творчества, дух,
которые задавал романтизм, не удовлетворяли
потребностям автора, и в 30-х годах XIX века Дюма
начинает разрабатывать свой собственный
литературный жанр. Этот жанр представлял собой
особый вид литературного произведения (повести,
новеллы, романа). В нем повествование, построенное на
основе реальных исторических событий, "разбавлялось”
живыми и динамичными диалогами. Главное в этом
жанре составляло действие, которое начинало
стремительно развиваться уже с первых страниц
произведения, а все описательные моменты в нем
сводились к минимуму.
Дюма назвал этот новый жанр "исторические
сцены”. Примером произведения, написанного автором в
этом жанре, можно назвать повесть "Правая рука
кавалера де Жиака”, которая по времени действия
совпадала с другим романом писателя — "Изабелла
Баварская”.
Но, наверное, самыми плодотворными годами
творчества Александра Дюма можно назвать период
1840 – 1848 годов. За эти восемь – девять лет были
созданы те произведения, которые впоследствии
принесли писателю мировую известность.
Однако нельзя сказать, что Дюма работал только в
жанре "исторических сцен”, напротив, обилие форм, в
которых работал писатель, просто удивительно. Из-под
его пера выходили различные новеллы, как
реалистические, так и фантастические; были среди его
творений исторические и нравоописательные романы,
путевые очерки и статьи в газетах. Не обошел автор
вниманием и драматургию, написав несколько драм и
комедий.
Возьмем, к примеру, роман "Граф Монте-Кристо”. В
этом романе каждая отдельная глава посвящена
раскрытию того или иного напряженного момента из
жизни какого-либо персонажа. Эти главы связаны друг с
другом увлекательным сюжетом, который на протяжении
всего действия открывает читателям все новые и новые
черты характера героев. Такое построение
произведения было характерно для жанра романа-
фельетона.
В 1844 году, одновременно с работой над романом
"Граф Монте-Кристо”, Александр Дюма принялся
публиковать один из известнейших его романов — "Три
мушкетера”. Этот и два других романа — "Двадцать лет
спустя” и "Виконт де Бражелон или Десять лет спустя” —
образовали знаменитую на весь мир трилогию.
Накануне революции 1848 г. Дюма обращается к
эпохе, которой он уделил исключительное внимание в
своем творчестве, — к XVI веку, и пишет вторую
трилогию, посвященную борьбе Генриха Наваррского за
Французский престол: "Королева Марго”, "Графиня  де
Монсоро” и " Сорок пять” (1845 – 1848).
Дюма отрицательно относился к монархии Луи-
Филиппа и весть о крушении королевского трона встретил
с искренним ликованием. Он устраивает на площади
Парижа народное гуляние и уже в марте 1848 г. начинает
выпускать журнал, публикуя в нем статьи в защиту
Республики. Но Республика просуществовала всего лишь
несколько лет.
В декабре Александр Дюма уехал в Брюссель, где
начал писать "Мемуары”, которые по своим
художественным достоинствам не уступают его лучшим
беллетристическим сочинениям.
Возвратившись в Париж в 1853 г., Александр Дюма
основал здесь собственный журнал "Мушкетер”,
пытавшийся быть независимым в отношении нового
режима. Но, по-прежнему, главным делом его жизни
являлся усердный труд над большими романами.
Продолжая заполнять "белые пятна” много вековой
эпопеи, Дюма в 1857 г. обращается к роману под
несколько завуалированным названием "Сообщники
Иегу”.
Этот роман представляет тот эпизод из истории
Франции, когда она вела революционные войны против
коалиции Англии и Австрии. Под именем Иегу скрывался
Жорж Кадудаль, известный монархист, заговорщик.
Действие романа начинается в 1799 г., когда Наполеон
был первым консулом Республики. В стране создалась
напряженная обстановка. Восстание в Вандее,
спровоцированное монархистами, поддерживалось
бандами Кадудаля, грабившими государственную казну и
терроризировавшими мирных жителей.
В 1866 г. Александр Дюма направился в Пруссию и
Австрию; тогда между этими странами возникла война. С
фронта он направляет в парижские газеты обзоры
военных действий и одновременно работает над новым
романом — "Прусский террор”, в котором под именем
графа Безеверка обличает прусского канцлера
Бисмарка.
Весной 1870 г. Александр Дюма уехал на юг
Франции, где должен был подготовить к изданию ряд
книг, но франко-прусская война произвела тяжелое
впечатление на писателя, его здоровье резко
ухудшилось. 6 декабря 1870 г. он умер и был похоронен в
Виллер-Котре.
Характеристика романа "Учитель
фехтования”
Главные герои романа "Учитель фехтования” —
Иван Александрович Анненков и француженка Полина
Гебль, ставшая после замужества Прасковьей
Егоровной Анненковой, запечатлевшей пребывание на
каторге в своей книге воспоминаний.
Композицию этого романа Дюма формирует,
сообразуясь с теми моментами из жизни героев, которые
были зафиксированы Гризье. Богатая фантазия
писателя придала хроникальному материалу форму
художественного произведения, в котором историзм
соседствовал с изрядной долей вымысла.
Узловыми эпизодами сюжета были приезд Гризье в
Петербург, его знакомство с Луизой Дюпюи (Полиной
Гебль), любовь Луизы и кавалергардского офицера
Алексея (Анненкова), встречи республиканца Алексея с
заговорщиками, военное восстание декабристов, арест
Алексея, суд и ссылка, следование Луизы в Сибирь,
бракосочетание Луизы и Анненкова на Петровском
заводе.
Итак, сюжет романа в основных своих
разветвлениях построен сообразно тем
обстоятельствам, которые могли сложиться в жизни
Анненкова и его близкого друга. М. Н. Волконская в своих
"Записках” образно рисует момент приезда будущей
супруги декабриста:
"Анненкова приехала к нам, нося еще имя м-ль
Поль. Это была молодая француженка, красивая, лет 30;
она кипела жизнью и весельем и умела удивительно
выискивать смешные стороны в других. Тотчас по ее
приезде комендант объявил ей, что уже получил
повеление его величества относительно ее свадьбы. С
Анненкова, как того требует закон, сняли кандалы, когда
повели в церковь, но, по возвращении, их опять на него
надели. Дамы проводили м-ль Поль в церковь; она не
понимала по-русски и все время пересмеивалась с
шаферами — Свистуновым и Александром
Муравьевым. Под этой кажущейся беспечностью
скрывалось глубокое чувство любви к Анненкову,
заставившее отказаться от своей родины и от
независимой жизни”. [Записки княгини М. Н. Волконской —
Чита,1956, с.86.]
Анненков, как представил его Дюма, особо
значительной роли в движении декабристов не принимал,
но он возвеличен как человек и участник восстания,
увлеченный мечтой — основать в России республику; он
отдает во имя торжества этого дела все свои средства.
Увидев, как в неравной борьбе пали его сподвижники, он
не бежит с поля боя, а добровольно вручает свою шпагу
офицера царскому сановнику Орлову.
Однако духовная сторона жизни И.А. Анненкова
была в определенной степени обеднена автором.
Анненков получил прекрасное для своего времени
образование, он обучался в Московском университете,
стал членом Северного общества. Он отлично знал
лекции Дюбуа, швейцарского просветителя, которые
прослушал во время своей учебы в университете, и на
следствии указал на их особую важность. Как говорил
сам Анненков: "Первые свободные мысли внушил мне
мой наставник, ибо он всегда выставлял свое
правительство как единственное не унижающее
человечества, а прочее говорил с презрением, наше же
особенно было предметом его шуток”.
В своем исследовании роста политического
сознания декабристов, М.В. Нечкина пишет: "Поручик
кавалергардского полка, декабрист Анненков, объясняя
Николаю I, почему не донес на Общество (так же, как А.
Раевский – М.Т.),  мотивировал это честью: "Тяжело,
нечестно доносить на своих товарищей”. В ответ на это
Николай, вспылив, крикнул: " Вы не имеете понятия о
чести!” Столкнулись два понятия о чести — реакционное
и революционное” (Нечкина М.В. Грибоедов и
декабристы — М., 1977, с.332).
Анненков, если верить словам Матвея Муравьева-
Апостола, вместе с Рылеевым, Оболенским и
Тургеневым был согласен с планом, по которому
следовало убить царя и установить республику в стране.
Александр Дюма заканчивает повествование о
событиях романа "Учитель фехтования” 1826 годом. Это
связано с тем, что, согласно приговору Верховного
уголовного суда, арестованный 19 декабря Анненков
был направлен на каторжные работы сроком на 20 лет с
последующей ссылкой на поселение. Поэтому о
дальнейшей судьбе своего героя Александр Дюма не
знал ничего и был не в состоянии поведать о ней
читателю.
Сейчас стало известно, что Прасковья Егоровна и
Иван Александрович прожили в Сибири тридцать лет. За
это время их ухитрился повидать находившийся в ссылке
Ф.М. Достоевский. Случилось это в 1854 году, а какое-то
время спустя в письме П.У. Анненковой Достоевский
написал: "Я всегда буду помнить, что с самого
пребывания моего в Сибири вы и все превосходное
семейство ваше брали и во мне и в товарищах моих по
несчастью полное и искреннее участие. Я не могу
вспоминать об этом без особенного, утешительного
чувства, и, кажется, никогда не забуду” (Письмо Ф.М.
Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855 г.).
Дальнейшая судьба И. А Анненкова была связана с
Нижним Новгородом, куда в 1856 году он переехал
вместе с супругой. В Новгороде Анненков поступает на
службу в губернское управление. Однако службой дело не
заканчивается, и он становится членом комитета по
улучшению быта крестьян. В дальнейшем его избирают
почетным мировым судьей. Помимо прочего, Анненков
принимает активное участие в проведении крестьянской
реформы, и одновременно заводит знакомство с
литераторами.
Позже, в своем дневнике от 16 октябре 1857 г.
знаменитый украинский поэт Тарас Шевченко сделает
такую запись об этом человеке: "На квартире у Якобы
встретился и благоговейно познакомился с Иваном
Александровичем Анненковым”.
Стоит заметить, конечно, что Дюма при написании
"Учителя фехтования” допустил ряд весьма серьезных
ошибок. Но, на самом деле, их трудно было бы избежать
при обращении к столь сложной и неоднозначной теме,
как деятельность декабристов. Поэтому мы не будем
заострять внимание на большинстве из них, отметив
лишь самые очевидные.
К моменту написания "Учителя фехтования”,
который был одним из ранних творений Александра
Дюма, на счету автора еще не было столь широко
известных его произведений, как "Три мушкетера” или
"Граф Монте-Кристо”. Поэтому Дюма еще не обладал и
достаточным опытом, который мог бы позволить ему
успешно написать столь масштабное произведение, в
основе которого лежит эпохальное событие русской
истории.
Следует также отметить и то, что в распоряжении
писателя не было достоверных сведений о движении
декабристов. Единственный документ, который мог
попасть к нему в руки — это "Доклад следственной
комиссии”. Кроме этого доклада в распоряжении у Дюма
была только история "о нескольких злодеях и безумцах,
мечтавших о возможности революции”, которая
наверняка была не больше, чем очередной легендой.
Естественно, это обстоятельство в значительной мере
повлияло на художественное произведение.
Тем не менее, значение романа "Учитель
фехтования” очень хорошо, точно и объективно указал
известный литературовед С. Дурылин: "Роман Дюма был
повествованием о декабристе, основанном не на
вымысле, а на исторической правде, и повествованию
этому, вышедшему из-под пера популярнейшего писателя
современности, был обеспечен успех и внимание
широкого европейского читателя. Для Николая I это не
могло не быть весьма неприятным сюрпризом. Роман
Дюма привлек внимание — и сочувственное внимание —
широкой европейской аудитории к людям, самое имя
которых для Николая I было ненавистно. Присуждая
декабристов к каторжному молчанию сибирских пустынь,
Николай хотел казнить их жестокой казнью полного
забвения. Дюма своим романом отменял этот приговор
для одного из декабристов и, тем самым, привлекал
внимание к судьбе всех остальных. Эти остальные
героическими тенями проходят в романе” (Дурылин С.
Александр Дюма-отец и Россия. В кн.: Литературное
 наследство, №№31 – 32, М., 1937, с. 513). На самом
деле это так, ведь, если внимательно вчитаться в текст
романа, описывающий восстание 14 декабря на
Сенатской площади, можно заметить, что сам автор
поддерживает солдат и офицеров, принявших участие в
этом событии и выступает всецело на их стороне.
Какова же дальнейшая судьба писателя?
Александру Дюма удалось воплотить в
действительность свою мечту, и в 1858 году он
приезжает в Россию, в Петербург, где останавливается в
особняке Г. А. Кушелева-Безбородко. Этот человек слыл
меценатом и беллетристом, и неудивительно, что в его
доме периодически собирались различные писатели,
критики и прочие литераторы. Именно здесь Дюма
познакомился с Д. В. Григоровичем, А. К. Толстым, Л. А.
Меем, Н. А Некрасовым и супругами Панаевыми. На
протяжении всего своего пребывания в Петербурге
писатель везде был встречен приветливо, с самым
искренним радушием. И неудивительно, ведь, если
верить И. И. Панаеву, то книги Дюма в России
пользовались не меньшей популярностью, чем на его
родине, во Франции.
Полтора месяца спустя Дюма покинул Петербург,
чтобы продолжить свое путешествие по России. На его
пути были Москва, а затем путешествие по Волге, от
Нижнего Новгорода до Астрахани. Потом писатель
отправился в Кизляр, оттуда — в Баку и на Кавказ.
Во Францию Дюма вернулся только через год, в
марте 1859 года.
Поездка по России не прошла для писателя
бесследно, она помогла Александру Дюма в создании
целого ряда очерков, которые составили весьма
обширный цикл. Эти очерки долго время еженедельно
печатались в журнале писателя "Монте-Кристо”.

Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 274 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]