Главная » Файлы » литература

Бернард Шоу
07 Июня 10, 15:06
Бернард Шоу
Бернарда Шоу — английский драматург, один из
основателей реалистической драмы XX в., талантливый
сатирик, юморист. Его творчество пользуется у нас
заслуженной известностью и вызывает всеобщий
интерес. В нашем литературоведении создалась целая
наука о творчестве Бернарда Шоу. Ее основы были
заложены А. В. Луначарским, проявлявшим глубокий и
сочувственный интерес к поискам, противоречиям и
творческому своеобразию писателя.
За вторую половину XX в. советскими учеными
было защищено большое количество докторских и
кандидатских диссертаций о творчестве Б. Шоу и
опубликован ряд книг, в том числе тщательно
прокомментированный том писем драматурга (1971), его
высказывания о драме и театре (1963), книга А. Г.
Образцовой о его театральной и режиссерской
деятельности (1974). Наиболее значительный вклад в
изучение творчества Б. Шоу внесли такие советские
исследователи как А. Аникст, П. Балашов, И. Канторович.
Несколько книг посвятила Бернарду Шоу, его
драматургическому методу и его влиянию на английский и
европейский театр А. Г. Образцова.
В Англии имя Бернарда Шоу стоит в одном ряду с
именем Вильяма Шекспира, хотя и родился Шоу на
триста лет позже, чем его предшественник. Оба они
внесли неоценимый вклад в развитие национального
театра Англии, и творчество каждого из них стало
известно далеко за пределами их родины. Пережив свой
наивысший расцвет в эпоху Возрождения, английская
драма поднялась на новую высоту лишь с приходом в
нее Бернарда Шоу. Он единственный, достойный
соратник Шекспира; его по праву считают создателем
современной английской драмы. Продолжая лучшие
традиции английской драматургии и впитав опыт
крупнейших мастеров современного ему театра Ибсена и
Чехова, творчество Шоу открывает новую страницу в
литературе XX столетия. Основным своим оружием в
художественном творчестве Шоу избирает смех. "Мой
способ шутить заключается в том, чтобы говорить
правду”, — эти слова Бернарда Шоу помогают понять
своеобразие его смеха, громко звучащего с подмостков
сцены вот уже целое столетие.
Бернард Шоу родился в 1856 г. в Ирландии в
Дублине. На протяжении всего XIX в. "Зеленый остров”,
как называли Ирландию, бурлил, нарастала
освободительная борьба. Ирландия стремилась к
независимости от Англии. Ее народ жил в нищете, но не
желал терпеть порабощения. В атмосфере горя и гнева,
переживаемого его родиной, протекали детство и юность
будущего писателя. Родители Шоу происходили из среды
обедневшего дворянства. Жизнь семьи была
неустроенной и недружной. Лишенный практической
жилки, постоянно пьяный отец не преуспел в избранном
им деле — хлебной торговли. Мать Шоу — женщина
незаурядных музыкальных способностей — вынуждена
была сама содержать семью. Она пела в концертах, а
позднее зарабатывала на жизнь уроками музыки. На
детей в семье обращали мало внимания; средств на то,
чтобы дать им хорошее образование, не было. Учился
Шоу в дублинской школе, но пребывание в ней не было
для него особенно радостным. Не случайно он в
последствии писал: "В школе я не выучил ничего и забыл
многое”.
Однако и школьный курс завершен им не был. В
пятнадцать лет он начал сам зарабатывать себе на
жизнь. Служил мелким в земельной конторе. Собирал
квартирную плату с обитателей бедных кварталов
Дублина. Жизнь городских трущоб он узнал хорошо. К
двадцати годам Шоу получил место старшего кассира.
Это было немало, но к этому времени интересы Шоу уже
определились. Ничего общего со служебной карьерой
чиновника они не имели. Шоу глубоко интересовался
искусством — литературой, живописью, музыкой.
В 1876 г. Шоу покинул Ирландию и переехал в
Лондон. Определенных занятий у него не было, не было и
средств к существованию, но круг его интересов и
культурных запросов был очень широк. Он увлекался
театром, под псевдонимом Корно де Боссето публикует
свою первую музыкальную рецензию, а затем в течение
ряда лет выступает в печати как музыкальный критик.
Шоу был не только знатоком музыки, но и сам
великолепно играл. Его имя становится хорошо
известным также и в театральных кругах Лондона.
Шоу никогда не отделял занятия искусством от
присущего ему интереса к общественно-политической
жизни своего времени. Он посещает собрания социал-
демократов, принимает участие в диспутах, настойчиво
вырабатывая в себе навыки оратора, с увлечением и
глубоким интересом читает "Капитал” Маркса — труд,
который, по его собственным словам, явился для него
откровением.
В 1884 г. Шоу вступил в Фабианское общество,
вскоре же после его создания. Это была социал-
реформистская организация, стремившаяся к
руководству рабочим движением. Своей задачей члены
Фабианского общества считали изучение основ
социализма и путей перехода к нему.
Интерес Шоу к актуальных проблемам
современности сказался в самых ранних его
произведениях. В период с 1879 по 1883 г. Шоу написал
пять романов: "Незрелость”, "Неразумный брак”,
"Любовь артистов”, "Профессия Кэшиля Байрона” и
"Социалист-одиночка”. В те годы романы Шоу не
получили признания. Начинающему писателю пришлось
выдержать длительное и неравное единоборство с
многочисленными издателями. Он получал только отказы,
но не сдавался. Новатор по своей природе, Шоу и в
роман стремился внести нечто новое. Романы Шоу
свидетельствовали о присущем ему мастерстве
драматурга, которое еще ждало случая для своего
выявления. Здесь оно сказалось в отчетливо
выраженной склонности к диалогизированной форме, в
блестяще построенных диалогах, которым во всех без
исключения произведениях Шоу принадлежит основное
место.
Как подлинный новатор Шоу выступил в области
драмы. Он утвердил в английском театре новый тип
драмы — интеллектуальную драму, в которой основное
место принадлежит не интриге, не захватывающему
сюжету, а тем напряженным спорам, остроумным
словесным поединкам, которые ведут его герои. Шоу
называл свои пьесы "пьесами-дискуссиями”. Они
захватывают глубиной проблем, необычайной формой их
разрешения; они будоражат сознание зрителя,
заставляют его напряженно размышлять над
происходящим и весело смеяться вместе с драматургом
над нелепостью существующих законов, порядков,
нравов.
Начало драматургической деятельности шоу было
связано с "Независимым театром”, открывшемся в 1891
г. в Лондоне. Его основателем был известный английский
режиссер Джекоб Грейн. Основная задача, которую
ставил перед собой Грейн, заключалась в ознакомлении
английского зрителя с современной драматургией.
"Независимый театр” противопоставлял потоку
развлекательных пьес, заполнявших репертуар
большинства английских театров тех лет, драматургию
больших идей. На его сцене были поставлены многие
пьесы Ибсена, Чехова, Толстого, Горького. Для
"Независимого театра” начал писать и Бернард Шоу.
"Неприятные пьесы”
Свой путь драматурга Шоу начинает с цикла пьес,
объеденных под общим названием "Неприятные пьесы”;
сюда вошли: "Дома Вдовца”, работать над которой Шоу
начал в 1885 г., "Профессия миссис Уоррен” и
"Волокита”. В своем предисловии к "Неприятным пьесам”
Шоу писал: "Сила драматического искусства в этих
пьесах должна заставить зрителя стать лицом к лицу с
неприятными фактами. Несомненно, каждый автор,
искренно желающий благ человечеству, совсем не
считается с чудовищным мнением, будто бы задачей
литературы является лесть. Но в этих драмах мы
сталкиваемся не только с комедией и трагедией
индивидуального характера и судьбой отдельного
человека, но и с ужасными и отвратительными
сторонами общественного устройства. Ужас этих
отношений заключается в том, что обыкновенной
средней руки англичанин, человек, может быть, даже
мечтающий о тысячелетнем царстве благодати, — в
своих общественных проявлениях оказывается
преступным гражданином, закрывающим глаза на самые
подлые, на самые ужасные злоупотребления, если их
устранение грозит ему потерять хотя бы один грош из
своих доходов”.
В "Неприятных пьесах” перед нами предстают
внешне вполне порядочные респектабельные английские
буржуа, располагающие значительными капиталами и
ведущие спокойную устроенную жизнь. Но это
спокойствие обманчиво. Оно таит за собой такие явления
как бесчестное обогащение буржуа за счет нищеты и
несчастий простого народа. Перед глазами читателей и
зрителей пьес Шоу проходят картины несправедливости
и жестокости буржуазного мира. Характерно, что пьесы
Шоу начинаются с традиционных картин будничной жизни
буржуазной семьи. Но наступает момент, когда на
первый план выступает социальный аспект глубоко
волнующего писателя вопроса: где источники богатства
героев? на какие средства они живут? какими путями
удалось добиться им того благополучия, в котором они
пребывают?
Смелая постановка этих вопросов и не менее
смелые ответы на них и составляют основу той
художественной силы пьес Шоу, которая возмущала
одних и не могла не импонировать и не восхищать других.
"Приятные пьесы”
Вторым циклом пьес Бернарда Шоу были
"Приятные пьесы”, куда вошли "Война и человек”,
"Кандида”, "Избранник судьбы”, "Никогда вы не можете
сказать”.
В "Приятных пьесах” Шоу меняет приемы
сатирического обличения. Если в "Неприятных пьесах” он
обращался к "ужасным и отвратительным сторонам
общественного устройства”, обрушивался на социальные
порядки, то в "Приятных пьесах” он уделяет основное
внимание той лицемерной морали, которая призвана
скрыть истинную сущность буржуазных отношений. Он
хочет, чтобы люди трезво и смело взглянули на жизнь и
освободились от липкой паутины предрассудков,
отживших традиций, заблуждений и пустых иллюзий. И
если в "Неприятных пьесах”, создавая образы
Сарториуса, Крофтса и стремясь подчеркнуть
жестокость, бесчеловечность этих людей, Шоу охотно
обращался к приему гротеска, то герои его "Приятных
пьес” гораздо более "человечные люди” и в их
изображении нет нарочитой резкости и заострения. Но
вместе с тем убожество духовного мира буржуа,
предвзятость его суждений, извращенные
представления, скрывающиеся под респектабельной
внешностью, черствость и эгоизм — все это показано с
большой силой проникновения в самую сущность
буржуазной идеологии. В самом названии — "Приятные
пьесы” — звучит вполне откровенная ирония.
"Пьесы для пуритан”
Еще один цикл пьес "Пьесы для пуритан” создан в
период 1897 – 1899 гг. Сюда входят пьесы "Ученик
дьявола”, "Цезарь и Клеопатра”, "Обращение капитана
Брассбаунда”.
В предисловии к "Пьесам для пуритан” Шоу
поясняет смысл названия сборника. Он
противопоставляет свои пьесы драматическим
произведениям, в которых основной интерес
сосредоточен на любовной интриге и на эротике. Это не
значит, что Шоу чуждается изображения чувств, но он
хочет показать, что в основе поступков человека лежат
только любовные побуждения.
"Я пуританин во взглядах на искусство, — заявляет
он. — Я симпатизирую чувствам, но считаю что замена
чувственным экстазом всякой интеллектуальной
деятельности и честности — величайшее зло”. Шоу
стремится показать многообразие форм человеческой
деятельности, противопоставляя широко понимаемый им
долг и ответственность узко эгоистическим побуждениям
и слепой чувственности. Пуританство Шоу связано с
героическими пуританскими традициями эпохи английской
революции, эпохи Кромвеля и Мильтона.

Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 519 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]