Главная » Файлы » литература

Цикл “Девять рассказов” Селинджера
30 Июня 10, 21:16
Цикл "Девять рассказов” Селинджера
Каждый человек пытается найти для себя что-то в
хорошей книге, но большинство вполне устраивает
наличие в ней интересного сюжета, разворачивающегося
действия с непременной кульминацией и завершением,
понятность действий и поступков героев, красота языка
автора и простота изложения. Более понятной и
интересной для читателя будет та книга, где авторское
мнение бесспорно, однозначно и вполне очевидно, чем
та, в которой нет и его следа. В первом случае с автором
можно соглашаться, спорить, можно говорить о его
жизненных ценностях, морали, мыслях. Однако что можно
сказать о человеке, чьи произведения не подходят под
все эти признаки просто интересной книги? С ним нельзя
спорить — он ведь ничего не пытается доказать. С ним
нельзя согласиться — откуда же знать, какова его точка
зрения? Можно, конечно, назвать это загадочное
отсутствие ярко выраженной позиции желанием автора
доказать всем, что понять его невозможно. Но от этого
он не раскроется и не станет понятнее, а лишь утаит
важную суть вещей.
Людям свойственно любить все исчезающее, чего
нет уже рядом с ними. Стоит пропасть сущей безделушке,
как она превращается в достояние всей жизни,
безвременно утерянное. Стоит погибнуть известному
музыканту, как толпа его фанатиков пополняется равно
пропорционально его мастерству и обратно
пропорционально банальности его смерти. И почему,
собственно, люди так любят загадки, если предпочитают,
чтобы все им было ясно, все легко решалось?
Странное исчезновение Селинджера из мира
пробудило, естественно, множество слухов и толкований.
Прекращение им писательской деятельности и скрытное
существование добавляют лишнюю, как мне кажется, и
неоправданную двусмысленность, таинственность его
произведениям. Хочется вчитаться внимательнее в его
рассказы — вдруг где-то обронена случайная фраза,
некое объяснение его загадочности? Понять человека и
понять его произведения — разные вещи. Личность
писателя отвлекает внимание от главного в его
произведениях, ведь суть совсем не в этом.
По мнению многих критиков, цикл "Девять
рассказов” собрал в себе наиболее интересные и
важные для Селинджера произведения. Само название
его, столь неоригинальное и безыскусное, толкуется
критиками неоднозначно: они видят в нем отзвуки
религиозных доктрин, какую-то тайну. Число "девять” —
одна из философских метафор "Махабхараты”, где
человеческое тело уподоблено "девятивратному граду”,
а также сакральная цифра, без которой нельзя понять
поэтику "дхвани”, то есть глубоко зашифрованный смысл,
каким должен обладать, по древнеиндийским
верованиям, художественный текст.
Однако это всего лишь предположения, попытки
поймать за ниточку ускользающий смысл, все объяснить
и понять. Селинджер всегда будет притягивать
отсутствием каких бы то ни было объяснений, ярко
выраженной морали, понятного и очевидного вывода
людей, жаждущих до всего докопаться и все разложить
по полочкам. Этого не избежать, но это лишь судорожные
поиски оболочки, в которую можно было бы облечь
легкий, медленно ускользающий и поднимающийся вверх
газ.
Почти каждый из рассказов Селинджера посвящен
проблеме перехода из мира ребенка (мира
неподдельности, искренних чувств) во взрослый мир
жестких рамок, налагаемых на стиль поведения, мысли,
внутренний мир; или же сравнению этих двух миров. К
рамкам очень сложно привыкнуть, они калечат и убивают
все естественное и живое. Дети — конденсаторы
счастья, естественности и сумбурности — в каждом из
этих девяти рассказов ставят под сомнение "нужность” и
стереотипную правильность поведения взрослых. Для
взрослого вполне естественно писать о понятном ему
взрослом мире, чью определенность, скрепленную раз и
навсегда сургучными печатями времени и опыта, он так
хорошо изучил. Разве взрослый, забывший о том, как
нужно правильно, как должно все быть, может считаться
нормальным? Он либо притворяется, подделывается с
непонятной целью под ребенка (но ведь не заметить
фальшь невозможно), либо нездоров, неправилен,
неадекватен окружающему миру.
Согласно поэтике Селинджера, загадочен тот
человек, который не понимает относительности всего в
мире, не понимает шаткости того, что называют
незыблемым.













Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 258 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]