Главная » Файлы » литература

Достоевский (шпаргалки). Трагедия Раскольникова
09 Мая 10, 23:28
Достоевский (шпаргалки)
Трагедия Раскольникова
В центре романа Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание» — характер героя
шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца,
бедного студента Родиона Раскольникова.
Раскольников совершает преступление: убивает
старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную,
простодушную Лизавету. Преступление страшное, но я,
как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю
Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется
героем трагическим.
В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя
Достоевский наделил прекрасными качествами: Родион
был «замечательно хорош собою, с прекрасными
темными глазами, ростом выше среднего, тонок и
строен». В его поступках, высказываниях, переживаниях
мы видим высокое чувство человеческого достоинства,
истинное благородство, глубочайшее бескорыстие.
Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем
собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей,
делится последним с отцом умершего товарища, сам
нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с
которым был едва знаком. Он презирает тех, кто
равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет
дурных и низких черт. Лучшие герои романа — Разумихин,
преданнейший друг Раскольникова, Соня, несчастное
создание, жертва гниющего общества, — восхищаются
им, даже его преступление не может поколебать эти
чувства. Он вызывает уважение у следователя
Порфирия Петровича — очень умного человека,
догадавшегося раньше всех о его преступлении.
И вот такой человек совершает чудовищное
злодеяние. Как, почему это могло случиться?
Достоевский показывает, что Раскольников, человек
гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных»,
совершил убийство «по теории», реализуя абсурдную
идею, рожденную социальной несправедливостью,
безысходностью, духовным тупиком. Нищенское
состояние, в котором он сам находился, и нищета,
встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную
теорию «крови по совести», а теория вылилась в
преступление.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно
своей теории, хочет действовать по принципу «все
дозволено», но в то же время в нем живет огонь
жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и
трагическое для героя противоречие: теория, которую
исповедует Раскольников, измученный чужими и своими
страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его
с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и
эти два противоречивых и сложных характера считают,
что человеку, обладающему силой и злостью, «все
дозволено».
«Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов
Раскольникову. И Родион понимает, что это так, потому
что они оба, хотя по разным мотивам, «перешагнули
через кровь».
Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с
Раскольниковым. Первый имеет, как я уже сказал,
весьма противоречивый характер: он одновременно
добрый, честный человек, совершает ряд добрых
поступков, таких как, например, огромная помощь детям
Мармеладовых, но в то же время на его совести
оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть
его жены, Марфы Петровны. Свидригайлова нельзя
назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя
назвать его и «серостью», скорее, это человек, в душе
которого борется добро и зло. И то и другое
попеременно держат победу, но, к сожалению, в
результате берет свое зло — Аркадий Иванович кончает
жизнь самоубийством. С Лужиным несколько проще:
сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах
стремится унизить и властвовать над более умным и
чистым душой, чем он сам. Такого человека невозможно
противопоставлять Родиону Раскольникову.
Трагедия Раскольникова усиливается потому, что
теория, которая должна была вывести его из тупика,
завела его в самый беспросветный из всех возможных
тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки
героя, почувствовавшего после убийства свое полное
отторжение от мира и людей: он не может находиться
рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется
природе, он, словно ножницами, отрезал себя от всех.
Муки совести, леденящий душу страх, который
преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том,
что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь»,
сознание бессмысленности совершенного злодеяния —
все это невыносимым гнетом ложится на душу
Раскольникова. Родион понимает несостоятельность
своей теории «сильного человека», она не выдержала
проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек,
связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия
Раскольникова.
Достоевский-психолог с такой силой раскрыл
трагедию Раскольникова, все стороны его душевной
драмы, безмерность его страданий, что читатель
убеждается: эти муки совести сильнее наказания
каторгой.
И мы не можем не сочувствовать герою
Достоевского, который ищет выход из мира зла и
страданий, жестоко ошибается и терпит страшное
наказание за свое преступление.
Очень чутко, во многом пророчески, Достоевский
понял уже в девятнадцатом веке роль идей
общественной жизни. С идеями — по Достоевскому —
нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут
оказаться разрушительной силой и для человека, и для
общества в целом.
Униженные и оскорбленные
«Преступление и наказание» — роман Ф. М.
Достоевского — это «психологический отчет одного
преступления», преступления, которое совершил бедный
студент Родион Раскольников, убивший старуху-
процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном
уголовном преступлении. Это, если так можно
выразиться, идеологическое преступление, а
исполнитель его — преступник — мыслитель, убийца-
философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя
обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим
близким: матери и сестре. Это преступление явилось
следствием трагических обстоятельств окружающей
действительности, результатом долгих и упорных
размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе
всех «униженных и оскорбленных», о социальных и
нравственных законах, по которым живет человечество.
Жизнь предстает перед ним как клубок
неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины
нищеты, бесправия, подавления человеческого
достоинства. На каждом шагу ему встречаются
отверженные и гонимые люди, которым некуда деться.
Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина
Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников
оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу,
некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой
каморке, похожей на шкаф, откуда его грозят
вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его
матери и сестры. А судьба Мармеладова? В разговоре
Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль
о том, что в нищем (а значит и в нем) никто не
подозревает благородства чувств. А в нем это
благородство есть. Он способен глубоко чувствовать,
понимать, страдать не только за себя, но и за голодных
детей, оправдывать грубое отношение к себе жены,
ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.
При всей, казалось бы, потере Мармеладовым
человеческого облика, его невозможно презирать. В
словах Мармеладова — боль за то, что он, будучи
однажды выгнан из человеческой компании, уже больше
никогда не будет в нее допущен. Перед нами
оскорбленный, но сохранивший чувство собственного
достоинства человек, глубоко сознающий свое падение,
но не в силах ничего изменить. Осмелишься ли осудить
человека, судьба которого сложилась так трагически не
только по его вине? Это человек, а в нем не хотят видеть
человека.
Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна
чахоткой, о чем говорят красные пятна на ее лице,
которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене
мы узнаем, что она из дворянской семьи, воспитывалась
в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без
родительского благословления, оказавшись в отчаянном
положении, с тремя детьми на руках, она после смерти
мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова.
«Можете судить потому, до какой степени ее бедствия
доходили, что она, образованная и воспитанная и
фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но
пошла! Плача и рыдая и руки ломая, пошла! Ибо некуда
было идти». Но облегчения не наступило и после
замужества: муж выгнан со службы и пьет, грозит
выгнать квартирная хозяйка, бьет Лебезятников, плачут
голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она
посылает Соню на панель, а отчаяние и безысходность.
Катерина Ивановна понимает, что Соня принесла себя в
жертву близким.
Именно поэтому, когда Соня вернулась с деньгами,
она «весь вечер в ногах у нее на коленях простояла, ноги
ей целовала, встать не хотела». Мармеладов дает жене
точную характеристику, говоря, что она «горячая,
гордая, непреклонная». Но человеческая гордость ее,
как и Мармеладова, попирается на каждом шагу, о
достоинстве и самолюбии заставляют забыть.
Бессмысленно искать помощи и сочувствия у
окружающих, некуда идти Катерине Ивановне, везде
тупик. Рассказывая о Соне и встретившейся
Раскольникову девочке, писатель не случайно
останавливает внимание читателей на их портретах:
чистота и беззащитность, показанные в портретах Сони и
обманутой девочки, не соответствуют образу жизни,
который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову
«странно и дико было смотреть на такое явление». Соню
толкает на панель нищета и невозможность честно
зарабатывать на жизнь. Ее будущее безрадостно, как и
будущее обманутой девочки. Оно укладывается в
формулу: «больница... вино... кабаки и еще больница...
года через два-три — калека, итого житья ей 19 аль 18
лет от роду всего-с...». Достоевский убедительно
показывает, что иные отношения, кроме безразличия,
любопытства, злорадной насмешки, противоестественны
в этом мире. Люди смотрят друг на друга «враждебно и с
недоверчивостью». Все, кроме Раскольникова, слушают
«забавника» Мармеладова «фыркая», «улыбаясь»,
«зевая», а, в общем, равнодушно. Также равнодушна
толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки
умирающего Мармеладова. Во сне Раскольникова, так
похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением»,
«хохотом и остротами».
Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу
Достоевского за будущее человечества. Он показывает,
что такой жизнью, которой сейчас живут «униженные и
оскорбленные», жить дальше нельзя. Опираясь на
реальный материал действительности, Достоевский
выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное
значение: проблемы борьбы добра и зла в социальной
жизни, во внутренней природе людей; темы жизненного
призвания человеческой личности, страдания и протеста,
эгоизма и самопожертвования, преступления и
наказания; вопросы общественных, духовных связей
между людьми и их разъединения, справедливого
устройства социального мира и многие другие.



























Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 793 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]