Главная » Файлы » литература

Франц Кафка
30 Июня 10, 21:16
Франц Кафка
Франц Кафка — писатель замечательный, только
очень странный. Может быть, самый странный из тех, что
творили в 20-м столетии. И странен он не в последнюю
очередь тем, что его судьба своей необычностью ничуть
не уступает его же сочинениям. Одни видят в нем
иудейского вероучителя,  другие – экзистенциалистского
пророка, для одних он – авангардист, для других –
консерватор, кто-то ищет ключ к его тайнам в
психоанализе, а кто-то – в анализе семиотическом или
структурном. Но реальный Кафка всегда как бы
выскальзывает за границы четкого мироощущения.
Начальный период творчества Кафки совпал с
периодом бесчисленных «измов», когда многочисленные
литературные школы сменяли друг друга, соперничая
между собой. Зрелые годы Кафки пришлись на период
становления экспрессионизма, искусства яркого,
шумного, кричащего, протестующего. Как и
экспрессионисты, Кафка в своем творчестве разрушал
традиционные художественные представления и
структуры. Но его творчество нельзя отнести ни к одному
из направлений, скорее он соприкасается с литературой
абсурда, но тоже чисто внешне. Стиль Кафки абсолютно
не совпадает с экспрессионистским, так как его
изложение подчеркнуто суховато, аскетично, в нем
отсутствуют какие-либо метафоры и тропы.
  В связи с этим существует много точек зрения на
его произведения и   способов их прочтения, но мало
обстоятельных монографий, посвященных его
творчеству, и исследователей, которые не побоялись бы
погрузиться в сложный  метафизический мир его
сочинений.
  Темой для данной работы послужила 
малоисследованная  проблема метаметафоры в
творчестве Ф.Кафки. Ни один из исследователей не
упоминает о данном приеме относительно творчества
Кафки, но каждый говорит о некой «кафкиаде», которая
принадлежит «высокому» стилю, поскольку в ней ярко
выражена метафизическая природа смеха,
метафизическая природа абсурда и т.д.
Каково же определение метаметафоры? Для
определения метаметафоры можно использовать
понятие мистериальной метафоры. В  «Евангелии от
Фомы» есть такие слова Христа: «Когда вы сделаете
единое как многое — многое как единое, верх как низ —
низ как верх, внутреннее как внешнее, внешнее как
внутреннее, тогда вы войдете в Царствие». Некоторые
исследователи считают это высказывание самым
полным описанием метаметафоры. Синонимами этого
слова являются такие термины, как «выворачивание»
или «инсайдаут». Примером данного явления может
служить такое высказывание: «Человек — это изнанка
неба / Небо — это изнанка человека». Этот пример взят
из стихотворения К.Кедрова «Компьютер любви».
Творчество этого и некоторых других поэтов-
современников  вписывается в направление под
символическим названием «метареализм», появившееся
в 80 – 90-х годах нашего столетия в отечественной
литературе и полностью основанное на таких приемах,
как метаметафора, метабола и др.
 «Мета» переводится с   греческого как "за",
"после", то есть это нечто более глубокое, более
завуалированное, чем метафора. Метаметафоризм есть
сгущенная, тотальная метафора, по сравнению с которой
обычная метафора должна выглядеть частичной и
робкой. Метаметафора — это метафора, где каждая
вещь — вселенная. Этот прием способствует созданию
нового пространства — «метареальности».
«Метареальность» — это реальность,
открываемая за метафорой на той почве, куда
метафора переносит свой смысл, а не в той
эмпирической плоскости, откуда она его выносит.
Метафоризм играет со здешней реальностью,
метареализм пытается всерьез постигнуть иную.
Метареализм — это реализм метафоры как
метаморфозы, постижение реальности во всей широте
ее переносов и превращений.
Метафора четко делит мир на сравниваемое и
сравнивающее, на отображаемую действительность и
способ отображения. Метабола - это целостный мир, не
делимый надвое, но открывающий в себе множество
измерений.
Метареализм можно попытаться определить как
способ изображения в постоянном преобразовании,
метаморфозе, трансформации, как стремление
изобразить прорастание и присутствие вечного в
реальном, нынешнем, причем связующая ткань и должна
быть создана, она и есть незримая цель, это и есть
"мета". Теперь становится понятной цель Кафки,
которую он, видимо, хотел достичь, например, в новелле
«Превращение». Для "мета" важнейшей изобразительной
основой является не язык, а логос, являющийся  более
широким понятием, где контекст, смысл или
недооформившаяся в языке структура ощущения
первичны. Мир произведений Кафки — это переплетение
многих реальностей, связанных непрерывностью
внутренних переходов и взаимопревращений. Художник
исходит из принципа единомирия, предполагает
взаимопроникновение реальностей, а не отсылку от
одной, "мнимой" или "служебной", к другой,  "подлинной".
Созерцание художника фиксируется на таком плане
реальности, где "это" и "то" суть одно.
  Кафка, изображая душевный мир героя, который
являлся для него чем-то вроде терра инкогнита, пытался
сделать так, чтобы каждый шаг грозил неожиданными
открытиями, за которыми грезились бы еще более
грандиозные пространства — сейчас это обозначили бы
термином «виртуальная реальность».
Сверхъестественные обстоятельства застают
героев Кафки врасплох, в самые неожиданные для них
моменты, в самые неудобные место и время, заставляя
испытывать «страх и трепет» перед бытием. Из
произведения в произведения живописуется история
человека, оказавшегося в центре метафизического
противоборства сил добра и зла, но не осознающего
возможности свободного выбора между ними, своей
духовной природы и тем самым отдающего себя во
власть стихий.
Когда мы говорим «реальность», мы имеем в виду
совокупность всего, усредненную пробу смеси из
миллиона индивидуальных реальностей. Абсурдный
герой обитает в абсурдном мире, где трогательно и
трагически бьется, пытаясь выбраться из него в мир
человеческих существ, и умирает в отчаянии.
Через все творчество Кафки проходит постоянное
балансирование между естественным и необычайным,
личностью и вселенной, трагическим и повседневным,
абсурдом и логикой, определяя его звучание и смысл.
Нужно помнить об этих парадоксах и заострять внимание
на этих противоречиях, чтобы понять абсурдное
произведение. Произведениям Кафки присуща
естественность — это категория, трудная для
понимания. Есть произведения, где события кажутся
естественными читателю, но есть и другие (правда, они
встречаются реже), в которых сам персонаж считает
естественным то, что с ним происходит. Имеет место
странный, но очевидный парадокс: чем необыкновеннее
приключения героя, тем ощутимее естественность
рассказа. Это соотношение пропорционально
необычности человеческой жизни и той естественности, с
которой он ее принимает. Роман «Процесс» в данном
отношении особенно показателен. Герой Ф. Кафки
осужден. Он узнает об этом в начале романа. Судебный
процесс преследует его, но если Йозеф К. и пытается
прекратить дело, то все свои попытки он совершает без
всякого удивления. Мы никогда не перестанем
изумляться этому отсутствию удивления. Именно такое
противоречие и является первым признаком абсурдного
произведения. Сознание через конкретное отражает
свою духовную трагедию, оно может сделать это лишь
при помощи вечного парадокса, который позволяет
краскам выразить пустоту, а повседневным жестам —
силу вечных стремлений.
Метаметафора обнаруживается в наложении двух
миров, в столкновении чего-то неестественного с
реальным, то есть в абсурдной ситуации. Но осознать
наличие этих двух миров — значит уже начать
разгадывать их тайные связи. У Ф. Кафки эти два мира
— мир повседневной жизни и фантастический. Кажется,
что писатель постоянно находит подтверждение словам
Ницше: «Великие проблемы ищите на улице». Тут
находится точка соприкосновения всех литературных
произведений, трактующих человеческое существование,
— вот в чем основная абсурдность этого существования
и в то же время его неоспоримое величие. Здесь оба
плана совпадают,  оба отражают друг друга в нелепом
разладе возвышенных порывов души и преходящих
радостей тела. Абсурд в том, что душа, помещенная в
тело, бесконечно совершеннее последнего. Желающий
изобразить эту абсурдность должен дать ей жизнь в игре
конкретных параллелей. Именно так Ф. Кафка выражает
трагедию через повседневность, а логику через абсурд.
В произведениях абсурда скрытое взаимодействие
соединяет логическое и повседневное. Вот почему герой
«Превращения» Замза по профессии коммивояжер, а
единственное, что угнетает его в необычном
превращении в насекомое, - это то, что хозяин будет
недоволен его отсутствием. У Замзы вырастают лапы и
усики, позвоночник сгибается в дугу. Нельзя сказать, что
это его совсем не удивляет, иначе превращение не
произвело бы никакого впечатления на читателя, но
лучше сказать, что происшедшие с Замзой изменения
доставляют ему лишь легкое  беспокойство. Все
искусство Ф. Кафки в этом нюансе.
Чтобы выразить абсурд, Ф. Кафка пользуется
логической взаимосвязью. Мир Ф. Кафки — это в
действительности невыразимая метаметафорическая
вселенная, где человек позволяет себе болезненную
роскошь "ловить рыбу в ванне, зная, что там он ничего не
поймает”.
Искусство Кафки – искусство пророческое.
Поразительно точно изображенные странности, коими
так наполнена воплощенная в этом искусстве жизнь,
читатель должен понимать не более как знаки, приметы и
симптомы смещений и сдвигов, наступление которых во
всех жизненных взаимосвязях писатель чувствует, не
умея, однако, в этот неведомый и новый порядок вещей
себя «вставить». Так что ему ничего не остается, кроме
как с изумлением, к которому, впрочем, примешивается и
панический ужас, откликаться на те почти
невразумительные искажения бытия, которыми заявляет
о себе грядущее торжество новых законов. Кафка
настолько этим чувством полон, что вообще невозможно
помыслить себе ни один процесс, который в его описании
— например, всего-навсего процесс юридического
расследования в романе "Процесс” — не подвергся бы
искажениям. Иными словами, все, что он описывает,
призвано «давать показания» отнюдь не о себе, а о чем-
то ином. Сосредоточенность Кафки на этом своем
главном и единственном предмете, на искажении бытия,
может вызвать у читателя впечатление мании,
навязчивой идеи.
На протяжении всего романа «Замок» всеми
средствами обрисовывается и всеми красками
расцвечивается гротескная несоизмеримость
человеческого и трансцендентного, безмерность
божественного, чуждость, зловещность, нездешняя
алогичность, нежелание высказать себя, жестокость,
безнравственность высшей власти.
Кафку считают религиозным юмористом, потому и
благодаря тому, что безмерность надмирного, его
непонятность и недоступность человеческому разумению
он изображает не патетически-помпезно, не посредством
грандиозного восхождения в царство возвышенного, как
это обычно пытаются делать поэты, а видит и описывает
австрийский госархив с его велеречиво-мелочной,
вязкой, недоступной и непредсказуемой бюрократией, с
необозримым нагромождением папок и инстанций, с
неясной иерархией чиновников, ответственность которых
неустановима. То есть описывает сатирически, но при
этом — с самой искренней, доверчивой, неустанно
стремящейся проникнуть в непонятное царство Милости
покорностью, которая всего лишь выступает в обличье
сатиры, а не пафоса.
Особенность Кафки заключается в том, что он,
сохранив всю традиционную структуру языкового
сообщения, его грамматико-синтаксическую связность и
логичность, связность языковой формы, воплотил в этой
структуре кричащую, вопиющую нелогичность,
бессвязность, абсурдность содержания. Специфически
кафкианский эффект  состоит в том, что все ясно, но
ничего не понятно. Но при вдумчивом чтении, осознав и
приняв правила его игры, мы можем убедиться, что
Кафка немало чего важного рассказал о своем времени.
Начиная с того, что он абсурд назвал абсурдом и не
побоялся воплотить его.
Новелла «Превращение» (1916) ошеломляет
читателя с первой же фразы: «Проснувшись однажды
утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил,
что он у себя в постели превратился в страшное
насекомое». Сам факт превращения человека в
насекомое,  в классической повествовательной манере
сообщенный в начале рассказа, конечно, способен
вызвать у читателя чувство эстетического шока; и дело
здесь не столько в неправдоподобии ситуации (нас не
шокирует, например, тот факт, что майор Ковалев у
Гоголя не обнаружил утром у себя на лице носа), сколько,
разумеется, в том чувстве почти физиологического
отвращения, которое вызывает у нас представление о
насекомом человеческих размеров. Будучи как
литературный прием вполне законным, фантастический
образ Кафки тем не менее кажется вызывающим именно
в силу своей демонстративной «неэстетичности».
Однако представим себе на минуту, что такое
превращение все-таки случайность; попробуем
примириться на время чтения с этой мыслью, забыть
реальный образ гипернасекомого, и тогда изображенное
Кафкой дальше предстанет странным образом вполне
правдоподобным, даже обыденным. Дело в том, что в
рассказе Кафки не оказывается ничего исключительного,
кроме самого начального факта. Суховатым лаконичным
языком повествует Кафка о вполне понятных житейских
неудобствах, начавшихся для героя и для его семейства
с момента превращения Грегора. Все это связано с
некоторыми биогрфическими обстоятельствами жизни
самого Кафки.
    Он постоянно ощущал свою вину перед семьей, а
перед отцом прежде всего. Ему казалось, что он не
соответствует тем надеждам, которые отец, владелец
небольшой торговой фирмы, возлагал на него, желая
видеть сына преуспевающим юристом и достойным
продолжателем семейного торгового дела. Комплекс
вины перед отцом и семьей — один из самых сильных у
этой в самом точном смысле слова закомплексованой
натуры, и с этой точки зрения новелла «Превращение» —
грандиозная метафора этого комплекса. Грегор —
жалкое, бесполезное разросшееся насекомое, позор и
мука для семьи, которая не знает, что с ним делать.
Однако если творчество Кафки было б только
самобичеванием, только изживанием сугубо личных
комплексов, едва ли оно бы получило такой мировой
резонанс. Последующее поколение читателей снова и
снова приходили в ошеломление от того, сколь многие
черты общественного бытия 20-го века пророчески
предсказал Кафка в своих произведениях. Рассказ «В
исправительной колонии», например, сейчас
прочитывается как страшная метафора  механической
бесчеловечности фашизма и всякого тоталитаризма
вообще. Атмосфера его романов «Процесс» и «Замок»
воспринимается как грандиозная метафора —
метаметафора — столь же бездушного и механического
бюрократизма.
То, как Кафка показал абсурдность и
бесчеловечность тотальной бюрократизации жизни в 20-
ом веке, поразительно. И ведь наверняка такой степени
обесчеловечения общественного механизма
европейское общество времен Кафки не знало, если и
знало, то, видимо, только в нацистской Германии. Так что
здесь какой-то поистине необыкновенный дар смотреть
в корень, предвидеть будущее развитие определенных
тенденций. И вот тут-то Кафка, между прочим, на какой-
то момент соприкасается с устремлениями
экспрессионистов: это они мечтали в своем искусстве
понимать не единичные явления, а законы; мечтали, но
не осуществили этой мечты, а вот Кафка именно ее и
осуществил — его сухая, жесткая, без метафор, без
тропов, как бы лишенная плоти проза и есть воплощение
формулы современного бытия, его самого общего
закона; конкретные числа и конкретные варианты могут
быть разными, но суть — одна, и она выражается
формулой. С чисто художественной, технической стороны
Кафка достигает такого эффекта прежде всего с
помощью вполне определенного приема. Это прием
материализации метафор, причем метафор так
называемых языковых, уже стершихся, тех, чей
переносный смысл уже не воспринимается. Когда мы
говорим, например, о том или ином человеке,  «он
потерял человеческий облик», либо о том или ином
явлении — «это чистый абсурд», или «это уму
непостижимо», или «это как кошмарный сон», мы, по сути,
пользуемся такими языковыми метафорами, прибегаем
к смыслу не буквальному, а переносному, образному. Мы
понимаем, что облик-то все-таки человеческий, а не
лошадиный, не собачий и т. д.; выражение «уму
непостижимо» всего лишь есть сгущение нашего
впечатления от какого-либо события; потому что,
попроси кто-нибудь нас в следующую минуту рассказать о
причинах этого события, мы все-таки объяснение-то
дадим,  пусть свою версию, но все-таки мы
предполагаем всегда, что нашему уму это все же
доступно. Кафка последовательно материализует именно
эту умунепостижимость, абсурдность,
фантасмогоричность. Что больше всего озадачивает в
его прозе — это снова и снова всплывающая
алогичность, неправдоподобность причинно-
следственных сцеплений, особенно это заметно, когда
неизвестно откуда вдруг по ходу дела появляются
предметы и люди, которых здесь просто не должно быть.
Многие исследователи отмечали эту особенность
повествования у Кафки. Суть в том, что Кафка весь
сюжет своего повествования методически строит по
принципу, по которому оформляется «сюжетика» сна. И
это уже сложно назвать метафорой. Если вы припомните
свои сны, то вы обнаружите, что в сон сразу же
вливается то, о чем или ком вы подумали. Все новое
сцепляется с другими предметами и явлениями так, как в
реальности не может быть.
В обычном, нормальном   мире человек, бодрствуя,
живет в мире логических причинно-следственных связей,
во всяком случае так считает. Ему все привычно и 
объяснимо, а вот засыпая, человек уже погружен в
сферу алогизма. Художественный трюк Кафки в том, что
у него все наоборот. У него  алогизм и абсурд
начинается, когда человек просыпается.
Главный мотив творчества Ф.Кафки — отчуждение
человека, его одиночество — полностью раскрываются
в его произведениях. В трех романах Кафки —
«Америка», «Замок», «Процесс» — речь идет о все
более тяжелых формах смертельного одиночества. Чем
более одинок герой, тем тяжелее его судьба. Карл
Россман — герой романа «Америка» — еще только
затеривается в перипетиях судьбы; судьба героя
«Замка» зашла в тупик, он становится отверженным;
Йозеф К. – уже преследуемое животное, доведенное до
гибели. В первом романе одиночество —  еще пока
общественное явление, конкретное; во втором —
символическое, «метафизическое», но еще достаточно
хорошо ощутимы его конкретные общественные
взаимосвязи; в третьем — полностью
«метафизическое», абстрактное, символическое, в
реальной жизни совершенно невозможное и абсурдное.
В заключение можно отметить, что метаметафора в
творчестве Франца Кафки является не отдельно взятым
тропом, а приемом, с помощью которого происходит
организация того или иного текста. Метаметафора
заключена в самой идее произведения, то есть в
превращении Грегора Замзы в насекомое или
беспричинный арест Йозефа К. и т.д. С помощью
метаметафоры художник добивается необыкновенного
эффекта: какой-то абсурдностью, нелепостью он
заставляет задумываться над главными законами
бытия, над трагичностью человеческой судьбы, над
существованием каких-то высших сил, управляющих
жизнью людей.
Список литературы
1. Анализ стилей зарубежной художественной и
научной литературы. М.,1986. Вып.5.
2. Аристов В. Заметки о «мета».// Арион: Журнал
поэзии. М.,1997. Вып.4(16).
3. Батай Ж. Литература и Зло. М.,1994.
4. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М.,1998.
5. Давид К. Франц Кафка. Харьков,1998.
6. Карельский А. Лекция о творчестве Франца
Кафки.// Иностранная литература. 1995. №8.
7. Литературные манифесты от символизма до
наших дней./ Сост. С.Джимбинов. М.,2000.
8. Манн Т. В честь поэта.// Нева. 1993. №7.
9. Матран Л. Актуален ли Кафка?// Вопросы
философии. 1975. №9.
10. Набоков В.В. Лекции по зарубежной
литературе. М.,1998.
11. Филологические исследования. М.,1990.











Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 362 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]