Главная » Файлы » литература

Готический роман
07 Июня 10, 09:46
Готический роман
К концу восемнадцатого столетия стремительно
возрастает популярность готического романа. Работа в
этом жанре привлекает все большее количество
мастеров пера. Можно с уверенностью сказать, что к
началу XIX века готический роман окончательно
зарекомендовал себя в качестве самостоятельного
литературного жанра.
Попробуем выделить характерные черты
готического романа.
1. Атмосфера страха поддерживается автором на
протяжении всего романа и усугубляется
непрерывной серией угроз покою, безопасности и
чести героев.
2. Как правило, главным действующим лицом
готического романа является девушка. Автор
наделяет свою героиню самыми приятными
качествами: она и красива, и мила, и скромна. Еще
одно ее замечательное качество —
"чувствительность”. Героиня любит гулять в
одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне
у окна своей спальни; легко плачет, а в
решительную минуту падает в обморок. В конце
романа автор "вознаграждает" ее за все
переживания супружеским счастьем, положением в
обществе и богатством.
3. Ни один готический роман не может обойтись без
злодея. По мере развития жанра он даже вытеснял
героиню (всегда бывшую не столько личностью,
сколько набором женских добродетелей) из центра
читательского внимания. В поздних образцах жанра
злодей обретает полноту власти и обычно является
двигателем сюжета.
4. Основная сюжетная линия готического романа
закручивается вокруг чьего-то исчезновения или
неизвестного происхождения, нераскрытого
преступления или лишения наследства. Причем
обычно используется комбинация нескольких
подобных мотивов.
5. Раскрытие тайны откладывается до самого
финала. К центральной тайне, как правило,
добавляются второстепенные, также
раскрываемые в самом конце.
6. В большинстве готических романов действие
происходит в древнем, заброшенном,
полуразрушенном замке или монастыре.
Обстановка включает в себя темные коридоры и
запретные помещения, таинственные двери и
ужасные подвалы, скрип цепей и завывания
призраков — все, что способно усилить страх
героев, а значит, и читателя.
Перечисленные особенности именно в готическом
романе вошли в настолько отчетливое и эффективное
сочетание, что произведение, у которого нет хотя бы
одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому
готическому жанру.
Самый ранний готический роман отличается не
очень связным сюжетом. "Замок Отранто” написан в
1764 г. Х. Уолполом. Героине романа все время
угрожала какая-нибудь опасность, но в последний
момент ей на помощь неизменно приходили
сверхъестественные силы.
В 1777 году Клара Рив издает роман "Старый
английский барон” ("Old English Baron"), первоначальное
заглавие — "Защитник добродетели" ("The Champion of
Virtue"). В этом повествовании заслуживает внимания
попытка объяснения в финале таинственных явлений
естественными и правдоподобными причинами.
Но все предыдущие авторы готических романов
поблекли на фоне новой звезды литературного
небосвода — Анны Радклифф (1764 – 1823 гг.). Ее
знаменитые романы ввели в свое время моду на
ужасное и таинственное, а также вывели жанр на новый
уровень. К уже известным готическим атрибутам миссис
Радклифф гениально добавила ощущение чего-то
неземного в пейзаж и события; каждая деталь
обстановки и сюжета в ее произведениях работает на то,
чтобы читатель ощутил атмосферу безмерного ужаса, в
котором пребывают герои.
Несколько мрачных деталей (цепочка кровавых
следов на лестнице в замке, стон из глубокого
подземелья, странная песенка в ночном лесу)
становились яркими образами, предвещавшими
надвигающийся кошмар. Эти образы оставили далеко
позади причудливые и подробные описания других
авторов. К тому же эти образы не стали менее
убедительными из-за того, что в конце объясняются
естественным образом. У миссис Радклифф было
могучее воображение, которое проявлялось в ее
великолепных картинах природы. Она писала широкими
яркими мазками и никогда не вдавалась в мелкие детали.
Главными слабостями ее творений, помимо привычки
все объяснять, были неточности в географии и истории и
фатальное пристрастие к вставлению в романы коротких
бесцветных стишков, приписываемых тому или иному
персонажу.
Миссис Радклифф написала шесть романов: "Замки
Атлин и Данбейн" (1789), "Сицилийское сказание" (1790),
"Сказание о лесе" (1792), "Удольфские тайны" (1794),
"Итальянец" (1797) и "Гастон де Блондевиль",
написанный в 1802 году, но впервые опубликованный
после смерти автора в 1826 году. Из них самый
знаменитый — "Удольфо", который вполне может
считаться лучшим образцом раннеготического романа.
Из бесчисленных последователей миссис
Радклифф самым близким ей по духу и методу был
американский романист Чарльз Брокден Браун. Он
портил свои создания логическими объяснениями; но
также владел умением создавать жуткую атмосферу
сверхъестественного, придававшую его ужасам
пугающую жизненность, пока они оставались
необъясненными. Браун выбирает в качестве декораций
для своих творений не древние замки, а современную
Америку. В описании больного сознания произведения
Брауна превосходят даже романы миссис Радклифф.
Литература ужаса приобретает новые черты в
творчестве Мэтью Льюиса (1773 – 1818 гг.), чей роман
"Монах” (1796) стал настолько популярным, что сам
автор получил прозвище Монах.
Юный писатель, получивший образование в
Германии и пропитавшийся диким тевтонским
фольклором, неизвестным миссис Радклифф, обратился
к ужасу более жестокому, чем это могло прийти в голову
его кроткой предшественнице. В результате был написан
шедевр с реальным кошмаром, в готическое содержание
которого добавлено много мерзости. И все-таки "Монах”
затянут, если читать его от начала до конца. Он слишком
длинный и слишком многословный. Но одно великое
достижение автора стоит подчеркнуть особо, он никогда
не объясняет естественными причинами свои
призрачные видения. Ему удалось разрушить традицию,
заложенную миссис Радклифф, и расширить границы
готического романа. В 1798 г. Льюис пишет драму
"Замок-привидение”, а позднее он нашел время, чтобы
создать баллады "Ужасные истории” (1799), "Чудесные
истории” (1801), серию удачных переводов с немецкого
языка.
Готические сказания (как английские, так и
немецкие) стали появляться во множестве и не
отличались оригинальностью. Многие из них были всего
лишь забавны на зрелый вкус. Да и сама школа иссякла,
но прежде, чем это случилось, свое слово сказал ее
последний и великий представитель — Чарльз Роберт
Мэтьюрин (1782 – 1824 гг.), безвестный и эксцентричный
ирландский священник. Из всего его обильного и
разнообразного наследия можно выделить шедевр
литературы ужаса — роман "Мельмот-скиталец" (1820), в
котором готическое повествование подняло
сверхъестественный ужас на такую высоту, какой до тех
пор не знало. Ни один беспристрастный читатель не
усомнится в том, что "Мельмот” является огромным
шагом в эволюции литературы ужаса. Страх исторгнут из
обыденности и вознесен на ужасное облако, нависшее
над самой судьбой человечества. Мэтьюрин —
настоящий гений, именно таким его воспринял Бальзак,
который ставил Мельмота рядом с Дон Жуаном
Мольера, Фаустом Гете и Манфредом Байрона в
качестве высших аллегорических персонажей в
европейской литературе того времени. Скотт, Россетти,
Теккерей и Бодлер тоже отдали Мэтьюрину дань
наивысшего восхищения. Оскар Уайльд, отбыв
заключение и покинув Англию, свои последние дни в
Париже провел под именем Себастьяна Мельмота.
Трудно не увидеть разницы между этим отлично
смоделированным, располагающим к размышлениям и
искусно сотворенным ужасом и, используя фразу
профессора Сейнтсбери, "искусным, но довольно
скучным рационализмом миссис Радклифф и, как
правило, ребяческой экстравагантностью, плохим вкусом
и иногда небрежным стилем Льюиса".
Стиль Мэтьюрина сам по себе заслуживает особой
похвалы за свою безыскусную, но яркую простоту и
живость, ставящие его выше помпезной вычурности,
которой грешат предшественники. Профессор Эдит
Биркхед справедливо отмечает: "Несмотря на все
погрешности, Мэтьюрин был самым великим и самым
последним создателем готического романа". "Мельмота"
много читали, делались драматические версии романа,
однако его заключительная роль в истории готического
романа лишила его популярности, равной популярности
"Удольфо" и "Монаха".






























Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 324 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]