Главная » Файлы » литература |
Готический роман
07 Июня 10, 09:46 | |
Готический роман К концу восемнадцатого столетия стремительно возрастает популярность готического романа. Работа в этом жанре привлекает все большее количество мастеров пера. Можно с уверенностью сказать, что к началу XIX века готический роман окончательно зарекомендовал себя в качестве самостоятельного литературного жанра. Попробуем выделить характерные черты готического романа. 1. Атмосфера страха поддерживается автором на протяжении всего романа и усугубляется непрерывной серией угроз покою, безопасности и чести героев. 2. Как правило, главным действующим лицом готического романа является девушка. Автор наделяет свою героиню самыми приятными качествами: она и красива, и мила, и скромна. Еще одно ее замечательное качество — "чувствительность”. Героиня любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок. В конце романа автор "вознаграждает" ее за все переживания супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. 3. Ни один готический роман не может обойтись без злодея. По мере развития жанра он даже вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра злодей обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета. 4. Основная сюжетная линия готического романа закручивается вокруг чьего-то исчезновения или неизвестного происхождения, нераскрытого преступления или лишения наследства. Причем обычно используется комбинация нескольких подобных мотивов. 5. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне, как правило, добавляются второстепенные, также раскрываемые в самом конце. 6. В большинстве готических романов действие происходит в древнем, заброшенном, полуразрушенном замке или монастыре. Обстановка включает в себя темные коридоры и запретные помещения, таинственные двери и ужасные подвалы, скрип цепей и завывания призраков — все, что способно усилить страх героев, а значит, и читателя. Перечисленные особенности именно в готическом романе вошли в настолько отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нет хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру. Самый ранний готический роман отличается не очень связным сюжетом. "Замок Отранто” написан в 1764 г. Х. Уолполом. Героине романа все время угрожала какая-нибудь опасность, но в последний момент ей на помощь неизменно приходили сверхъестественные силы. В 1777 году Клара Рив издает роман "Старый английский барон” ("Old English Baron"), первоначальное заглавие — "Защитник добродетели" ("The Champion of Virtue"). В этом повествовании заслуживает внимания попытка объяснения в финале таинственных явлений естественными и правдоподобными причинами. Но все предыдущие авторы готических романов поблекли на фоне новой звезды литературного небосвода — Анны Радклифф (1764 – 1823 гг.). Ее знаменитые романы ввели в свое время моду на ужасное и таинственное, а также вывели жанр на новый уровень. К уже известным готическим атрибутам миссис Радклифф гениально добавила ощущение чего-то неземного в пейзаж и события; каждая деталь обстановки и сюжета в ее произведениях работает на то, чтобы читатель ощутил атмосферу безмерного ужаса, в котором пребывают герои. Несколько мрачных деталей (цепочка кровавых следов на лестнице в замке, стон из глубокого подземелья, странная песенка в ночном лесу) становились яркими образами, предвещавшими надвигающийся кошмар. Эти образы оставили далеко позади причудливые и подробные описания других авторов. К тому же эти образы не стали менее убедительными из-за того, что в конце объясняются естественным образом. У миссис Радклифф было могучее воображение, которое проявлялось в ее великолепных картинах природы. Она писала широкими яркими мазками и никогда не вдавалась в мелкие детали. Главными слабостями ее творений, помимо привычки все объяснять, были неточности в географии и истории и фатальное пристрастие к вставлению в романы коротких бесцветных стишков, приписываемых тому или иному персонажу. Миссис Радклифф написала шесть романов: "Замки Атлин и Данбейн" (1789), "Сицилийское сказание" (1790), "Сказание о лесе" (1792), "Удольфские тайны" (1794), "Итальянец" (1797) и "Гастон де Блондевиль", написанный в 1802 году, но впервые опубликованный после смерти автора в 1826 году. Из них самый знаменитый — "Удольфо", который вполне может считаться лучшим образцом раннеготического романа. Из бесчисленных последователей миссис Радклифф самым близким ей по духу и методу был американский романист Чарльз Брокден Браун. Он портил свои создания логическими объяснениями; но также владел умением создавать жуткую атмосферу сверхъестественного, придававшую его ужасам пугающую жизненность, пока они оставались необъясненными. Браун выбирает в качестве декораций для своих творений не древние замки, а современную Америку. В описании больного сознания произведения Брауна превосходят даже романы миссис Радклифф. Литература ужаса приобретает новые черты в творчестве Мэтью Льюиса (1773 – 1818 гг.), чей роман "Монах” (1796) стал настолько популярным, что сам автор получил прозвище Монах. Юный писатель, получивший образование в Германии и пропитавшийся диким тевтонским фольклором, неизвестным миссис Радклифф, обратился к ужасу более жестокому, чем это могло прийти в голову его кроткой предшественнице. В результате был написан шедевр с реальным кошмаром, в готическое содержание которого добавлено много мерзости. И все-таки "Монах” затянут, если читать его от начала до конца. Он слишком длинный и слишком многословный. Но одно великое достижение автора стоит подчеркнуть особо, он никогда не объясняет естественными причинами свои призрачные видения. Ему удалось разрушить традицию, заложенную миссис Радклифф, и расширить границы готического романа. В 1798 г. Льюис пишет драму "Замок-привидение”, а позднее он нашел время, чтобы создать баллады "Ужасные истории” (1799), "Чудесные истории” (1801), серию удачных переводов с немецкого языка. Готические сказания (как английские, так и немецкие) стали появляться во множестве и не отличались оригинальностью. Многие из них были всего лишь забавны на зрелый вкус. Да и сама школа иссякла, но прежде, чем это случилось, свое слово сказал ее последний и великий представитель — Чарльз Роберт Мэтьюрин (1782 – 1824 гг.), безвестный и эксцентричный ирландский священник. Из всего его обильного и разнообразного наследия можно выделить шедевр литературы ужаса — роман "Мельмот-скиталец" (1820), в котором готическое повествование подняло сверхъестественный ужас на такую высоту, какой до тех пор не знало. Ни один беспристрастный читатель не усомнится в том, что "Мельмот” является огромным шагом в эволюции литературы ужаса. Страх исторгнут из обыденности и вознесен на ужасное облако, нависшее над самой судьбой человечества. Мэтьюрин — настоящий гений, именно таким его воспринял Бальзак, который ставил Мельмота рядом с Дон Жуаном Мольера, Фаустом Гете и Манфредом Байрона в качестве высших аллегорических персонажей в европейской литературе того времени. Скотт, Россетти, Теккерей и Бодлер тоже отдали Мэтьюрину дань наивысшего восхищения. Оскар Уайльд, отбыв заключение и покинув Англию, свои последние дни в Париже провел под именем Себастьяна Мельмота. Трудно не увидеть разницы между этим отлично смоделированным, располагающим к размышлениям и искусно сотворенным ужасом и, используя фразу профессора Сейнтсбери, "искусным, но довольно скучным рационализмом миссис Радклифф и, как правило, ребяческой экстравагантностью, плохим вкусом и иногда небрежным стилем Льюиса". Стиль Мэтьюрина сам по себе заслуживает особой похвалы за свою безыскусную, но яркую простоту и живость, ставящие его выше помпезной вычурности, которой грешат предшественники. Профессор Эдит Биркхед справедливо отмечает: "Несмотря на все погрешности, Мэтьюрин был самым великим и самым последним создателем готического романа". "Мельмота" много читали, делались драматические версии романа, однако его заключительная роль в истории готического романа лишила его популярности, равной популярности "Удольфо" и "Монаха". | |
Просмотров: 324 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |