Главная » Файлы » литература

Лирика А. А. Фета
10 Мая 10, 23:09
Лирика А. А. Фета
В личности Афанасия Фета удивительным образом
сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый,
тёртый, битый жизнью практик и вдохновенный,
неутомимый, буквально до последнего вздоха (а умер он
в возрасте 72 лет), певец красоты и любви. Сын мелкого
немецкого чиновника, Фет, был за взятку записан сыном
орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта
от его отца. Но обман раскрылся, и Фет в течение многих
лет испытывал на себе, что значит быть
незаконнорожденным. Главное, что он лишился при этом
статуса дворянского сына. Он пытался "выслужить"
дворянство, но 13 лет армейской и гвардейской лямки
ничего не дали. Тогда он женился по расчету на старой и
богатой помещице, стал жестоким и прижимистым
сельским хозяином-эксплуататором. Революционерам и
даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы
достичь желаемого дворянства, долго и громко
демонстрировал свои верноподданнические чувства. И
только когда Фету было уже 53 года, Александр II изложил
благоприятную резолюцию на его прошение. Доходило до
смешного: если тридцатилетний Пушкин считал
оскорблением пожалование ему царем камер-
юнкерского звания (это придворный чин, обычно
даваемый молодым людям до 20 лет), то этот русский
лирик специально выхлопотал себе камер-юнкерство уже
в 70 лет? И при этом Фет писал божественные стихи. Вот
стихотворение 1888 года:
Полуразрушенный, полужилец могилы,
О таинствах любви зачем ты нам поешь?
Зачем, куда тебя домчать не могут силы,
Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь?
Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь.
В напевах старческих твой юный дух живет.
Цыганка старая одна еще поет.
То есть буквально два человека жили в одной,
кстати, весьма неприятной на вид, оболочке. Но какая
сила чувства, мощь поэзии, какое страстное, юношеское
отношение к красоте, к любви! Поэзия Фета недолго
имела успех у современников в 40-е годы, а в 70 – 80-х
годах это был успех весьма камерный, отнюдь не
массовый. Но массам Фет был знаком, хотя они не
всегда знали, что популярные романсы, которые они
распевают (в том числе и цыганские) — на слова Фета.
"О, долго буду я в молчаньи ночи тайной", "Какое
счастие! и ночь и мы одни", "Сияла ночь. Луной был
полон сад", "Давно в любви отрады мало", "В дымке-
невидимке" и, конечно, "Я тебе ничего не скажу" и "На
заре ты ее не буди" — вот лишь немногие стихотворения
Фета, положенные на музыку разными композиторами.
Лирика Фета тематически крайне бедна: красота
природы и женская любовь — вот и вся тематика. Но
какой огромной мощи достигает Фет в этих узких
пределах. Вот стихотворение 1883 года:
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый,
Влево бегущий пробор"
Это своеобразная онтология (философское учение
о бытии) Фета, хотя философской его лирику назвать
трудно. Мир поэта очень узкий, но какой же прекрасный,
полный изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не
проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом?
Видимо, да, если видеть в поэзии искусство по
преимуществу. Красота и должна быть главным в ней.
Гениальна лирика природы Фета: "Я пришел к тебе с
приветом", "Шепот. Робкое дыханье", "Какая грусть!
Конец аллеи", "Это утро, радость эта", "Жду я, тревогой
объят" и множество других лирических миниатюр. Они
разнообразны, непохожи, каждая являет собой
неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет
утверждает единство, тождество жизни природы и жизни
человеческой души. И поневоле задумываешься: где
источник, откуда эта красота? Творение ли это Отца
небесного? Или источник всего этого — сам поэт, его
умение видеть, его светлая, открытая красоте душа,
каждое мгновение готовая восславить окружающую
красоту? В своей лирике природы Фет выступает как
антинигилист: если для тургеневского Базарова "природа
не храм, а мастерская, и человек в ней работник", то для
Фета природа — единственно храм, храм и фон прежде
всего любви, роскошная декорация для тончайших
сюжетных изгибов любовного чувства, а во-вторых, храм
для вдохновения, умиления и молитвы красоте. Если
любовь для Пушкина была проявлением высшей полноты
жизни, то для Фета любовь есть единственное
содержание человеческого бытия, единственная вера.
Эту мысль он утверждает в своих стихах с такой силой,
что заставляет усомниться, не язычник ли он. У него и
сама природа любит — не вместе, а вместо человека ("В
дымке-невидимке"). В то же время вполне в
христианском духе Фет считает человеческую душу
частицей небесного огня, божьей искрой ("Не тем,
господь, могуч, непостижим"), ниспосланной человеку для
откровений, дерзаний, вдохновения ("Ласточки", "Учись у
них — у дуба, у березы"). Удивительны поздние стихи
Фета, 80 – 90-х годов. Дряхлый старик в жизни, в поэзии
он превращается в горячего юношу, все мысли которого
об одном — о любви, о буйстве жизни, о трепете
молодости ("Нет, я не изменил", "Моего тот безумства
желал", "Люби меня! Как только твой покорный", "Еще
люблю, еще томлюсь").
Разберем стихотворение "Я тебе ничего не скажу",
датированное 2 сентября 1885 года. В нем выражена
часто встречающаяся у романтиков мысль о том, что
языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости
чувства. Например, стихотворение Фета "Как мошки
зарею" (1844) кончается мечтой "О, если б без слова /
Сказать душой было можно!". Поэтому любовное
свидание, как всегда, в окружении роскошной природы,
(открывается молчанием: "Я тебе ничего не скажу...").
Романтики не доверяли языку слов как средству
выражения души человека, тем более поэта. Впрочем,
назвать Фета романтиком затруднительно: очень уж он
"земной". Тем не менее, уделом героя стихотворения
остается "молча твердить" слова любовного признания.
И этот оксюморон (сочетание контрастных по смыслу
слов) становится главным словесно-художественным
образом стихотворения. Но все-таки, почему он молчит?
Какая мотивировка дается этому? Вторая строка
уточняет: "Я тебя не встревожу ничуть". Да, как
свидетельствуют другие стихотворения, его любовь
может и встревожить, взволновать девственную душу
его избранницы своими "томленьями" и даже
"содроганьями". Есть и другое объяснение, оно в
последней строке второй строфы: его "сердце цветет",
подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале
строфы. Вот тождество человеческой души и природы,
выраженное, как и во многих других произведениях Фета,
с помощью особого художественного приема,
называемого психологическим параллелизмом. К тому же
грудь, т. е. вместилище эмоционально-духовного начала,
героя "больная, усталая" (первая строка третьей,
последней строфы). "Я дрожу" — от ночного ли холодка
или от каких-то внутренних душевных причин. И поэтому
конец стихотворения зеркально повторяет начало: "Я
тебя не встревожу ничуть, / Я тебе ничего не скажу".
Трехстопный анапест стихотворения звучит напевно: "Я
тебе ничего не скажу", — неоднократно вдохновляло
многих композиторов. Стихотворение привлекает
тонкостью и изяществом выраженных в нем чувств и
естественностью, негромкой простотой их словесного
выражения.





Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 473 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]