Главная » Файлы » литература

Лирика А. Т. Твардовского
10 Мая 10, 23:11
Лирика А. Т. Твардовского
Поэзия А.Твардовского стала одной из ярких
страниц истории русской литературы XX века, сама
судьба этого человека и поэта глубоко символична.
А. Твардовский вошел в литературу в середине
1920-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал
новую деревенскую жизнь, колхозное строительство,
одну из своих ранних поэм назвал "Путь к социализму".
В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых
традиций:
Вместо этой дедовской плесени
Из угла будет Ленин глядеть.
Итогом этого раннего периода стала поэма "Страна
Муравия". Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о
счастье и свободном труде на своей земле, понял и
осознал, что счастье может быть только в колхозной
жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько
жестокой правды о коллективизации, уничтожении целых
семей, истреблении лучших, самых умных и
трудолюбивых хозяев, страшновато.
Особенно если учесть, что сам Твардовский — сын
деревенского кузнеца, родившийся в смоленском хуторе
Загорье тогда, когда на отца его, умельца и труженика
Трифона Гордеевича Твардовского и всю семью
нежданно обрушилась беда — они были раскулачены и
сосланы на север. О нелегкой судьбе этой семьи, судьбе
типичной, постигшей многие такие же семьи, можно
узнать сегодня из воспоминаний брата А. Т.
Твардовского Ивана, опубликованных несколько лет
назад.
В стихах же сына "кулака" эти трагические мотивы
не нашли отражения — он писал так, как в двадцатые и
тридцатые годы от него требовали и ожидали, возможно,
искренне веря, что на этих путях народ найдет своё
счастье.
Поворотными для поэта А. Твардовского стали
годы Великой Отечественной войны, которую он прошел
фронтовым корреспондентом. В военные годы
поэтический голос его приобретает ту силу, ту
подлинность переживаний, без которой невозможно
настоящее творчество. Стихи А. Твардовского военных
лет — это хроника фронтовой жизни, состоявшей не
только из героических подвигов, но и из армейского,
военного быта (см., например, стихотворение
"Армейский сапожник"), и лирические взволнованные
воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и
оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной
песне, написанные на мотив "Позарастали стежки-
дорожки...".
В стихах поэта военных лет звучит и философское
осмысление человеческой судьбы в дни всенародной
трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение "Две
строчки". Оно навеяно фактом корреспондентской
биографии Твардовского: две строчки из записной книжки
напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он
убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с
Финляндией, что предшествовала Великой
Отечественной. И подвига он не совершил, и война
незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная —
через нее-то и постигает художник подлинную трагедию
всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма
ощущение необратимости потери:
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий
Как будто это я лежу...
Уже после войны, в 1945 – 46 годах, Твардовский
создает, может быть, самое сильное свое произведение
о войне — "Я убит подо Ржевом".
Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в
истории войны, стали ее самой трагической страницей.
Все стихотворение — это страстный монолог мертвого,
его обращение к живым. Обращение с того света,
обращение, на которое имеет право лишь мертвый — так
судить о живых, так строго требовать от них ответа.
Стихотворение завораживает ритмом своих
анапестов, оно довольно велико по объему, но
прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что
в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к
глубоким пластам традиций: традиции древнерусского
воинства, традиции христианской. Это обращение
"братья".
В годы войны создана А. Твардовским и самая
знаменитая его поэма "Василий Теркин". Его герой стал
символом русского солдата, его образ — предельно
обобщенный, собирательный, народный характер в
лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин — это не
абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый
собеседник. В его образе соединились и богатейшие
литературные и фольклорные традиции, и
современность, и автобиографические черты, роднящие
его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике
Теркину, который нынче решено поставить на
смоленской земле, совсем не случайно решено
обозначить портретное сходство героя и его создателя).
Теркин — это и боец, герой, совершающий
фантастические подвиги, описанные, с присущей
фольклорному типу повествования гиперболичностью
(так, в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает
вражеский самолет), и человек необычайной стойкости
— в главе "Переправа" рассказано о подвиге — Теркин
переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод
на правом берегу — и умелец, мастер на все руки.
Написана поэма с той удивительной классической
простотой, которую сам автор обозначил, как творческую
задачу:
Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке".
Позднее творчество А. Твардовского, его стихи 50
– 60-х годов — одна из самых прекрасных страниц
русской поэзии XX века. Достаточно сказать, что они
выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как
стихи А. Ахматовой, Б. Пастернака, а это под силу далеко
не каждому, надо быть очень большим художником,
чтобы не потеряться на таком фоне. Нельзя хотя бы
кратко не сказать о том, что в эти годы поэт становится
центральной фигурой всего прогрессивного, чем была
богата литературная жизнь. Журнал "Новый мир",
который редактировал А. Твардовский, так и вошел в
историю литературы как "Новый мир" Твардовского.
Лирический герой его поздней поэзии — это прежде
всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о
времени, например, в стихотворении "Некогда мне над
собой измываться...", где главным спасением человека
от беды становится труд, творчество. Над традиционной
темой о поэте и поэзии раздумывает лирический герой А.
Твардовского поздних лет во многих стихотворениях,
например, в произведении 1959 года "Жить бы мне
соловьем-одиночкой..."
И все же главная, самая больная для поэта тема —
тема исторической памяти, пронизывающая его лирику
1950 – 60-х годов. Это и память о погибших на войне. Им
посвящено стихотворение, которое смело можно назвать
одной из вершин русской лирики XX века:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе —
Остались там и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь —
Речь не о том, но все же, все же, все же...
За закрытым финалом стихотворения — целый мир
человеческих переживаний, целая философия, которая
могла сформироваться у людей, чье поколение видело
столько страшных и жестоких испытаний, что каждый
выживший ощущал это как чудо или награду, может быть,
незаслуженную. Но особенно остро переживает поэт те
этапы истории, которые перечеркнули жизнь его семьи,
его родителей. В этом и позднее покаяние, и осознание
личной вины, и высокое мужество художника. Этой теме
посвящены такие произведения А. Твардовского, как
поэма "По праву памяти", цикл стихов "Памяти матери".
В этом цикле через судьбу матери человек передает
судьбу целого поколения. Вековой уклад жизни
оказывается разрушенным. Вместо привычного
деревенского кладбища — неприютный погост в далеких
краях, вместо переезда через реку, символа свадьбы, —
"иные перевозы", когда людей с "земли родного края /
Вдаль спровадила пора". В поэме, написанной в 1966 –
69 годах и опубликованной впервые в нашей стране в
1987 году, поэт размышляет о судьбе своего отца, о
трагедии тех, кто с самого рождения был отмечен как
"младенец вражеских кровей", "кулацкий сынок". Эти
размышления обретают философское звучание, и вся
поэма звучит предостережением: "Кто прячет прошлое
ревниво, / Тот вряд ли с будущим в ладу..." Поэзия А.
Твардовского — это искусство в самом высоком смысле
слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.







Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 397 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]