Главная » Файлы » литература

Лирика Б. Пастернака
10 Мая 10, 23:11
Лирика Б. Пастернака
Про название книги Бориса Пастернака «Сестра
моя — жизнь» Марина Цветаева, подчеркивая
исключительность Пастернака, сказала, что так не
говорят, так к жизни не обращаются. Так обращался к
жизни — к брату солнцу, сестрам птицам, брату
собственному телу — средневековый монах Франциск
Ассизский. Пастернак знал об этом.
И в наше время мироощущение Пастернака имеет
определенные аналогии. Весь облик Пастернака —
живое воплощение поэзии как удесятеренной
восприимчивости, разряженной в ответном чувстве (в
стихах). «Милый Пастернак, — писала ему Цветаева, —
<…> Вы — явление природы. <…> Бог задумал Вас
дубом, а сделал человеком, и в Вас ударяют все молнии
(есть — такие дубы!)…» Художник, поэт — живой орган,
живой центр восприятий. Итак, на первом месте —
высочайшая восприимчивость, отзывчивость на
нравственные впечатления, а не превращение жизни в
жизнь поэта. По убеждению Пастернака, подлинному
искусству следует всегда «быть в зрителях и глядеть
всех чище, восприимчивей и верней».
В понимании Пастернака искусство — явление
нравственной жизни. Достигнув высшей художественной
зрелости, Пастернак объявляет единственной задачей
искусства — правду.
Многосторонняя восприимчивость Пастернака
(оберегая его от эстетства) обострила в нем внимание к
фактам искусства. Музыка, поэзия, живопись были для
него не вавилонским смешением языков, не разными
языками, а единым языком искусства, в котором все
слова равно ему доступны и равно понятны. Когда
Пастернаку понадобилось дать «определение поэзии»,
он не нашел ничего другого как единым взглядом, и
слухом, и осязанием — не выборочно, подряд —
охватить окружающее:
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и флейт — Фигаро
Низвергается градом на грядку…
(«Определение поэзии»)
Уже в самом начале своего поэтического
творчества, при всей тяге к «оригинальности поневоле»,
Пастернак, сочиняя стихи, составившие книгу «Близнец в
тучах», искал в поэзии, прежде всего, содержательности.
В автобиографии он в полушутливой, почти озорной
форме сам выразил особенность своей поэтической
работы того времени: «Я ничего не выражал, не
отражал, не отображал, не изображал».
Человек познает мир через собственную личность,
страсть. Человек познает себя через непреложность
общего хода вещей. Врачующая непреложность мира —
сколько раз писал о ней Пастернак:
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не вылечивал.
(«Январь 1919 года»)
Открытие мира у Пастернака всегда есть
восстановление единства мира. В «Охранной грамоте»,
вспоминая свои ранние годы, Пастернак подробно
описал, как рождается поэзия из перебоев жизненных
рядов, из взаимодействия одних явлений и чувств — тех,
которые забегают вперед, — с другими, которые
отстают. В самом начале поэтического пути, в 1912 году,
он нашел для выражения своей эстетической позиции
очень ёмкие слова:
И, как в неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало-серый
Завесил лунную межу,
Где пруд как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой.
(«Как бронзовой золой жаровен…»)
Поэт в зрелые годы напишет:
Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель —
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель,
Что дни — кузнечные мехи
И что растекся полосой
От ели у ели, от ольхи
К ольхе, железный и косой,
И жидкий, и в снега дорог,
Как уголь в пальцы кузнеца,
С шипеньем впившийся поток
Зари без края и конца.
Что в берковец церковный зык,
Что взят звонарь в весовщики,
Что от капели, от слезы
И от поста болят виски.
Идея безусловного приятия мира,
основополагающая у Пастернака, — не отвлеченно-
умозрительного свойства. Богатство мира вполне
предметно, «подробно» и постигается шаг за шагом.
Есть в «Сестре» стихотворение «Уроки английского», с
той же внутренней композицией, открытой настежь —
миру, природе. Используя мотивы шекспировских
трагедий, Пастернак запечатлел в нем трагический и
торжественный момент, когда от человека уходит
суетность желаний, включая вчера еще самое важное —
любовь, когда душа открывается целому творению и
проникается вечностью.
Когда случилось Дездемоне, —
А жить так мало оставалось, —
Не по любви, своей звезде, она —
По иве, иве разрыдалась…
…Когда случилось петь Офелии —
А горечь слез осточертела —
С какими канула трофеями?
С охапкой верб и чистотела.
Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,
Входили, с сердца замираньем,
В бассейн вселенной, стан свой любящий
Обдать и оглушить мирами.
Пастернак почти не писал стихов, которые можно
конкретно и уверенно назвать пейзажными. В «Сестре»
основные «темы» — природа, любовь, искусство, — как
правило, не существуют раздельно, дается сложное
соединение, сплав из этих «тем». Природа служит
наглядным эталоном естественности и полноты — такой
момент в «Сестре» присутствует, но он не подчеркнут;
природа, в сущности, — один из образов, даже синонимов
жизни; разветвленная, многослойная метафора «жизнь
— сад» участвует равно в структурной и философско-
лирической концепции книги. Восприятие природы у
Пастернака не разительно по точности и проникновению,
но природа, будучи самым близким и полным синонимом
жизни, не является в этом отношении чем-то
исключительным и единственным. Открытое лирическое
чувство (любовь) или мир вещей (вплоть до интерьера)
выполняют ту же роль. Жизнь шире любого из этих
образно-тематических рядов, и каждый из них, становясь
непосредственным «предметом» стихотворения, как бы
стремится представить и выразить всю жизнь, поэтому
они практически взаимозаменяемы и тем более полно
являют жизнь в своей совокупности,
взаимопроникновении. И второе, тема природы
(осознанная именно как тема) почти неотвратимо
порождает у поэтов натурфилософские вопросы: о
саморазвитии природы, о начале и конце человека в ней,
о стихии и разуме. Между тем самосознание человека —
«мыслящего тростника» — чувство причастности
природе и одновременно отделимости от нее — не
характерно для Пастернака, точнее — он не дает этому
чувству простора, воли, так или иначе трансформирует
его. Поэтическое восприятие Пастернака позволило «во
всем дойти до самой сути», раскрыть сложные «вечные»
темы.







Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 358 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]