Главная » Файлы » литература

Лирика Н. А. Некрасова
10 Мая 10, 23:13
Лирика Н. А. Некрасова
Некрасов отдал дань романтизму сборником
стихотворений "Мечты и звуки" (1840), жестоко
осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским.
Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге"
("Скучно? скучно!.. Ямщик удалой...") 1845 года, является
продолжателем пушкинской линии в русской поэзии — по
преимуществу реалистической. В некрасовской лирике
есть лирический герой, но единство его определяется не
кругом тем и идей, связанных с определенным типом
личности, как у Лермонтова, а общими принципами
отношения к действительности. И здесь Некрасов
выступает как выдающийся новатор, существенно
обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший
горизонты действительности, охваченной лирическим
изображением. Тематика Некрасова-лирика
разнообразна.
Первый из художественных принципов Некрасова-
лирика можно назвать социальным. Узкий круг
лирической тематики он дополнил новой темой —
социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848
года: "Вчерашний день, часу в шестом". В своем
последнем стихотворении "О, Муза, я у двери гроба" поэт
последний раз вспомнит "эту бледную, в крови, /Кнутом
иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза, у
Некрасова — родная сестра несчастных, подвергаемых
насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота
природы, а страдания замученных нуждой бедняков —
вот источник лирических переживаний во многих
стихотворениях Некрасова. Причем эта социальная тема
меняет характер и собственно любовной лирики
Некрасова. "Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж
нам делать? Не хочется спать", — начинается
стихотворение 1858 года. И герой предлагает
помолиться за тех, "кто все терпит", "чьи работают
грубые руки, / Предоставив почтительно нам /
Погружаться в искусства, в науки, / Предаваться мечтам
и страстям". Ясно, что дворянин по происхождению,
Некрасов выражает здесь сознание разночинца,
истинного демократа, знающего темные стороны
общественного бытия, испытавшего на себе голод и
холод, не умеющего, не способного по-дворянски
брезгливо и спесиво, отвернуться от изнанки жизни.
В то же время лирический герой Некрасова не
просто разночинец, а разночинный интеллигент. Вот еще
один шедевр некрасовской любовной лирики — "Я не
люблю иронии твоей" (датируется предположительно
1850 годом и тоже, предположительно, обращенное к А.
Я. Панаевой). Одновременно это и образец
интеллектуальной поэзии, герой и героиня — культурные
люди, в их отношениях ирония и, главное, высокий
уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу
своей любви и заранее грустят. Воспроизведенная
Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее
разрешения, напоминают отношения героев
Чернышевского "Что делать?".
Ярчайшим проявлением новой лирической темы —
социальной — стало стихотворение "Еду ли ночью по
улице темной" (1847). Это душераздирающая история
женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка
выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная",
женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь
несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого
же ряда многие стихотворения 40 – 50-х годов: "В
дороге", "Перед дождем", "Тройка", "Родина", "Псовая
охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая полоса",
"Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В
больнице". Пафос этих стихотворений, источник лиризма
в них суммируется и обобщается в небольшой поэме
"Рыцарь на час" (1862), особенно в знаменитых строках:
"От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в
крови, / Уведи меня в стан погибающих, / За великое дело
любви", — обращается поэт к матери. Эти строки
волнуют и сегодня.
Второй художественный принцип Некрасова-лирика
— социальный аналитизм. И это было новым в русской
поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем
более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы
помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" — про
"мужичка с ноготок”. Но не все знают, что предшествует
этому отрывку в стихотворении "Крестьянские дети", где
герой оборачивает "другой стороною медаль"
крестьянского детства: "Положим, крестьянский ребенок
свободно / Растет, не учась ничему, / Но вырастет он,
если богу угодно, / А сгибнуть ничто не мешает ему".
То есть герой некрасовской лирики умеет видеть
социальный смысл воспроизводимых явлений и
придавать его своим, вполне лирическим, излияниям.
Иными словами, носителем, субъектом социальной
типизации оказывается не только автор, но и его
лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает
два известнейших стихотворения "Размышления у
парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864).
В "Размышлениях..." конкретный единичный факт —
приход мужиков с просьбой или жалобой к министру
государственных имуществ — возводится в ранг
типичного явления: "Знать, брели-то долгонько они / Из
каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой
домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках,
как говорится, не написано. То же в четверостишии "За
заставой, в харчевне убогой...", строки 86 – 89 и, наконец,
знаменитый финал стихотворения "Назови мне такую
обитель...".
За "Железную дорогу" редактор "Современника",
где она впервые была напечатана, и он же автор
стихотворения получил второе, предпоследнее
предупреждение о возможном закрытии журнала от
самого министра внутренних дел Валуева, известного
автора либерально-реформаторских проектов. Особые
нарекания цензуры вызвал, на первый взгляд, вполне
невинный эпиграф: цензоры поняли, что все "страшно
эффектное", как выразился один из них, стихотворение
придает эпиграфу острый общественный смысл и
бросает тень не только на руководившего
строительством Николаевской железной дороги бывшего
главноуправляющего железными дорогами графа
Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его
ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части
стихотворения, проведенный в них социальный анализ
выливались в страшное обвинение правительства в
геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании
собственного народа. Столь же социально заострено и
презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала
к каторжному труду простого народа.
Два принципа отражения действительности в
некрасовской лирике закономерно выходили на третий
принцип — революционность. Лирический герой поэзии
Некрасова убежден, что только народная, крестьянская
революция может изменить жизнь России к лучшему. Два
разобранных стихотворения, названных выше, вполне
ясно иллюстрируют этот принцип: отрывок "Назови мне
такую обитель" из "Размышлений" и последние три
строфы второй части "Железной дороги".
Революционность сознания лирического героя
Некрасова придавала его стихам агитационно-
пропагандистский характер. Особенно сильно эта
сторона сознания лирического героя проявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова
по революционно-демократическому движению, другим
вождям этого движения: Белинскому, Добролюбову,
Чернышевскому, Писареву. Некрасов в обрисовке их
личностей исходит из того, что революционно-
демократическая деятельность является самым
завидным и желанным уделом, и вообще роль
"народного заступника" для Некрасова есть, используя
формулу Фета, "патент на благородство" для любого
честно мыслящего современника. Черты вождей
революционной демократии приобретают иконописный
характер, их жизненный путь представляется в традициях
жития мученика-аскета, подвижника за народ.
Таково стихотворение "Памяти Добролюбова"
(1864). В его содержании не стоит выискивать реальных
или вымышленных черт, в нем воспроизведено
преимущественно должное. Безвременно скончавшийся
критик в некрасовском стихотворении не есть
конкретный, живший когда-то человек, а "идеал
общественного деятеля, который одно время лелеял
Добролюбова", как позднее признавался сам автор.
Обычно Некрасова представляют поэтом
деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и
урбанистическая лирика, т. е. стихи о городе, в которых
он выступает достойным продолжателем петербургских
страниц "Евгения Онегина" и "Медного всадника" и
предшественником Блока. Гениальным образцом
стихотворения о большом городе с его социальными
драмами является "Утро" (1872 – 73 гг.). Но три первые
строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт
обращается к "ней", связывая ее грусть и душевные
страдания с "окружающей нас нищетою", с которой
"здесь природа сама заодно". Затем следуют две
"сельские" строфы с характерными, эмоционально
окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые,
сонные, "кляча с крестьянином пьяным,/ Через силу
бегущая вскачь", туман, мутное небо, и вывод автора:
"Хоть плачь?", "Но не краше и город богатый". В
стихотворении воскрешаются мотивы ранних "городских"
стихов: "Еду ли ночью", "На улице", "Убогая и нарядная"
(1859), цикла "О погоде" (1858 – 65 гг.). Жизнь города
ужасна, никакой отрады для измученной души героя в ней
нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла,
трудовые усилия обитателей столицы отчуждены от них:
дела их налицо — лиц, людей не видно: "железной
лопатой... мостовую скребут", "начинается всюду
работа", "возвестили пожар с каланчи", "на позорную
площадь кого-то провезли" — преобладают безличные и
неопределенно-личные конструкции. То же и в последних
строках: "кто-то умер", "где-то раздался выстрел  — Кто-
то покончил с собой".
Человеческие фигуры в стихотворении
символизируют отчужденность людей друг от друга и от
жизни — смерть. Первыми, если не лицами — лиц нет, —
то первым родом деятельности, встречаемым в
стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они
произведут гражданскую казнь, т. е. ритуал публичного
лишения гражданских и политических прав. Затем мы
видим офицеров, едущих на дуэль. Еще целый ряд
образов проходит перед нами.
Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у
поэта революционной демократии — торжество
бессмыслицы: "Торгаши просыпаются дружно / И спешат
за прилавки засесть:/ Целый день им обмеривать нужно,/
Чтобы вечером сытно поесть".
Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического
Петербурга не был поклонником и сторонником
капитализма. А вот отголоски литературных
предшественников Некрасова: "Чу! из крепости грянули
пушки! Наводненье столице грозит", — эхо "Медного
всадника", но в совершенно другой эмоциональной
окраске. Избиение вора дворником уже не вызывает в
душе героя тех чувств, того сочувствия, которым
проникнута сценка поимки вора в цикле "На улице".
Слова "колотит" и "попался" — низкая лексика,
просторечие: "Опять вор! Опять бьют". "Гонят стадо
гусей на убой" — понятно: чтоб есть. И заключительный
аккорд — самоубийство на чердаке — лучше не
придумаешь в этой юдоли!
Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в
конце стихотворения не точка, а многоточие, т. е. этот
бессмысленный ряд можно длить бесконечно. Некрасов
оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в могилу,
обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать
эмоциональному колориту стихотворения размер —
трехстопный анапест, напевно-тягучий и заунывный.
Поется тяжело, мелодия скрипит и буксует: размер
нарушают сверхсхемные ударения в начале стиха: "Верю
— здесь не страдать мудрено"; "В даль сокрытую...",
"Жутко нервам..."; "Чу! из крепости..."; "Выстрел — кто-то
покончил с собой...". Большинство произведений русской
классики сочетают художественную неувядаемость с
глубиной и поистине неисчерпаемостью смысла. К
сожалению, поэма "Кому на Руси жить хорошо?" не из их
числа. Она прямолинейна в своей однозначности и
однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания.









Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 511 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]