Главная » Файлы » литература

Лирика Осипа Мандельштама
10 Мая 10, 23:15
Лирика Осипа Мандельштама
Эпохи одна от другой отличаются во времени, как
страны в пространстве, и когда речь идет о нашем
"серебряном веке", мы представляем себе какое-то
яркое, динамичное, сравнительно благополучное время
со своим особенным ликом, резко отличающееся от того,
что было до и что наступило после. Эпоха "серебряного
века" простирается между временем Александра III и
1917 годом. На протяжении "серебряного века" в нашей
литературе проявили себя четыре поколения поэтов:
бальмонтовское (родившиеся в 60-е и начале 70-х годов
XIX века), блоковское (родившиеся около 1880-го),
гумилевское (родившиеся около 1886 г.), и, наконец,
поколение, родившееся в девяностые годы: Г.
Адамович, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, О.
Мандельштам и другие.
В письме Мандельштама к Тынянову от 21 января
1937 года есть слова: "Вот уже четверть века, как я,
мешая важное с пустяками, наплываю на русскую
поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что
изменив в ее строении и составе". Все исполнилось, все
сбылось. Его стихи невозможно отторгнуть от полноты
русской поэзии. Конечно, всегда найдутся люди, которых
Мандельштам просто раздражает. Что же, в его мысли, в
его поэзии, во всем его облике и впрямь есть нечто
царапающее, задевающее за живое, принуждающее к
выбору между преданностью, которая простит все, и
нелюбовью, которая не примет ничего. Но отнестись к
нему безразлично невозможно. "Прописать бесприютную
тень бесприютного поэта в ведомственном доме
отечественной литературы, отвести для него нишу в
пантеоне и на этом успокоиться — самая пустая затея.
Уж какой там пантеон, когда у него нет простой могилы, и
это очень важная черта его судьбы", — писал С.
Аверинцев. В мир русской литературы Мандельштама
ввел его учитель Вл. Гиппиус, один из поэтов, тесно
связанных с ранним русским декадентством. Поэтому
ранние произведения Мандельштама написаны под
влиянием поэзии символизма. Для этого этапа
творчества было характерно представление поэта о
Вселенной как о "мировой туманной боли", "бедной
земле". Однако уже в стихотворениях той поры
чувствовалось мастерство молодого поэта, умение
владеть поэтическим словом, использовать широкие
музыкальные возможности русского стиха, особенно
ямба. Первая русская революция и события,
сопутствующие ей, для мандельштамовского поколения
совпали со вступлением в жизнь. В тот период
Мандельштама заинтересовала политика, но тогда, на
переломе от отрочества к юности, он оставил политику
ради поэзии. В творчестве Мандельштама характерно
преобладание над техникой, над образностью принципа
аскетической сдержанности. У него преобладают рифмы
"бедные", часто глагольные или грамматические,
создающие ощущение красоты и прозрачности:
Никто тебя не проведет
По зеленеющим долинам,
И рокотаньем соловьиным
Никто тебя не позовет...
Все это сделано для того, чтобы рифма как таковая
не застилала собой чего-то важного, что стремится
донести до читателя поэт. В лексике ценится не столько
богатство, сколько жесткий отбор. У Мандельштама нет
ни разгула изысканных архаизмов, как у Вячеслава
Иванова, ни нагнетания вульгаризмов, как у
Маяковского, ни обилия неологизмов, как у Цветаевой,
ни наплыва бытовых оборотов и словечек, как у
Пастернака.
Есть целомудренные чары —
Высокий лад, глубокий мир,
Далеко от эфирных лир
Мной установленные лары.
У тщательно обмытых ниш
В часы внимательных закатов
Я слушаю моих пенатов
Всегда восторженную тишь.
Начало первой мировой войны — рубеж времен:
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
Для Мандельштама — это время окончательного
прощания с Россией Александра (Александра III и
Александра Пушкина), Россией европейской,
классической. Он прощается со старым миром по-
своему, перебирая старые мотивы, приводя их в
порядок:
В белом раю лежит богатырь:
Пахарь войны, пожилой мужик.
В серых глазах мировая ширь:
Великорусский державный лик.
Только святые умеют так
В благоуханном гробу лежать:
Выпростав руки, блаженства в знак,
Славу и покой вкушать.
Разве Россия не белый рай
И не веселые наши сны?
Радуйся, ратник, не умирай:
Внуки и правнуки спасены!
Самым значительным из откликов Мандельштама
на революцию 1917 года стало стихотворение "Сумерки
свободы". Его очень трудно подвести под стандартные
рамки "принятия" или "непринятия", но в нем отчетливо
звучит тема отчаяния и призыв "мужаться" — ведь
происходящее в России "огромно" и оно требует степени
мужества, которая была бы пропорциональна этой
огромности. "Идеал совершенной мужественности
подготовлен стилем и практическими требованиями
нашей эпохи. Все стало тяжелее и громаднее, потому и
человек должен стать тверже...", — писал Мандельштам
в 1922 году в брошюре "О природе слова". Начало 20-х
годов явилось для поэта периодом подъема его мысли и
творческого вдохновения, но эмоциональный фон
подъема, который звучит в стихотворениях той поры,
соединяется с чувством обреченности и физической
болью тягот.
Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит...
В стихах 20-х и 30-х годов Мандельштам
активизирует диалог с собственным временем, в них
особое значение приобретает социальное начало,
открытость авторского голоса. Сверхличной темой
становится то, что происходит со страной, с народом. У
Мандельштама нет каких-то особенно филантропических
тем; но ведь и Пушкин не был сентиментальным
моралистом, когда подвел итоги своих поэтических заслуг
в строке: "И милость к падшим призывал". Дело не в
морали, дело в поэзии. Согласно пушкинской вере,
унаследованной Мандельштамом, поэзия не может
дышать воздухом казней. Заступаясь за приговоренных к
смерти, поэт не знал, что вскоре заступничество
понадобится ему самому. Свои собственные
злоключения, свою судьбу поэт принял с внутренним
согласием на жертву:
А мог бы жизнь просвистать скворцом,
Заесть ореховым пирогом,
Да, видно, нельзя никак...











Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 288 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]