Главная » Файлы » литература

Манон Леско
07 Июня 10, 14:55
Манон Леско
XVIII век во Франции — время упадка и разложения
абсолютистской монархии и подъема средних классов.
После смерти Людовика XIV наступило время регентства
Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг.), так как новому
наследнику престола Людовику XV было только 5 лет.
Время регентства отмечено разгулом и
аморальностью нравов, оно диаметрально
противоположно ханжескому укладу жизни при Людовике
XIV. В последствие оказалось, что ни Людовик XV,
оставивший миру афоризмы «На мой век хватит» и
«После меня хоть потоп», хорошо характеризующие
качество его правления, ни Людовик XVI не смогли
поправить пошатнувшееся положение Франции в начале
XVIII века, приведшее к Буржуазной Революции. Между
сословиями наблюдалась огромная пропасть:
дворянское сословие обладало большим количеством
привилегий, владело почти всей землей и не платило
налоги, в то время как крестьяне, задавленные
налогами, разорялись, нищенствовали и умирали с
голоду. Буржуазия, хотя и становилась процветающим
классом, ей было тесно в рамках абсолютизма.
В целом основной идеей жизни Франции XVIII века
была борьба с политической, культурной и общественной
системой абсолютизма, окончившаяся Великой
Французской революцией, которая окончательно
уничтожила следы феодализма и привела к победе
буржуазию.
XVIII век также называют эпохой Просвещения, так
как это было время активной деятельности
просветителей. Просвещение ворвалось во все сферы
жизни Франции. Культура, политика, общественная жизнь
ощутили на себе влияние деятельности просветителей.
Подарив миру девиз «Свобода, равенство и братство»,
они старались создать свою модель государственного
устройства, основанную на справедливости, где свобода
человека и уважение к личности были бы краеугольным
камнем.
Одним из важнейших аспектов в структуре
мировоззрения просветителей была церковь и
отношение к религии. Первоначально они были деистами
в отношении к Богу, отводя ему роль первоначального
создателя всего. Но позже, во второй половине XVIII
века, главенствующее место занял атеизм,
материалистически объясняющий происхождение мира.
Все надежды просветителей связывались с
человеческим разумом и изменением сознания людей.
Движущей силой прогресса считались не экономические
причины, а развитие науки и накопление знаний. В
философии основой Просвещения стал материализм,
тесно связанный с развитием наук и накоплением
фактического материала. Особенно развились
естественные науки.
Среди всех сфер деятельности выразительнее
всего идеи Просвещения отразила литература. Для XVIII
века был характерен просветительский классицизм,
базировавшийся на классицизме XVII века. Старые
литературные формы были наполнены новым
содержанием, появились новые жанры, такие как
философский роман, гражданская трагедия,
политический философский трактат, обусловленные
преобладанием публицистических, пропагандистских,
сатирических тенденций.
Как было сказано выше, большинство жанров
литературы в новых условиях претерпело некоторые
изменения. Эпоха Просвещения отличается наличием
большого количества многотомных произведений,
собраний сочинений, соответственно, жанр романа имел
большое значение для литературы XVIII века.
В это время появляется несколько новых
разновидностей романа. Роман нравов, отражающий
социальные и моральные закономерности жизни,
основоположником которого во Франции был Ален Рене
Лесаж, философский роман-трактат и реально-
психологический роман, обсуждающий существенные
проблемы человеческого бытия, основоположником
которого был Пьер Карле де Шамблен де Мариво.
Произведение Антуана Франсуа Прево «Манон
Леско» является как раз примером реально-
психологического романа. Личность Антуана Франсуа
д'Экзиля Прево весьма необычна, его биография
напоминает жизнь авантюрных героев, полную
приключений, стремительных взлетов и падений.
Достаточно сказать, что в 22 года Прево успел побывать
2 раза солдатом и 2 раза монахом, чтобы получить
представление об его характере.
Первый раз Прево пошутил, когда родился 1 апреля
1697 г. в семье нотариуса в Эдене. В 1711 г. отец отдает
его в иезуитский колледж, где он учится до 1715 г., после
чего он попадает в полк на военную службу. Проносив 2
года мундир, он делает попытку вернуться к иезуитам, но
получает отказ. Все же добившись разрешения
вторичного вступления в монастырь, Прево, наверное,
стал бы хорошим монахом, если бы на свете не
существовало женщин и мирских радостей. Вторично
сбежав из монастыря, он вновь ненадолго оказывается
в армии и поступает через некоторое время в
монастырь бенедиктинцев. Несколько лет он кочует из
одного монастыря в другой и в 1726 г. получает сан
священника.
В 1728 г. выходят первые тома «Записок знатного
человека», из-за которых Прево вынужден бежать в
Англию, перейдя попутно в протестантизм. Далее он
кочует из страны в страну, пока вновь не возвращается
во Францию, перейдя снова в католичество. 40-е годы
писателя проходят относительно спокойно в работах над
переводами, руководстве различными изданиями. Он
общается с известными писателями, философами.
Преклонные годы Прево проходят тоже достаточно
спокойно. Смерть Прево наступила, видимо, от
апоплексического удара 26 декабря 1763 г.
Бурная биография, однако, не помешала
творческой деятельности. Значительное место в жизни
Прево занимала литература. Прево — автор
многотомного произведения «Записки знатного
человека» (1728 – 1731 гг.), многофабульного и
многогеройного романа «Английский философ, или
История Кливленда, незаконного сына Кромвеля» (1732
– 1739 гг.) и также романа «Киллеринский настоятель»
(1735 – 1740 гг.).
Однако современному читателю Прево в первую
очередь известен как автор небольшого романа «Манон
Леско». Произведение было написано в 1731 г. во время
творческого подъема автора и расцвета всех его
творческих сил. Полагают, что время создания романа
совпадает с моментом его увлечения авантюристкой
Ленки. Повествование ведется от первого лица, что
работает на автобиографичность романа. Сопоставляя
личность автора и главного героя, можно заметить
общие черты, такие как принятие духовного сана и отказ
от него впоследствии, богатая авантюрами жизнь,
наличие неверных возлюбленных, тяжелые душевные
переживания. Эта форма (повествование от 1 лица)
также позволяет наладить более тесный контакт с
читателем, принимая вид исповеди молодого человека о
своей любви.
Роман по своей сути новаторский, так как Прево
делает глубокий психологический анализ личности на
фоне обычных бытовых явлений, погружая героев в
типичные для XVIII века ситуации и обстоятельства. В
романе не дается описания реальности как таковой, и
постичь суть времени и нравов Франции мы можем
только через психологический анализ главных героев.
Перед нами схлестываются возвышенные чувства,
душа человека с пошлостью и низостью окружающего
мира. Они противостоят друг другу, создавая
напряженное поле борьбы за человеческую личность. Не
всегда понятно, что чем владеет — судьба героем или
герой судьбой.
Сюжет довольно типичный для XVIII века: молодой
человек благородного происхождения влюбляется в
девушку низшего сословия; атипичность же ситуации в
том, что любовь не носит фривольный легкомысленный
характер, автор показывает глубокое всепоглощающее
чувство, не нуждающееся в согласии с разумом.
Ломая принцип классицизма, Прево наделяет
благородными чувствами не высокопоставленных особ,
а людей попроще, которым, чтобы сохранить свою
любовь, нужно приложить максимум усилий.
Материальные проблемы, отсутствие единой морали в
обществе, слишком большое различие сословий 
оказываются препятствиями на пути главных героев,
отражая тем самым реальность XVIII века.
Поскольку роман «Манон Леско» — это
своеобразное выражение веры писателя в возможность
противостояния человека власти денег; автор наделяет
героев в равной мере положительными и
отрицательными качествами, проверяя их в различных
ситуациях. Таким образом, мы можем наблюдать на их
примере эволюцию человеческой души.
Если кавалер де Грие является более или менее
цельной личностью, которая совершенствуется жизнью,
то Манон — беспечная, легкомысленная, слегка
циничная в начале и совсем не похожая на
благоразумную, глубоко чувствующую женщину в конце
повествования. Ее образ —  яркий пример эволюции
человеческой души и победы чувств над
безнравственностью.
Когда главный герой знакомится со своей будущей
возлюбленной, перед читателем предстает девушка 16
лет, отмеченная первым очарованием юности,
внешность которой мало согласуется с ее действиями.
Она не смущается обращением к ней де Грие, недолго
думая, соглашается бежать с ним и, не дрогнув, говорит
своему провожатому, что молодой человек — ее брат.
Она держится спокойно и уверенно, не чувствует ни
страхов, ни укоров совести. Находясь с де Грие в
Париже, она хладнокровно изменяет ему. Нельзя
сказать, что она не любит де Грие, но в данный момент
для Манон важней хороший стол, красивая одежда,
безбедная жизнь. Любя главного героя, она все же в
первую очередь заботится о себе, скрашивая свои
отказы и просьбы страстными ласками. Предавая
своего возлюбленного, она плачет, но решения своего не
меняет: «…во взгляде ее, обращенном на меня, было
что-то необычное. Я не мог разобрать, была ли то
любовь или сострадание. Наконец слезы потекли из ее
прекрасных очей: лживые слезы!». Автор даже вводит
информацию о точном времени верности Манон — 11
дней.
В данной ситуации она — истинная
представительница своего времени. Все происходит по
обычной схеме «увидев ее в окне, он влюбился;…
объяснился он с ней, как и полагается откупщику, то есть
вторично указав ей в письме, что оплата будет
соразмерна с ее ласками. Она уступила для того, чтобы
вытянуть из него изрядную сумму». Подобные описания
мы можем увидеть у Кребийона: «Женщине было
достаточно сказать три раза, что она мила, и больше
ничего не требовалось»; у Шодерло де Лакло и т. д.
Затем мы встречаем Манон во время ее
посещения де Грие в семинарии. Это еще более
пленительное создание, «столь она была изящна, нежна и
привлекательна; сама любовь! Весь облик ее мне
показался волшебным». Она, раскаиваясь, пришла
просить прощения у возлюбленного за свою неверность,
заверяя его, что этого больше не повторится. Не совсем
понятно, почему она это делает. То ли ей надоел ее
богатый содержатель, то ли она действительно сильно
любила де Грие, не сознавая глубины своего чувства.
Наверное, следует обратиться к психологии и
характеру самой Манон. Ги де Мопассан писал о ней:
«Это полная противоречий, сложная изменчивая натура,
неискренняя, порочная, но привлекательная, способная
на неизъяснимые порывы и чувства, забавно
прямодушная и естественная…она отличается от
искусственных образов добродетели и порока, столь
упрощенно выводимых сентиментальными романистами,
которые воображают, что это характерные типы, не
понимая, какой многосторонней бывает человеческая
душа». Душа ее (Манон) не лишена чистоты и
искренности, но девушка вынуждена приспосабливаться
к обстоятельствам, чтобы выжить. Как всякая женщина,
она любит роскошь, удовольствия, ее пугает всякий
намек на ограничение себя в чем-либо. Она любит деньги
не ради денег, но всякий раз при их недостатке готова
идти на любые жертвы, чтобы получить эту гарантию
удовольствий. Заполучив деньги, она их тратит, не
задумываясь о завтрашнем дне. «Ни одна девица не
была так мало привязана к деньгам, как она; но она
теряла все свое спокойствие, едва возникало опасение,
что их может не хватать. Ее не занимало состояние
нашего кошелька. Лишь бы только провести день
приятно. Развлечения для нее были столь необходимы,
что без них нельзя было быть уверенным в ее
настроении».
Манон не чувствует угрызений совести, когда
добывает деньги будучи содержанкой, утверждая, что
телесные и душевные качества даны в удел бедным,
чтобы преодолевать несчастья и нищету. Они получают
деньги, служа развлечением для вельмож — дурачат их.
С какой стороны не посмотреть, глупость богачей и
вельмож — превосходный источник дохода для малых
сих.
Манон убегает от г-на Б., прихватив деньги и платья.
Она достаточно обеспечена и может себе позволить
быть с тем, кого любит. Однако пожар, в котором сгорели
все вещи молодых людей, вновь ставит под угрозу их
счастье.
Манон, не долго думая, вновь применяет доступный
ей способ добычи денег, соглашаясь на предложение
брата стать содержанкой г-на Г. Различие лишь в том,
что на сей раз она предупреждает де Грие о своих
действиях, думая, что таким образом удастся обеспечить
их благосостояние. Она не понимает, что тем самым
усугубляет душевные муки де Грие. И все же, видя
печаль возлюбленного, Манон частично отказывается от
своего плана, однако не может ограничить себя в
удовольствиях. Это-то и привело ее в исправительный
приют, послужив хорошим уроком.
После освобождения Манон радовалась больше не
свободе, а встрече с возлюбленным. Заверяя его в
своей верности и любви, она была действительно
искренна, но не выдержала последнего искушения. Это
наиболее напряженный момент, кульминация душевной
борьбы девушки, которую она проигрывает. Жажда
мести старику Г. и его сыну, возможность приятно
провести время в шикарном доме играют свою роковую
роль. По дороге в тюрьму Манон, понимая свою ошибку,
утешает де Грие, укоряя себя в их несчастьях.
Заверения Манон в любви имеют теперь большую цену,
чем раньше.
Перелом в душе героини происходит в тюрьме, он
приобретает законченную форму после решения де Грие
следовать за ней: «Я орошал слезами ее руки, и мы оба
находились в невыразимо печальном состоянии. Манон
говорила мало; казалось, стыд и горе исказили ее голос;
звук его стал слабым и дрожащим. Когда я стал ее
уверять, что я решил следовать за ней хоть на край
света, бедная девушка была охвачена таким порывом
нежности и скорби, что я испугался за ее жизнь. Все
движения души выразились в ее очах».
Дальнейшие действия и жесты Манон были
направлены на заботу о де Грие: «Между нами шло
соревнование взаимных услуг и любви». Сокровища ее
души, до сего момента находящиеся в пассивном
состоянии, расцвели, озаряя жизнь де Грие радостью и
счастьем. Манон больше не оплакивает свои горести, а
посвящает себя ему, стараясь искупить грехи.
Испытания заменили им опыт, приобретаемый годами
жизни.
В Америке героев ждет очередное испытание.
Предложение стать женой Синелле с отвращением
отвергается героиней, что подтверждает полную победу
новой благородной Манон над Манон порочной и
легкомысленной. Время, проведенное Манон и де Грие в
пустыне, — наивысшая точка развития их чувств, после
которой, скорее всего, последовал бы спад. Смерть
главной героини является по-своему логичным исходом.
Таким образом, роман «Манон Леско» раскрывает
взаимоотношения и характеры людей XVIII века. Автор
анализирует трагедию человека, оказавшегося перед
выбором. Возможны два решения: либо личность
опускается до обыденности, либо нравственная среда
должна быть изменена. В большинстве случаев человек
подавляется средой, и личность принимает законы,
диктуемые ей окружением. Трансформация духовного
мира главной героини доказывает, что это один из
случаев, когда личность, пройдя долгий и трудный путь,
поднимается над обыденностью, когда чувства
побеждают предрассудки и нравы эпохи.

Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 323 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]