Главная » Файлы » литература

Мцыри как романтический герой
03 Июня 10, 12:25
Мцыри как романтический герой
Одной из вершин художественного наследия М. Ю
Лермонтова является поэма "Мцыри" — плод
деятельной и напряженной творческой работы.
Еще в раннюю пору в воображении поэта возник
образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную,
протестующую речь перед своим "слушателем" —
старшим монахом.
В поэме "Исповедь" (1830 год, действие происходит
в Испании) герой, заключенный в темницу,
провозглашает право на любовь, которая выше
монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление
к изображению ситуаций, в которых с наибольшей
полнотой может раскрыться мужественный характер
героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета
его дарования к созданию поэмы "Мцыри" (1840 год),
повторяющей многие стихи из предшествующих стадий
работы над тем же образом.
Перед "Мцыри" была написана поэма "Беглец". В
ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и
предательство. Краткий сюжет: изменник долгу,
забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не
отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца
не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от
трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на
кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за
свободу отчизны.
В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею
мужества и протеста, заложенную в "Исповеди" и поэме
"Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью исключил
любовный мотив, игравший столь значительную роль в
"Исповеди" (любовь героя-монаха к монахине). Этот
мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с
грузинкой у горного потока. Герой, побеждая
непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается
от личного счастья во имя идеала свободы.
Патриотическая идея сочетается в поэме с темой
свободы, как и в творчестве поэтов- декабристов.
Лермонтов этих понятий не разделяет: в одну, но
"пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и
жажда воли.
Тюрьмой становится для Мцыри монастырь,
душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими —
стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он
— рабом и узником. Его желание узнать, "для воли иль
тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено
страстным порывом к свободе.
Короткие дни побега — это для него воля. Только
вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он
называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм
Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к
родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя
герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно
любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины.
Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией
воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не
раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы
в намеках.
О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает,
прежде всего, как о воинах; не случайно ему снятся
сражения, в которых он побеждает, недаром мечты
влекут его в "чудный мир тревог и битв". Он убежден, что
мог бы быть "в краю отцов не из последних удальцов".
Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но
всем строем своих чувств он — воин.
Суровой сдержанностью он отличался еще с
детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: "Ты помнишь,
в детские года слезы не знал я никогда". Волю слезам он
дает лишь во время побега, потому что никто их не видит.
Трагическое одиночество в монастыре закалило волю
Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в
грозовую ночь: то, что устрашало боязливых монахов,
наполняло его сердце чувством братства с грозой.
Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой
проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила,
потому что он знал; возврат в монастырь — это
продолжение прежних страданий. Трагический финал
свидетельствует о том, что приближение смерти не
ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого
патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют
его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность
променял" за несколько минут жизни среди близких (стихи,
вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, что
ему не удалось стать в ряды борцов: обстоятельства
оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с
судьбой".
Побежденный, Мцыри духовно не сломлен и
остается положительным героем нашей литературы, а
его мужественность, цельность, героизм являлись
укором раздробленным сердцам боязливых и
бездеятельных современников из дворянского
общества.
Кавказский пейзаж введен в поэму главным
образом как средство раскрытия образа героя.
Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь
родство с природой. Заключенный в монастырь, он
сравнивает себя с бледным типичным листком,
выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он
вместе с сонными цветами поднимает голову, когда
озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле
и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен,
загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с
камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи.
Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и
отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы
далеких гор и бледную полосу "меж темным небом и
землей", ему чудится, что его "прилежный взор" мог бы
следить через прозрачную синеву неба полет ангелов.
Характеру героя соответствует и стих поэмы.
Произведение Лермонтова продолжает традиции
передового романтизма. Мцыри, полный пламенных
страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою
"душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как герой
романтических поэм.
Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы,
когда создавался и реалистический роман "Герой нашего
времени", вносит такие черты в свое произведение,
которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое
героев "Исповеди" и "Боярина Орши" остается
совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных
условий, которые сформировали их характеры, то строки
о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают
глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма
исповеди, характерная для романтическим поэм, связана
со стремлением глубже раскрыть — "рассказать душу".
Такой психологизм произведения, детализация
переживаний героя естественны для поэта, который в то
же время создавал социально-психологический роман.
Выразительно сочетание обильных метафор
романтического характера в самой исповеди (образы
огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически
скупой речью вступления ("Однажды русский генерал...").
Романтическая поэма свидетельствовала о росте
реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
Поэт вошел в русскую литературу как продолжатель
традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем
как новое звено в цепи развития национальной культуры.
По словам Белинского, он внес в национальную
литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжато
поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик
в качестве первой характерной черты творческого
наследия поэта отмечал "самобытную живую мысль" в
его стихах. Белинский повторял: "Все дышит самобытною
и творческою мыслью".

Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 368 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]