Главная » Файлы » литература

Основные темы и идеи лирики А. Т. Твардовского
03 Июня 10, 12:29
Основные темы и идеи лирики А. Т.
Твардовского
А. Твардовский свой творческий путь начал в
середине 1920-х годов. В своем  раннем творчестве
поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное
строительство, а одну из своих ранних поэм назвал "Путь
к социализму". 
Его поэзия стала одной из ярких страниц истории
русской  литературы XX века. Сама судьба этого
человека и поэта глубоко символична. 
В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых
традиций:
"Вместо  этой дедовской плесени
Из угла будет Ленин глядеть".
Итогом раннего периода творчества стала поэма
"Страна Муравия". Ее герой, Никита  Моргунок,
мечтавший о счастье и свободном труде на своей земле, 
понял и осознал, что счастье может быть только в
колхозной жизни.  Читать эти стихи сегодня, когда
открылось столько жестокой правды о коллективизации,
об уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых
умных и  трудолюбивых хозяев, страшновато, особенно
учитывая, что и на всю семью Твардовского нежданно
обрушилась беда — они были раскулачены и сосланы на
север. О  нелегкой судьбе этой семьи, судьбе типичной,
постигшей многие такие  же семьи, можно узнать сегодня
из воспоминаний брата А. Т. Твардовского Ивана,
опубликованных несколько лет назад.
В  стихах же сына "кулака" эти трагические мотивы
не нашли отражения — он писал так, как в двадцатые и
тридцатые годы от него требовали и  ожидали, возможно,
искренне веря, что на этом пути народ найдет своё
счастье. 
Переломными для поэта стали годы Великой
Отечественной войны, которые он прошел фронтовым
корреспондентом. В военные годы его поэтический голос
приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без
которых невозможно  настоящее творчество. Стихи А.
Твардовского военных лет — это хроника  фронтовой
жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но
и из армейского, военного быта (например,
стихотворение "Армейский сапожник"); это лирические
взволнованные воспоминания о родной Смоленщине,
земле, ограбленной и оскорбленной врагами; это стихи,
близкие к народной песне, написанные на мотив
"Позарастали стежки-дорожки...".
В военные годы в его стихах звучит и философское
осмысление человеческой судьбы в дни всенародной
трагедии. Так, в  1943 году написано стихотворение "Две
строчки". Оно навеяно фактом  корреспондентской
биографии Твардовского: две строчки из записной 
книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел
он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую
войну с Финляндией, которая предшествовала Великой
Отечественной. И подвига он не совершил, и  война
незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная —
через нее-то и постигает художник подлинную трагедию
всякой войны, и возникает  пронзительное по силе
лиризма ощущение необратимости потери: 
"Мне жалко той судьбы далекой,  
Как будто мертвый, одинокий  
Как будто это я лежу..." 
Уже после войны, в 1945 – 46 годах, Твардовский
создает, может быть, самое сильное свое произведение
о войне — "Я убит подо Ржевом".
Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в
истории войны, они стали ее самой трагической
страницей. Все стихотворение — это страстный монолог
мертвого, его обращение к  живым. Обращение с того
света, обращение, на которое имеет право  лишь
мертвый — так судить о живых, так строго требовать от
них ответа. 
Стихотворение завораживает ритмом своих
анапестов, оно довольно  велико по объему, но
прочитывается на одном дыхании. Знаменательно, что в
нем несколько раз звучит обращение, восходящее к
глубоким пластам традиций: традиции древнерусского
воинства, традиции христианства.
В военные годы А. Твардовский пишет самую
знаменитую свою поэму "Василий Теркин". Его герой стал
символом русского солдата, его образ — предельно
обобщенный, собирательный, народный характер в
лучших его проявлениях. Но  Теркин — это не
абстрактный идеал, а  живой человек, веселый и лукавый
собеседник. В его образе соединились богатейшие
литературные и фольклорные традиции, современность,
автобиографические черты, роднящие его с автором 
(недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину,
который нынче  собираются поставить на смоленской
земле, совсем не случайно решено обозначить
портретное сходство героя и его создателя).
Теркин — это и боец, герой, совершающий
фантастические подвиги, описанные с присущей
фольклорному типу повествования гиперболичностью
(так, в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает
вражеский самолет), и человек необычайной стойкости (в
главе "Переправа" рассказано о  подвиге, в котором
Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что 
взвод на правом берегу), и умелец, мастер на все руки.
Написана поэма с той удивительной классической
простотой, которую сам автор  обозначил как творческую
задачу: 
"Пусть читатель вероятный  
Скажет с книжкою в руке: 
— Вот стихи, а все понятно,  
Все на русском языке". 
Стихи А. Твардовского 50 – 60-х годов — одна из 
самых прекрасных страниц русской поэзии XX века.
Достаточно сказать, что они выдерживают такое
нелегкое для поэта соседство, как  стихи А. Ахматовой,
Б. Пастернака, а это под силу далеко не каждому,  надо
быть очень большим художником, чтобы не потеряться
на таком  фоне. Нельзя хотя бы кратко не сказать о том,
что в эти годы поэт  становится центральной фигурой
всего прогрессивного, чем была богата  литературная
жизнь. Журнал "Новый мир", редактором которого
выступал А. Твардовский, так и вошел в историю
литературы как "Новый мир" Твардовского.
Лирический герой его поздней поэзии — это мудрый
человек, размышляющий о жизни, о времени, например,
в  стихотворении "Некогда мне над собой измываться...",
где главным спасением человека от беды становится
труд, творчество. Над традиционной темой о поэте и
поэзии раздумывает лирический герой А. Твардовского
поздних лет во многих стихотворениях, например, в 
произведении 1959 года "Жить бы мне соловьем-
одиночкой..."
Но главная, самая больная для поэта тема — это
тема исторической памяти. Погибшим на войне
посвящено стихотворение, которое смело можно
назвать  одной из вершин русской лирики XX века: 
"Я знаю, никакой моей вины  
В том, что другие не пришли с войны.  
В том, что они, кто старше, кто моложе —
Остались там и не о том же  речь,  
Что я их мог, но не сумел сберечь —  
Речь не о том, но все же, все же, все же..." 
За закрытым финалом стихотворения — целый мир
человеческих  переживаний, целая философия, которая
могла сформироваться только у людей, на чье
поколение выпало столько страшных и жестоких
испытаний. Каждый выживший воспринимал свое
возвращение с войны  как чудо или награду, может быть,
незаслуженную. Но особенно остро переживает поэт те
этапы истории,  которые перечеркнули жизнь его семьи,
его родителей. В этом и позднее покаяние, и осознание
личной вины, и высокое мужество художника. Этой теме
посвящены такие произведения А. Твардовского,  как
поэма "По праву памяти", цикл стихов "Памяти матери".
В этом цикле через судьбу матери человек передает
судьбу целого поколения. Вековой уклад жизни
оказывается разрушенным. Вместо привычного 
деревенского кладбища — неприютный погост в далеких
краях, вместо переезда через реку, символа свадьбы, —
"иные перевозы", когда людей с "земли родного края
вдаль спровадила пора". В поэме, написанной в  1966 –
69 годах и опубликованной впервые в нашей стране в
1987 году, поэт размышляет о судьбе своего отца, о
трагедии тех, кто с самого  рождения был отмечен как
"младенец вражеских кровей", "кулацкий  сынок". Эти
размышления обретают философское звучание, и вся
поэма звучит предостережением:
"Кто прячет прошлое ревниво,
Тот  вряд ли с будущим в ладу..." 
Поэзия А. Твардовского — это искусство в самом
высоком смысле слова.  Она еще ждет подлинного
прочтения и понимания.







Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 278 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]