Главная » Файлы » литература

Пространство в романе "Мы" Евгения Замятина
03 Июня 10, 12:32
Пространство в  романе "Мы"
Евгения Замятина
Мир романа "Мы" Евгения Замятина, русского
писателя, стоявшего у истоков сатирической антиутопии
XX века, суров и сумрачен. Это мир "нумеров", а не
личностей, досконально во всем расчисленный огромный
механизм Единого Государства с идеально притертыми
"винтиками". Расчислено действительно все. Не только
рабочие часы — все стороны жизни "нумеров" охвачены
Государством, посекундно расписаны в Часовой
Скрижали. Даже искусство подчинено в этом истинно
казарменном будущем узкопрактическим целям. "Просто
смешно: всякий писал — о чем ему вздумается... Теперь
поэзия — уже не беспардонный соловьиный свист:
поэзия — государственная служба, поэзия —
полезность". И вот Институт Государственных Поэтов и
Писателей создает "Ежедневные оды Благодетелю",
бессмертную трагедию "Опоздавший на работу",
настольную книгу "Стансов о половой гигиене"...
Остается только поражаться горькой прозорливости
писателя, уже тогда, в 1920-м, понявшего, как далеко
может завести наше общество набиравшая повсюду силу
казарменность, объявленная чуть ли не высшей формой
коллективизма. "Красиво только разумное и полезное:
машины, сапоги, формулы, пища и проч." — и, оберегая
свою машинную стерильность, Единое Государство
отгораживается Зеленой Стеной от мира дикого и
неупорядоченного — "неразумного, безобразного мира
деревьев, птиц, животных". Этот рационализированный
"рай" жестко оберегаем от любых, самых мелких
потрясений: "Для того чтобы выкинуть вон погнувшийся
болт, у нас есть искусная, тяжелая рука Благодетеля...
есть опытный глаз Хранителей..." И есть, добавим,
чудовищная логика подавления, свойственная любому
тоталитарному режиму: "Настоящий врач начинает
лечить еще здорового человека, такого, какой заболеет
еще только завтра, послезавтра, через неделю.
Профилактика, да!.." Герою-рассказчику, математику Д-
503, выпадает невозможное, абсолютно, казалось бы,
немыслимое в этом мире (где "всякий из нумеров имеет
право — как на сексуальный продукт — на любой
нумер...") счастье истинной любви. Укрывшись в своей
прозрачной стеклянной клетке, Д-503 пытается вернуть
своим мыслям прежний стройный порядок. Но тщетно —
уже не выздороветь ему, "болезнь" его неизлечима.
"Плохо ваше дело! — говорит герою знакомый врач. —
 По-видимому, у вас образовалась душа..." И в
довершение всего наш математик узнает, что его
возлюбленная 1-330 участвует в подготовке восстания.
Показательный диалог происходит между ними — диалог,
в который стоит вслушаться повнимательнее: он многое
открывает нам в позиции автора. — Это немыслимо! Это
нелепо! Неужели тебе не ясно: то, что вы затеваете, —
это революция? — Да, революция! Почему же это
нелепо? — Нелепо — потому что революции не может
быть. Потому что наша... наша революция была
последней. И больше никаких революций не может быть.
Это известно всякому... — А какую же ты хочешь
последнюю революцию? Последней — нет, революции —
 бесконечны..." Поистине они били тогда не в бровь, а в
глаз, эти "зашифрованные в фантастику" слова,
звучавшие неслыханным кощунством для тех, кто был
убежден, что октябрь 1917 года окончательно и
бесповоротно определил судьбу России. Финал романа
трагичен. Восстание подавлено, в чем косвенно виноват
и Д-503: его дневник, откровенные записи в нем,
естественно, не ускользнули от недреманного ока
Хранителей. Сам Д-503 подвергнут операции, в
результате которой в его мозгу нейтрализован центр,
ведающий фантазией. И вот уже возвращается к нему
готовность испытывать сладостное ощущение "победы
всех над одним, суммы — над единицей"... Но и
неудавшееся восстание — факт, заставляющий читателя
крепко усомниться в казарменной долговечности
Единого Государства.









Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 265 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]