Главная » Файлы » литература

"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
06 Мая 10, 23:12
"Герой нашего времени" М. Ю.
Лермонтова
"Герой нашего времени" — первый в русской прозе
лирико-психологический роман. Лирический потому, что у
автора и героя "одна душа, одни и те же муки".
Психологический потому, что идейным и сюжетным
центром являются не события, а личность человека, его
духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство
романа заключено именно в образе "героя времени".
Через сложность и противоречивость Печорина
Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца
все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное,
которое глубже слов и идей.
Одной из особенностей композиции является
последовательное раскрытие тайны. Лермонтов ведет
читателя от поступков Печорина (в первых трех
повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от
загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной
являются не поступки Печорина, а его внутренний мир,
психология.
Автор использует принцип хронологической
инверсии (отказ от последовательного изображения).
Такая композиция в точности соответствует
"разочарованной", противоречивой личности человека.
В первых трех повестях ("Бэла", "Максим
Максимыч", "Тамань") представлены лишь поступки
героя. Лермонтов демонстрирует примеры печоринского
равнодушия, жестокости к окружающим его людям,
которые показаны либо как жертвы его страстей (Бэла),
либо как жертвы его холодного расчета (бедные
контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что
психологическим нервом Печорина является власть и
эгоизм: "Какое дело мне, странствующему офицеру, до
радостей и бедствий человеческих?" Но не все так
просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами
одновременно совестливый, ранимый и глубоко
страдающий человек. В "Княжне Мери" есть рефлексия
Печорина. Он понимает скрытый механизм своей
психологии: "Во мне два человека: один живет в полном
смысле этого слова, другой мыслит и судит его". А позже
Григорий Александрович открыто формулирует свое
жизненное кредо: "Я смотрю на страдания и радости
других только в отношении к себе, как на пищу,
поддерживающую мои духовные силы..." Далее Печорин
развивает целую теорию счастья: "Быть для кого-нибудь
причиной страданий и радости, не имея на то никакого
положительного права, — не самая ли это сладкая пища
нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная
гордость". Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем
состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он
постоянно и неутомимо пытается насытить свою
гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него —
утомление и скука... Почему же судьба героя так
трагична?
Ответом на этот вопрос является последняя
повесть "Фаталист". Здесь решаются уже проблемы не
столько психологические, сколько философские и
нравственные.
Повесть начинается с философского спора
Печорина с Вуличем о предопределении человеческой
жизни. Вулич — сторонник фатализма. Печорин же
задается вопросом: "Если точно есть предопределения,
то зачем же нам дана воля, рассудок?" Этот спор
проверяется тремя примерами, тремя смертельными
схватками с судьбой. Во-первых, попытка Вулича убить
себя выстрелом в висок, окончившаяся неудачей; во-
вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным
казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на
казака-убийцу. Не отрицая саму идею фатализма,
Лермонтов приходит к мысли о том, что нельзя
смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом
философской темы автор избавил роман от мрачного
финала. Печорин, о смерти которого неожиданно
сообщается в середине повествования, в этой
последней повести не только спасается от, казалось бы,
верной гибели, но и впервые совершает поступок,
приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в
финале романа звучат поздравления с победой над
смертью: "…офицеры меня поздравляли — и точно было
с чем".
Герой относится к фатализму предков двойственно:
с одной стороны, он иронизирует по поводу их наивной
веры в светила небесные, с другой стороны —
откровенно завидует их вере, так как понимает, что
любая вера — благо. Отвергая прежнюю наивную веру,
он сознает, что в его время нечем заменить утраченные
идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается
не только в необходимости добра вообще; для него не
только не существует святынь, он смеётся "над всем на
свете"... А безверие порождает либо бездействие, либо
пустую деятельность, которые являются пыткой для
умного и энергичного человека. Показывая мужество
своего героя, Лермонтов одновременно утвердил
необходимость борьбы за свободу личности. Григорий
Александрович очень дорожит своей свободой: "Я готов
на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою
жизнь на карту, но свободы своей не продам". Но такая
свобода без гуманистических идеалов связанна с тем,
что Печорин постоянно пытается подавить голос своего
сердца: "Я давно уже живу не сердцем, а головой".
Однако Печорин не самодовольный циник.
Выполняя "роль палача или топора в руках судьбы", он
сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь
роман — это гимн мужественной, свободной от
предрассудков личности и одновременно реквием
одаренному, даже гениальному человеку, который не
смог "угадать своего высокого назначения".



Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 308 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]