Главная » Файлы » литература

В чем протест Катерины в драме «Гроза» Островского
09 Мая 10, 23:09
В чем протест Катерины в драме
«Гроза» Островского
Александра Николаевича Островского, автора
многочисленных пьес о купечестве, создателя
репертуара для русского национального театра по праву
считают "певцом купеческого быта". И сидит он,
изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в
Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о темном,
смешном и страшном мире своих многочисленных
героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и
Кабаних. Изображение мира московского и
провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова
названного "темным царством", стало главной темой
творчества Островского.
Не исключение и драма "Гроза", вышедшая из
печати в 1860 году. Сюжет пьесы прост и типичен для той
среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина
Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже,
полюбила другого человека. Мучимая угрызениями
совести и не желая принять мораль "темного царства"
("Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было"),
она признается в своем поступке всенародно в церкви.
После этого признания жизнь ее становится настолько
невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
Образ Катерины является самым ярким образом в
пьесе Островского "Гроза". Добролюбов, подробно
анализируя образ Катерины, назвал ее "лучом света в
темном царстве". Хорошо и беспечно протекала жизнь
Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала
себя "на воле". Жила Катерина легко, беззаботно,
радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто
гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом
Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: "Я
жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.
Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как
куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и
делаю".
Катерина отличается от всех представителей
"темного царства" глубиною своих чувств, честностью,
правдивостью, смелостью, решительностью.
Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все
прекрасные черты русского характера. Это чистая,
искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не
умеет обманывать. "Обманывать-то я не умею; скрыть-
то ничего не могу", — говорит она Варваре, которая
утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта
же Варвара называет нашу героиню какой-то "мудреной",
"чудной".
Катерина сильная, решительная, волевая натура.
Она с детства была способна на смелые поступки.
Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая свою
горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась
горячая!". Катерина очень любила природу, ее красоту,
русские песни. Поэтому речь ее — эмоциональная,
восторженная, музыкальная, напевная — проникнута
высокой поэзией и иногда напоминает нам народную
песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня
приняла все вековые традиции своей семьи: покорность
старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина,
которая нигде не училась, любила слушать рассказы
странниц и богомолок и воспринимала все их
религиозные предрассудки, отравившие ее молодую
жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к
Борису как страшный грех, от которого она пытается и не
может уйти. Попав в новую семью, где все находится под
властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной
Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к
себе. Мечтательная, честная, искренняя,
доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело
воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая
постоянно оскорбляет человеческое достоинство
Катерины, становится для молодой женщины
невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой
протест против "темного царства", которое не дало ей
счастья, свободы и независимости. Этот процесс
развивается... Катерина кончает жизнь самоубийством.
Тем самым она доказала свою правоту, нравственную
победу над "темным царством".
Добролюбов в своей статье, давая оценку образу
Катерины, писал: "Вот истинная сила характера, на
которую во всяком случае можно положиться! Вот
высота, до которой доходит наша народная жизнь в
своем развитии!". То, что поступок Катерины был типичен
для своего времени, подтверждает и тот факт, что в
Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов
Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие
главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них
можно было увидеть сходство с Клыковыми.

Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 401 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]