Главная » Файлы » литература

Вопрос о жанре “Божественной комедии” Данте
07 Июня 10, 09:45
Вопрос о жанре "Божественной
комедии” Данте
Одним из самых ярких и значительных произведений
итальянской литературы является "Божественная
комедия” Данте.
Исследователи видят в этом произведении
средневековые и ренессансные черты, поэтому им
тяжело определить, к какой же эпохе относится эта
поэма. В средневековой Европе огромную роль играла
католическая церковь, которая отрицала
индивидуальность, объясняя это тем, что перед Богом
все равны.
В Возрождении возникает антропоцентризм, в
котором человек становится мерилом всех вещей.
Может быть, секрет Данте в том, что он родился в
период позднего средневековья, когда
распространяются ренессансные мотивы. Желание
отречься от всего ради Бога, но в то же время —
желание творить, возвысить себя, оставить след в
истории, желание, чтобы о тебе помнили потомки.
Существует вопрос о принадлежности
"Божественной комедии” к тому или иному жанру
литературы, о принадлежности к эпохе. Мнения по этому
поводу у многих исследователей значительно разнятся,
часто возникают споры. Несмотря на все разногласия,
культ Данте и его "Комедии” был характерен для всех
поколений ренессансной интеллигенции, существует он и
сейчас.
Существует распространенное мнение, что Данте —
"народный” поэт, но именно то, что "Божественная
комедия” написана на итальянском языке, вызывало
сожаление у многих филологов, особенно эпохи
Возрождения. Так, Боккаччо — первый исследователь
Данте — дает ему оправдание: он стал близок к народу,
стал доступен широкому кругу читателей. Но Баткин Л. М.
видит нечто иное в этом: "Данте был образован, и
особенно в поэзии, и желал славы, как и вообще мы все.
Но "государи”, "сеньоры” и "высокопоставленные люди”,
которые могли бы отличить и вознаградить поэта, не
знали латинского. И поэтому Данте писал по-итальянски”.
Также филологи спорят о том, к какой эпохе отнести
Данте — Возрождению или средневековью? Конечно, он
принадлежит обеим эпохам, но какой в большей степени?
Выделение ренессансных сторон творчества
Данте стало обычным. Подход к Данте как к поэту
Возрождения не нов. Он получил образование в объеме
средневековой школы, также внимательно изучал
Вергилия. В "Божественной комедии” Данте отходит от
средневековых норм божественного правосудия,
сочувствует осужденным.
Данте видел первопричину грехов в гордости, он
ненавидел спесь верхушки общества — это
аллегорический образ льва. Хотя в конце века
средневековья существовал более страшный порок —
стяжательство.
Не отвергни Данте средневековый подход к
гордости, он, как заранее обреченный грешник, не мог бы
взять на себя миссию судьи над современным ему
обществом, то есть не могло бы быть самой
"Божественной комедии”.
Когда Данте работал над "Божественной комедией”,
его мировоззрение расширилось в сторону ренессансной
культуры, например, вознесение в рай язычника троянца
Рифея:
Кто бы поверил, дольной тьмой объятый,
Что здесь священных светов торжество
Рифей- троянец разделил как пятый?
Данте всегда знали как создателя "Комедии”, но все
забывали о "Новой жизни”, которая была написана 1295
году, однако опубликованная полностью лишь в 1576.
По мнению многих исследователей, по глубине и
противоречивости переживаний, Данте мог бы
соперничать с Петраркой.
"Сладостным новым стилем” назвал Данте то
направление в итальянской поэзии, куда он вошел.
Истоки этого стиля лежат у провансальских трубадуров и
их итальянских подражателей XIII века. В реальное
существование Беатриче долгое время никто не верил, и
характерной чертой этого направления была
ангелизация прекрасной дамы.
Во времена Данте большое распространение
получила идея Бернарда Клевроского (1091 – 1153) о
восполнении пустоты в рае, которая образовалась при
падении Люцифера, праведниками (блаженными душами)
.
"Канонизация” прекрасных дам была произведена
светскими людьми, без благословения церкви. В этом
проявился дух той эпохи, которую можно назвать
"предренессанской”. Эту идею Данте развивает в
"Комедии”, он стал судьей светских и духовных владык.
Между "сладостным новым стилем” и
философскими идеями существовала прямая связь, они
обращались к мыслителям различных направлений,
принадлежащих к разным эпохам (Фома Аквинский,
Аверроэс).
По представлениям Данте, Амур — болезнь, но
понятие любви у него со временем трансформируется.
По теории, господствовавшей в то время, есть
несколько степеней любви: божественная, ангельская,
духовная, душевная и физическая. Она была сведена к
следующим основным категориям: низшая, земная
"интеллектуальная” и небесная. Данте проходит все три
ступени, но стремление к высшей, небесной любви было
с самого начала.
Гвидо Кавальканти, друг Данте, писал: "Первая
стрела приносит наслаждение и разочарование, вторая
же стремится к великой радости, которую должна
принести третья”. Данте всегда был готов отказаться от
земной любви, может, и поэтому Беатриче у Данте
кажется нереальной. "Новая жизнь” — это первая в
истории западноевропейской литературы
автобиографическая повесть, раскрывшая читателю
сокровенные чувства автора.
Вопрос жанровой особенности "Божественной
комедии” не нов, но при всем обилии литературы до сих
пор не раскрыт. И актуальность работы состоит в том,
чтобы обобщить многочисленные мнения и попытаться
дать определение жанру "Божественной комедии”.
Целью нашего исследования является раскрытие
проблематики жанровой принадлежности "Комедии” в
научной литературе. В связи с этой целью ставится ряд
конкретных задач:
· поиск литературных истоков произведения;
· поиск разнообразных мнений по этому вопросу.
В связи с проблемой возник вопрос об определении
жанра.
Жанр — исторически складывающийся тип
литературного произведения; в жанре обобщаются
черты, свойственные более или менее обширной группе
произведений какой-либо эпохи, данной науки или
мировой литературы вообще.
В первой главе мы используем понятие "эпос”. В
широком смысле слова это один из трех родов
литературы, наряду с лирикой и драмой, то есть
повествовательный род, включающий в качестве
жанровых разновидностей сказку, новеллу, повесть,
героический эпос. Эпос в узком смысле — это именно
героический эпос, устный и книжный. Он дошел до нас в
виде обширных эпопей, отчасти сгруппированных в
определенные циклы, в стихотворно-песенной,
смешанной и прозаической формах.
К героическим характерам эпоса не применима ни
индивидуалистическая интерпретация их как
изолированных от общества искателей подвигов, ни
наивное представление о них как о дисциплинированных
"солдатах”, подчиняющих свою волю исключительно
целям коллектива.
Литературные истоки "Комедии”
Большинство ученых пишет о сплаве христианского
(средневекового) и античного пластов. Из сплава,
получаемого из них, Данте создал свою собственную
меру, "своеобразный камертон”, на который он
настраивается в своем повествовании. Надеждин Н. П.
находил тесную связь с античной поэзией. По его мнению,
об этом свидетельствует обилие мифологических
образов и зримые предметно-чувственные детали, но в
то же самое время он отмечал "непроницаемый мрак
аллегорического мистицизма” (звери в Аду,
аллегорические фигуры в Чистилище).
Интересен вопрос об избрании провожатым
Вергилия в первых двух частях путешествия, главная
причина этого, как почти все признают, — это
воспоминание о VI песне "Энеиды”, здесь присутствует
свидетельство тайного знания. Но Вергилий не был
первым: путешествие Одиссея в Страну Теней,
схождения Орфея в Ад — все это имеет тесную связь с
мистериями античности. Смерть и нисхождение в Ад,
воскресение на Небеса есть дополняющие друг друга
действия, первое — необходимая подготовка ко
второму. Очень интересно исследование Рене Генона, в
котором говорится об исламских корнях нисхождения в
Ад: "… в исламе мы встречаем эпизод "ночного
путешествия” Мухаммеда, также включающий
нисхождение в инфернальные места, а затем
восхождение в различные раи или небесные сферы;
определенные черты этого "ночного путешествия”
представляют с поэмой Данте до такой степени
поразительное сходство, что некоторые исследователи
хотели в нем видеть один из принципиальных источников
вдохновения поэта… Такие совпадения вплоть до
точных деталей не могли быть случайными, и мы имеем
основание предположить, что Данте действительно был
вдохновлен в значительной мере повествованием
Мухаммеда”.
Мы уже упоминали о том, что "Комедия” выросла из
клерикальной литературы, провансальской и куртуазной
культуры, "сладостного нового стиля”. Любовь,
пронизывающая миросозерцание зрелого поэта,
родилась из юношеской "болезненной” любви к Беатриче,
чистота и одухотворенность достигла полного раскрытия
в любви к Богу в третьей части "священной поэмы”.
Беатриче из дамы сердца трансформируется в святую
женщину и, по мнению Гревса Н. М., "в символ Софии
Премудрости Божией, соединяющей творение с
Творцом”. Отношение поэта и возлюбленной, писал,
например, А. М. Эфрос "принимает вид религиозного
культа: у Данте как бы существует собственная "святая
троица” — Христос, Богоматерь и Беатриче, причем
последняя является его связью с первыми, все идет
через нее и от нее”.
Данте полагал, что его "Комедия” — изволение
самого апостола Петра:
И ты, мой сын, сойдя к земной судьбе
Под смертным грузом, смелыми устами
Скажи о том, что я сказал тебе!
Но возможно это истина будет принята за ложь:
Мы истину, похожую на ложь,
Должны хранить сомкнутыми устами,
Иначе срам безвинно наживешь.
Мы видим, что корни поэмы уходят в глубь веков,
они разнообразны и на первый взгляд не совместимы
(наличие языческих и католических мотивов), но при этом
они все оказали сильное влияние, благодаря им
"Комедия” стала "божественной”.
Жанровая особенность "Божественной комедии” в
освещении исследователей
Вопрос о жанровой принадлежности "Комедии” —
один из самых сложных и наиболее дискуссионных,
большинство исследователей придерживаются
нескольких направлений, но мы не встретили ни одного
ученого, который был бы предельно точен и
последователен в решении данного вопроса.
Данте в письме к Кан Гранде делла Скала заявлял:
"Смысл этого произведения не прост, более того — оно
может быть названо многосмысленным, то есть
имеющим много смыслов”. Нам кажется, это можно
отнести и к жанру произведения.
Одно из самых распространенных мнений, что
"Комедия” — это эпос, да и сравнение с Гомером стало
обычным. "Гомер был первым, Данте — вторым
эпическим поэтом, творение которого представляет
ясную и понятную связь с познаниями, чувствами и
религией того века, когда он жил, и с веками
последующими”, — пишет Шелли. Иногда Вергилия с
"Энеидой” связывают с "Комедией” Алигьери, пишут о
том, что первые два столетия произведение называлась
"Дантеидой”, но большинство ученых обходят Вергилия
стороной, он учитель и наставник Данте, однако можно
смело сказать, что ученик превзошел учителя. Виктор
Гюго называет Гомера и Данте "двумя состязающимися
гениями”. Ад Гомера и Данте продуманней, чем у
Вергилия, где вместо царства мертвых — простой дом с
разными потаенными ходами, и, по мнению А. А.
Катенина, "в рассказе <это> очень холодно и почти
смешно”. Данте точно и четко определил место своего
Ада, во внутренности земного шара занимает он
огромный конус, вниз обращенный и сходящийся в точку в
самой сердцевине земли. Надо сказать несколько слов о
языке "Комедии”, характерной чертой которого являются
номинативные конструкции, речь героев приобретает
эпически торжественное звучание, произведение
написано силлабическим одиннадцатисложником, о
котором Данте говорил, что он самый длинный и
наиболее величавый в итальянском стихосложении, он не
воспроизводится средствами русского языка. На каждую
тезу в этом размышлении приходится антитеза.
Герои в эпосе статичны, они не изменяются во
время повествования. Обычно они наделены одной
яркой чертой: Ахиллес сильный, Одиссей хитрый. Но у
Данте все иначе. Его яркие образы не лишены рассудка
и индивидуальности, нам дается психологическая
характеристика людей, причем она обычно очень
маленькая по объему, но очень насыщенная по
содержанию.
Рассмотрим эпизод встречи с вором Ванни Фуччи:
Жить по-скотски, а по-людски не мог,
Да мулом был и впрямь; я — Ванни Фуччи,
Зверь из Пистойи, лучшей из берлог.
По окончанье речи, вскинув руки
И выпятив два кукиша, злодей
Воскликнул так: На, Боже, обе штуки!
Фуччи так и остался богохульником, он еще более
озлобился, но ему нельзя отказать в смелости и силе.
В научной литературе уже решен вопрос о
справедливости названия "Комедии” комедией. Она
правомерно названа так, потому что ее конец радостен,
а во времена средневековья комедией считалось
произведение, которое имеет радостный конец, а
трагедией — грустный.
С точки зрения современного литературоведения,
ее вряд ли можно назвать даже трагикомедией: в
комедии подразумевается смех, веселье, а шедевр
Данте должен вызывать другие эмоции.
С точки зрения жанра "Божественная комедия” —
это "видение”. Но "видение” (жанр, развивающийся на
протяжении всего средневековья) отличается большой
емкостью, кроме религиозных видений, были видения-
памфлеты, видения-аллегории, видения сказочного,
приключенческого типа и видения описательные.
У Майкова — русского поэта — жанр видений
ассоциировался с "Комедией”, она во многом
освобождала сознание от логики. Данте впитал лучшее из
средневековья, а жанр видений был обширен и
ограничен одновременно, не предусматривал
внутреннего движения. Для изображения внутренних
движений существовал эпос. Гений Данте никогда не мог
уместиться в жесткие жанровые рамки.
Алигьери рассматривался западными и русскими
романтиками как предтеча, поэма Данте — огромная
метафора: ад не только место, но и состояние душевных
мук.
Н. П. Надеждин говорил, что в поэме
"представляется полный и цельный отпечаток всего
романтического мира. В ней творческий гений
разоблачил человеческую природу от телесного покрова.
Это действительная биография человеческого духа…”
С. П. Шевырев определял жанр "Божественной
комедии” как лиро-символическую поэму и подчеркивал,
что это свой собственный тип поэмы, сочетание поэзии и
религии. Сочетание религии и поэзии очень важно для
романтиков, для них художник — это мифотворец. Данте
— творец "вечных мифов”.
"Комедия” не отдельное произведение одной
своеобразной эпохи, одной особой ступени культуры, это
нечто более значительное, что обусловливает ее
интернациональность, универсальность.
Вера, надежда и любовь — это три столпа
дантевского мира, он всегда сохраняет веру в
возможности человека. Данте не всегда приносил земное
в жертву ради небесного.
Скажи, мир жил бы скудно,
Не будь согражданином человек?
Да, — молвил я, — что доказать нетрудно.
Мы видим, что художественный мир "Комедии” —
это результат сложной взаимосвязи религиозных,
этических и исторических понятий.
Заключение
Итак, мы можем сделать вывод, что вопрос о
жаровой принадлежности "Божественной комедии” очень
сложен. Каждое новое мнение является еще одной
ступенью в той лестнице, которая в будущем приведет
нас к пониманию этой проблемы.
Более цельно охарактеризовал "Божественную
комедию” Надеждин Н. П.: "Дантовское творение было и
осталось единственным: ему принадлежит собственная
форма, которой не может дать никакого названия
эстетическая технология”.
"Божественная комедия” предстает перед нами
величественным готическим собором, она вобрала в
себя все лучшее эпохи, предшествующей жизни автора,
новшества его времени, оно же опередило развитие
литературного процесса на много веков вперед.
Дом Бога никогда не ограничен рамками
человеческой фантазии. Откровение, ниспосланное
свыше, здесь играет немаловажную роль.
"Божественная комедия” не скована канонами,
средневековый тип превращается в личность, а Данте
открывает поэзию человеческих страстей и характеров.
Гомеровский Одиссей, и вергилиевский Эней
являются прототипами главного героя. Они
одновременно являются главными персонажами. И даже
шекспировский Гамлет за свою короткую жизнь проходит
все круги Ада, встречая на своем пути и ложь, и
гордость, и братоубийство, и жалкую человеческую
сущность. Последняя часть "Комедии” оставляет нам
надежду на приобретение райских благ, если не в земной
сущности, то в Раю.
Не нужно приравнивать произведение Данте к
универсальному путеводителю для желающих быть
причисленных к лику святых, но, возможно, одной из
задач автор ставил стремление показать человечеству,
насколько глубоко оно погрязло в болоте грехов.
Библиографический список
1. Акелькина Е. А. Данте и Достоевский// Проблемы
метода и жанра. Томск, 1983.
2. Асоян А. А. Данте и русская литература.
Свердловск, 1989.
3. Генон Р. Эзотеризм Данте// Философские науки.
№8, 1991.
4. Данте и всемирная литература. М., 1967.
5. Краткая Литературная Энциклопедия №2, 8. М.,
1964, 1975.
6. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1967.
7. Сахаров В. И. Данте и Улисс// Литературная
учеба. №6, 1978.
8.  Филиппова А. Данте Алигьере// Среднее спец.
образование. №4, 1990.
9.  Якушкина Т. В. Восприятие Данте и Петрарки в
итальянской литературе XVI в.// Вестник ЛГУ. сер. 2,
1990, вып. 3.




























Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 406 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]