Главная » Файлы » литература

Высший свет в изображении Л. Н. Толстого
09 Мая 10, 23:25
Высший свет в изображении Л. Н.
Толстого
В романе "Война и мир" Толстой "со строгостью
судьи и гражданина" вершит нравственный суд над
высшим светом и бюрократической верхушкой
самодержавной России.
Ценность человека, по мнению Толстого,
определяется тремя понятиями: простота, доброта и
правда. Нравственность, как считает писатель, — это
умение почувствовать свое "я" как часть
общечеловеческого "мы". Любимые герои Толстого
просты и естественны, добры и сердечны, честны перед
людьми и своею совестью.
Иные отношения Толстого к высшему свету,
"завистливому и душному для сердца вольного и
пламенных страстей" (Лермонтов).
С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в
петербургские гостиные большого света и знакомимся со
"сливками" этого общества: вельможами, сановниками,
дипломатами, фрейлинами. Толстой развенчивает
утонченные манеры этих людей, и перед читателем
предстает их духовное убожество, нравственная низость.
В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты,
ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в
салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство,
искренний порыв или злободневная острота, гаснет в
бездушной обстановке. Вот почему естественность и
открытость в поведении Пьера так напугали Шерер.
Здесь привыкли к "приличьем стянутым маскам", к
маскараду.
Князь Василий говорит лениво, как актер слова
старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным
энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в
игрушечной лавке.
Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с
прядильной мастерской, в которой "веретена с разных
сторон равномерно и не умолкая шумели". Но в этих
мастерских решаются важные дела, плетутся
государственные интриги, решаются личные проблемы,
строятся корыстные планы: подыскиваются места для
неустроенных сынков, вроде идиота Ипполита Курагина,
намечаются выгодные партии для женитьбы или
замужества.
В этом свете, как рисует Толстой, "кипит вечная
бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные".
Вспомним искаженные лица "скорбной" Друбецкой и
"благостного" князя Василия, когда они вдвоем
вцепились в портфель с завещанием у постели
умирающего графа Безухова.
А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это
целая "военная операция", тщательно продуманная
Шерер и князем Василием. Так и не дождавшись
объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий
врывается в комнату с иконой в руках и благословляет
молодых — мышеловка захлопнулась. Начинается осада
Марии Болконской, богатой невесты для шалопая
Анатолия, и только случай помешал успешно завершить
эту операцию.
О какой любви может идти речь, когда браки
совершаются по откровенному расчету?
С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой
"объяснение в любви" Бориса Друбецкого и Жюли
Курагиной. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий
красавец, не любит ее, но требует за свое богатство
объяснения в любви по всей форме. А Борис, произнося
нужные слова, думает, что всегда можно устроить так,
что он жену будет видеть редко.
Все приемы хороши, чтобы добиться "славы, денег
и чинов". Можно вступить в масонскую ложу, делая вид,
что тебе близки идеи любви, равенства, братства. А на
самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в это
общество с одной целью завести выгодные знакомства.
А Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел,
что этих людей интересовали не вопросы истины, блага
человечества, а мундиры и кресты, которых они
добивались в жизни.
Ложь и фальшь в отношениях между людьми
особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он
рассказывает о князе Василии, когда тот просто
обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и
оставив у себя несколько тысяч оброка. И все это под
маской добра и заботы о юноше, которого он не может
бросить на произвол судьбы.
Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая
графиней Безуховой. Открыто изменяет мужу, цинично
заявляет Пьеру, что не желает иметь от него детей.
Даже красота и молодость у людей высшего света
принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не
согрета душой.
Лгут, играя в патриотизм, Жюли Курагина и ей
подобные. Их патриотизм проявился в отказе от
французской кухни и французского театра.
Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь
Василий восхищается, говоря с гордостью пророка: "Что
я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один
способен победить Наполеона". А когда до придворных
дошло известие об оставлении Москвы французам, то
князь Василий говорил, что нельзя было ожидать ничего
другого от слепого развратного старика. Толстому
особенно ненавистна императорская "игра в войну", для
Александра I действительное поле сражения и парад на
Царицынском Лугу — это одно и то же (вспомним его
спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением). В
военной среде, которую Толстой знал хорошо,
процветает карьеризм, служба "лицам, а не делу", боязнь
личной ответственности за принятое решение. Вот
почему так невзлюбили многие офицеры честного и
принципиального Андрея Болконского.
Даже накануне Бородинского сражения офицеры
штаба были обеспокоены не столько его будущим
результатом, сколько заботами о своих будущих
наградах. Они внимательно следили за флюгером
царской милости.
С суровой беспощадностью Толстой "срывал все и
всяческие маски" с представителей высшего света,
обличая антинародную сущность их идеологии людского
разъединения, эгоизма, тщеславия и презрения к людям.



















Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 317 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]