Главная » Файлы » литература

Женские характеры в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
09 Мая 10, 23:43
Женские характеры в романе Л. Н.
Толстого «Война и мир»
Введение
В своем романе «Война и мир» Л. Н. Толстой не
затрагивает ни глобальных вопросов, ни философских
или социальных направлений его времени. Он
показывает нам русское общество в начале прошлого
столетия. Наша задача — рассмотреть образы,
созданные автором, и дать характеристики некоторым
лицам, а именно женским характерам, которые
встречаются на страницах романа.
Героини множества написанных романов обладают
самыми разнообразными характерами со
всевозможными оттенками. Это и дети, наивные и
очаровательные, не знающие жизнь, но, несомненно,
украшающие ее. Это и практичные женщины, знающие
цену материальных благ и умеющие достигнуть их. Это и
готовые игрушки для первого встречного, кто скажет им
слово любви, кроткие, нежные создания. Это кокетки,
играющие чужой любовью, и страдалицы, безропотно
угасающие под гнетом, и сильные натуры. Но все же
русской женщине отведена очень скромная роль.
Авторов интересует ее обаяние, молодость, красота, ее
любовь к герою. Она постоянно теряется за ним; когда
оканчивается любовь, оканчивается и роль женщины, и
автору не остается ничего другого, как свести ее со
сцены. Она может быть не героиней, а второстепенной
личностью: сестрой, матерью, дочерью. Интерес,
который она вызывает, несравненно слабее. Ее чувства
не могут быть описаны теми яркими картинами и
горячими красками, которые могут увлечь читателя.
Многие писатели пытались создать идеал русской
женщины, но все эти попытки оказывались
безуспешными. Гоголь в своей «Уленьке» дает лишь
бледную картину, тень. Ольга в «Обломове» и Елена в
«Накануне», хоть и живые личности, но живут в сознании
неудовлетворенности жизнью и тоски по чему-то
лучшему. При первом слове мужа, что так должно быть,
Ольга покоряется. Елена же уходит за любимым
человеком, как поступали многие русские женщины.
Редкие женщины, поднявшиеся над уровнем
потребностей и способностей своего пола, не могут
составить еще тип, пустивший глубокие корни в жизни.
Героини, созданные в произведениях русской
литературы, — лишь бледные контуры, которые не могут
сложиться в образы, полные жизни. Такие образы,
возможно, еще появятся в будущем.
Изображая жизнь такой, какой она была, Л. Н.
Толстой не пытался создать идеал. В романе «Война и
мир» он рисует несколько характеров русской женщины в
начале нынешнего столетия. Они изображены с большой
глубиной и верностью психологического анализа и
жизненной правдой. Это не идеальные, а живые
женщины. Мы понимаем, что именно так они должны
были чувствовать, мыслить, поступать.
Из всех женщин, встречающихся в романе, особого
внимания заслуживают княгиня Болконская, ее невестка,
княжна Марья, и Наташа Ростова.
Маленькая княгиня Болконская
Маленькая княгиня Болконская — одна из самых
очаровательных женщин в Петербурге; когда она
говорит, беличья губка ее так грациозно притрагивается
к нижней, глазки ее так светлы, детски капризные
выходки так милы, кокетство так игриво: обо всем этом
необходимо упомянуть, потому что в этой губке, глазках,
выходках и кокетстве — вся маленькая княгиня. Она —
один из тех прелестных цветков, назначение которых
украшать жизнь, одна из тех милых детей-куколок, для
которых жизнь — сегодня бал у одной княгини, завтра
раут у другой, толпы поклонников, наряды, болтовня о
последнем спектакле и анекдот при дворе да легкое
злословие о фальшивых зубах одной графини и волосах
другой. Никогда ни одна серьезная мысль не мелькнула в
этих светлых глазках, ни один вопрос о значении жизни не
слетал с этой мило приподнятой губки. Этот прелестный
цветок перенесен из взрастившей его теплицы и
украшает собою жизнь князя Андрея Болконского, это
дитя-куколка — жена и готовится быть матерью. Князь
Андрей — человек мыслящий; он привык
останавливаться перед каждым явлением жизни,
отдавать себе отчет в каждом впечатлении и доводить
это даже до болезненности, и этот человек — муж
очаровательного ребенка-куколки. Как это случилось,
автор нам не говорит. Вероятно, он, как и всякий
смертный, увлекся игривым кокетством хорошенькой
куколки и, благодаря романтическому духу времени,
украсил свое увлечение громким именем любви, нашел в
этой детской болтовне и смехе смысл, в этих
хорошеньких глазках — много чувства и мысли и
вообразил, что эта куколка есть именно подруга,
созданная для него. Разумеется, он не замедлил
убедиться в своей ошибке. Мы застаем их через полгода
после свадьбы. Хорошенькая куколка и после
замужества осталась тою же хорошенькой куколкой.
Близость с таким человеком, как князь Андрей, не
принесла решительно ничего маленькой княгине. Она и с
мужем выделывает те милые штучки невинно-игривого
кокетства, как и с идиотом Ипполитом Курагиным; муж
обращается с нею с холодной вежливостью, как с
посторонней женщиной. Он тяготится жизнью, в которой
нет простора его силам, мечтает о славе, о подвигах, а
она пристает к нему с упреками, отчего мы женщины
всем довольны и ничего не хотим. Он собирается ехать в
армию, потому что война — единственно доступный ему
путь к его целям, а она плачет тоном обиженного
ребенка, зачем он покидает жену свою в таком
положении, — и без того, при помощи ее дяди, он мог бы
устроить себе блестящую карьеру и быть флигель-
адъютантом! Разлад между ними растет, страдают оба.
Страдает маленькая княгиня, насколько может страдать,
когда забудет о балах, поклонниках и придворных
новостях; она все-таки любит своего мужа, насколько ее
маленькое сердечко способно любить, как любила бы
всякого прекрасного молодого человека, который бы
сделался ее мужем. Избалованная светом, вероятно,
избалованная дома, как все хорошенькие невесты,
привыкшая к поклонению, к обожанию, она ожидала того
же от мужа, она оскорблена его холодностью и
пренебрежением. «За что ты ко мне переменился, я
ничего тебе не сделала»,— упрекает она. И в самом
деле, за что ему было меняться к ней. Глазки ее так же
светлы, кокетство так же мило игриво, беличья губка ее
все так же, грациозно слетая, притрагивается к нижней,
она по-прежнему очаровательна, поклонники
беспрестанно уверяют ее в том. За что же мужу не
любить ее, особенно теперь, когда она приобретает
новые права на любовь его, готовясь быть матерью его
ребенка? Никогда не понять этого ее хорошенькой
головке. Л. Толстой показывает свое отношение к таким
женщинам в словах князя Андрея: «Эгоизм, тщеславие,
тупоумие — вот женщины, когда они показываются, как
они есть», и следующий совет приятелю: «Никогда не
женись, брат, пока ты не скажешь себе, что ты сделал
все, что мог, и до тех пор пока ты не перестанешь любить
ту женщину, которую ты выбрал, пока не увидишь ее ясно.
Женись стариком никуда не годным, а то пропадет все,
что есть в тебе хорошего и высокого, все истратится по
мелочам».
Из этих слов может создаться впечатление, что
Толстой, вложивший их в уста князя Андрея, считает
любовь чем-то вроде темной воды, застилающей зрение,
и роковой, неотразимой силы, переворачивающей всего
человека. «Если ты ждешь от себя что-нибудь впереди,
— продолжает он свои жалобы, — то на каждом шагу ты
будешь чувствовать, что для тебя закрыто все, кроме
гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с лакеем
и идиотом». Сложно понять, почему неудачная женитьба
могла закрыть все, к чему стремился человек. Но, может
быть, в этом выражено отношение автора к такому типу
женщин?
«Гостиная, сплетни, балы — вот тот мир, из
которого я не могу выйти», — жалуется князь Андрей
далее. Но почему же? Если жена его не могла жить без
этого мира гостиных, сплетен и балов, то разве она не
могла жить в них без него? Ведь он сам сознавал, что
жена его — «одна из тех редких женщин, с которыми муж
может быть спокоен за свою честь», маленькая княгиня
не заразилась нравственною распущенностью своего
круга, блестящей представительницею которой была
великолепная красавица Элен Безухова. Ее кукольное
сердечко не могло увлечься сильным чувством к
человеку, способному внушить его. Не то она поняла и
оценила бы мужа, и ей незачем было бы далеко искать.
Элен Безухова — хорошенькая женщина, окруженная
поклонниками, — неизбежно делается предметом
сплетен. Князь Андрей, презирая на словах этот мир
гостиных, балов и сплетен, на самом деле преклонялся
перед его законами. Ради этого, уезжая в армию, он
поступает с женой совершенным деспотом: отвозит
беременную женщину к отцу своему, которого та страшно
боится, разлучает ее с друзьями, привычками, чтобы
избавить ее от ухаживания идиота Ипполита. Маленькая
княгиня, насильственно вырванная из родного ей мирка,
скучает невыносимо в деревне, хотя сознание, что она
готовится быть матерью, могло бы открыть ей другой
мир ощущений, надежд, мыслей, который не одного
ребенка превращал в женщину. Автор часто упоминает о
ее счастливом спокойном взгляде беременной женщины,
который смотрит внутрь себя, но взгляд этот не
отражает ни одной разумной мысли об ожидающих ее
обязанностях, ни тревоги о том, достойна ли она их, ни
одно слово, доказывающее это, не срывается с ее
теперь неграциозно оттянутой беличьей губки; она даже
сердится на свое положение, когда приезд светского
красавца напоминает ей о ее родном мире гостиных,
успехов, поклонников, и она, как «боевой конь,
заслышавши трубу», готовится предаться привычному
галопу кокетства и чувствует, насколько оно мешает ее
милым ребячествам и игриво-кокетливым выходкам.
Даже в минуту разрешения, в которой она могла бы
приготовиться, она остается тем же жалким ребенком:
она пугается и плачет детски-капризными и даже
несколько притворными слезами, умоляя всех
разуверить ее, что это не то, «нестрашное, неизбежное
то». Она умирает в родах. Муж возвращается с
воскресшим чувством любви к куколке-жене. Истекая
кровью на Праценских высотах и чувствуя смерть над
собой, разочарованный в своих мечтах о славе, князь
Андрей вдруг почувствовал, что жизнь дорога ему, и
дорога именно семьей и женой. Под влиянием этого
чувства и князь Андрей захотел жить для своей жены,
этой пустой, ничтожной женщины, которой не хотел
поручить воспитание сына (для дочери — эта пустая,
ничтожная женщина была вполне прекрасной
воспитательницей), и его собственная холодность и
пренебрежение к куколке-жене показались жестокими и
несправедливыми.
Как могла смерть куколки произвести такой
переворот? Под влиянием своей нервной,
впечатлительной натуры, еще слабый от вынесенной
болезни и недавней раны, князь Андрей на лице умершей
жены читает целую повесть глубоких затаенных
страданий, которых маленькая княгиня никогда не была
способна перечувствовать. Она весьма естественно
огорчалась холодностью мужа, его обидным
пренебрежением, чувствовала себя оскорбленной, но по-
детски, мимолетно, и, вспыхнув немножко, она через
минуту готова была в сотый раз также звонко смеяться,
рассказывая о фальшивых зубах одной графини, о
волосах другой. Она любила своего мужа; но балы,
наряды и успехи в свете — столько же; и если б ей
пришлось выбирать между мужем и всем этим, она была
бы еще несчастнее, лишившись всего этого, чем любви
мужа. Маленькая княгиня была натурой не глубокой, но,
тем не менее, крик ее души, которого маленькая княгиня
не умела в жизни высказать сознательно — «Зачем вы
выбрали меня, когда не могли любить такой женщины,
как я? Я не обещала вам ничего, я ничего не знала, а вы,
вы умный человек, вы, у которого есть и опыт и знание
жизни и людей, зачем же вообразили, что я могу быть той
женой, которая нужна вам, обещали мне любовь и
счастье для того, чтобы потом с презрением оттолкнуть
меня», — отразившийся на лице умирающей женщины,
абсолютно справедлив. Останься в живых маленькая
княгиня, после первых радостей свидания жизнь их пошла
бы прежним порядком. Темные тени и угловатости,
смягченные отдалением, выступили бы снова. Ее милое
ребячество и игривое кокетство по-прежнему стали бы
коробить до боли князя Андрея; разве что под влиянием
предсмертного раскаяния и чувства к ней как к матери
своего ребенка он стал бы искуснее скрывать свое
пренебрежение к хорошенькой куколке-жене и бросать ей
в подачку снисходительную ласку. Но женщину, хоть бы и
такую куколку, как маленькая княгиня, трудно провести на
этот счет, и, снова надувая сердито беличью губку,
маленькая княгиня детски-капризным голосом стала бы
упрекать мужа за то, что он не любит ее, и удивляться,
отчего это мужчины ничем не довольны, а нам,
женщинам, ничего не надо в жизни. И раскаяние князя
Андрея, и любовь, воскресшая на Праценских высотах,
— все изгладилось бы перед ежедневным всесильным
влиянием жизни, перед теми неумышленными
беспристрастными оскорблениями, которые неизбежно
наносят друг другу люди совершенно разных характеров,
понятий, связанные вместе неразрывными для них
цепями. Но маленькая княгиня умерла, оставив о себе
репутацию отлетевшего ангела, какую всегда оставляет
для чувствительных душ каждая умершая молоденькая и
хорошенькая женщина, если только она не положительно
ведьма, а в многочисленных поклонниках своих —
воспоминание о прекрасном цветке, скошенном так рано
безжалостною рукою смерти. Но мы, увы, настолько
жестокосердны, что не можем признать эту руку слишком
безжалостной.
Марья Болконская
Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария
Болконская, не похожа на свою куколку-невестку. Это
натура, при всей ее ограниченности, несравненно более
глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться
блестящей внешностью, даже если бы она была
хорошенькая. Наряды, выезды, балы, успехи в свете не
могли бы наполнить ее жизнь; ей нужно другое, лучшее,
сознание исполненного долга, свое дорогое святое, к
чему привязаться. Для нее невозможна одна жизнь —
жизнь сердца, — которую столько мыслителей и поэтов
считают единственно доступной для женщины. Автор
часто упоминает о мысли, светившейся в прекрасных
лучистых глазах ее, но именно мысли и нет в жизни
княжны Марьи. Робкая и покорная, как все ограниченные
натуры, она живет жизнью безграничной преданности и
самоотвержения, она умеет только любить и безответно
покоряться. Ум ее совершенно неразвит, хотя она и
имела случай получить такое воспитание, какое не
получали другие девушки в ее время. Отец ее, один из
замечательнейших людей века Екатерины, сам
воспитывал ее, но резкий, нетерпеливый, он запугал и
без того неблестящие способности ее, и учение было для
княжны Марьи одним из многочисленных мучений ее
жизни. Когда ум спит, тем сильнее потребности сердца.
Но некрасивая наружность княжны Марьи,
непривлекательность которой она преувеличивает себе,
делает для нее невозможною любовь мужчины и
семейное счастье. Она видит в этом перст Божий,
начертавший ей ее путь в жизни, и заглушает в себе
малейшую мечту о счастье, как дьявольское
наваждение. «Моя жизнь есть жизнь самоотвержения и
любви»,— говорит она и свою жажду любви переносит на
немногих близких людей: отца, брата, племянника, и всю
жизнь свою отдает им. Но самоотвержение ее
бесплодно, и любовь ее не приносит ей самой ничего,
кроме страданий. Она страстно обожает отца и страдает.
Отец ее, влиятельный человек при Екатерине и
сосланный при Павле в деревню, как и все
честолюбивые и энергичные люди, осужденные на
насильственное бездействие, тратит на пустяки свою
потребность деятельности и административные
способности, которые, не находя сродной им почвы,
вырождаются в мелочный неумолимый деспотизм и
самодурство. Все в доме преклоняется перед его
железной волей, все трепещет его взгляда, жизнь
домашних должна идти как хорошо устроенная машина,
по указанному им пути. «Деятельность — вот счастье»,
говорит он, и занят целый день; у него на все
определенные часы: на точенье, постройки, занятия с
дочерью, писание записок, и он воображает, что делает
дело, как белка в колесе воображает, что бежит. Он и
дочери устраивает то же счастье. Княжна Марья
безропотно сносит все: она не только не смеет
жаловаться, она рада бы и не это снести, лишь бы
обожаемый отец взглянул на нее с любовью, сказал ей
ласковое слово; в любви своей к нему она доходит до
полнейшего уничижения человеческого достоинства, до
самого рабского подобострастия. Отец зовет ее дурой,
упрекает в безобразии, и она не думает возмущаться;
она не позволяет себе не только понимать недостатки
отца, но нарочито отводит себе глаза, чтобы не видеть
их. Отец ее в минуту гнева бьет старого верного слугу, а
она терзается одной мыслью, как держать себя прилично
такому случаю: сохранить ли печальный вид, чтоб
выказать сочувствие к дурному расположению отца и
тем вызвать привычный упрек, что она вечно готова
хныкать, или сделать вид, что ничего не замечает и тем,
еще хуже, заставить подозревать себя в преступном
равнодушии к огорчению отца. Когда выживший из ума
старик со злобы на ненавистную ему женитьбу сына
приближает к себе ловкую интриганку Бурьен, которая,
пользуясь его слабостью, хочет выгодно обеспечить
себя, она и тут упрекает себя в черных мыслях. И в
награду за эту безграничную преданность, на которую
уходят ее лучшие годы, она видит пренебрежение,
холодность; она чувствует, что между нею и отцом
никогда не будет той крепкой связи, как между ним и ее
братом; она сознает, что она для отца не более
ничтожного винта в машине, что она нужна ему лишь для
того, чтоб он мог положенные часы тратить с нею на
уроки геометрии и видеть лицо ее как необходимую
принадлежность домашнего порядка на привычном
месте, и страдает. Она обожает брата и невестку и
страдает за их разлад, причины которого не может
понять; она страдает вдвойне, чувствуя, что, несмотря
на всю любовь свою к брату, она ничем не может быть в
его жизни, что у него есть свой мир идей, занятий, планов,
в котором ей нет места. Она страдает несчастиями
брата, но она не может утешить его, она может только
плакать с ним да указать ему тот путь, в котором она
нашла утешение, которое не может утешить брата. Она
страстно привязывается к племяннику, но любовь ее и
самоотверженная преданность бесполезны и даже
вредны для ребенка, а ей самой приносят новые
мучения. Она терзается и за здоровье ребенка, и за его
учение. Она сама учит его, но эта болезненная любовь
усиливает ее раздражительность — неизбежное
следствие ее жизни, гнета и страха. Она, в свою очередь,
запугивает ребенка и отталкивает его от ученья; за
леностью следует неизбежное наказание, после которого
она ужасается своей злобы и обливается слезами
раскаяния, а ребенок выбегает из угла утешать се. А
между тем, воспитание детей есть именно то дело,
всегда доступное женщине, в котором любящая натура
княжны Марьи могла бы найти цель жизни; но для того
чтобы быть воспитательницей, ей надо было сначала
перевоспитать себя, а это удел немногих сильных натур,
или самой вырасти в руках воспитателей, которые
смотрели бы на нее не как на живой материал для
выделки по той или другой теории, но как на личность,
имеющую свои права, из которой надо приготовить
обществу полезного члена. Князь Андрей, чтобы сын не
сделался «слезливой старой девкой», как говорит
старый Болконский, спешит взять ему гувернера, и
княжне Марии остается одно — изливать свои чувства в
переписке с приятельницей и в молитве.
Всего раз эта томительно-однообразная жизнь
гнета и страха была нарушена приездом жениха. Сердце
княжны Марьи вспыхнуло любовью, когда она еще не
успела видеть этого человека, посланного ей
Провидением, и узнало новые терзания. Она терзается
мыслью о том, отдаст ли ее отец; она терзается страхом,
что некрасивая наружность ее оттолкнет жениха; она
видит, наконец, жениха и терзается опасением, что не
умела показать ему свою внезапно вспыхнувшую
любовь, заставляет отца злиться на нее за недостатком
чувства собственного достоинства, когда он сам все
делал, чтобы забить его в ней, и на то, что стоит явиться
мужчине — и отец забыт. Такие легкомысленные кутилы,
как Анатоль Курагин, обладают, к несчастью, особенной
способностью увлекать женщин, особенно тех, которые
выросли под гнетом; их лица, сияющие беззаботной
радостью, кажутся еще прекраснее для глаз, привыкших к
хмурым лицам и угрюмым взглядам; свобода и
непринужденность их в обращении, происходящая от
полного довольства собой и жизнью, тем неотразимее
действуют на робкие забитые существа, привыкшие
дрожать за каждое слово, взгляд. С первого взгляда на
Анатоля княжна Марья убеждается, что этот прекрасный
мужчина с открытым, светлым взглядом добр,
великодушен, словом, одарен всевозможными
добродетелями и непременно сделает ее счастливой. В
мечтах своих она видит себя уже счастливой женой и
матерью с ребенком у груди, а этого прекрасного
мужчину — мужем, который с любовью смотрит на нее.
Надежды на любовь жестоко обманывают бедную
девушку, и ей остается одно прибежище от жизни
самоотвержения, которая начинает уже утомлять ее, —
религия. Но нравственно искалеченная княжна Марья
неспособна понять человеческую сторону евангельского
учения, учения деятельной любви и братства; счастье не
далось ни ей, ни брату ее, и она убедилась в
невозможности и греховности счастья. Неспособная
понять, насколько само человечество виновато в своих
страданиях и несчастьях собственным неумением
разумно устроить жизнь свою, она сочла страданье
неизбежным законом жизни, отдалась мечтам о
страдании, подвигах, стала собирать около себя разных
божьих людей, благоговейно слушать рассказы о том, как
у матушки из щечки потекло миро, а во лбу засияла
звезда. В княжне Марье находят повторение Лизы
«Дворянского гнезда»; некоторого сходства отрицать
нельзя; обе считают счастье грехом, и монастырь,
которым кончает Лиза, стоит божьих людей княжны
Марьи; но вместе с тем какая разница: Лиза возмущена
неправдами окружающей ее жизни, не одна разбитая
надежда на счастье, но и желание замолить всю эту
неправду гонит ее в монастырь; в княжне Марье нет ни
малейшего сознания неправды, окружающей ее жизнь;
Лиза несравненно более женщина, чем княжна Марья;
она знает, за что любит; она полюбила Лаврецкого,
увидев, что они любят и не любят одно и то же, его
неверие тревожит ее; ей нужно, чтобы между нею и
любимым человеком была полная нравственная связь.
А княжна Марья, узнав, что Анатоль Курагин приехал
женихом, уже пылает к нему страстью, и видит себя в
мечтах уже матерью с ребенком у груди — его ребенком,
и потом, застав Бурьен в его объятиях, она оправдывает
ее по чувству христианской любви и снисхождения, но,
сознавая в душе, что на ее месте она сделала бы то же
самое. И это для человека, которого она видела в
первый раз в жизни, чья репутация кутилы и развратника,
которого сочли за нужное отдалить от родной сестры,
должна была бы оттолкнуть ее. Ее готовность, не
размышляя, принять в супруги человека, указанного ей
Провидением, потому что брак есть божеское
установление, которому женщина обязана подчиняться,
как она писала своей подруге, в сущности, оказывается
готовностью кинуться в объятия первого встречного
мужчины — очень грубая и некрасивая подкладка для
мистицизма, но мы это встречаем в жизни на каждом
шагу.
Княжна Марья стареет, продолжая отказываться от
всего для отца, жизнь ее становится все нестерпимее.
Отец находит злобное удовольствие мучить и оскорблять
ее на каждом шагу; он презирает ее и как неудавшуюся
попытку воспитания по своей теории, и как дуру, за ее
божьих людей, которые ненавистны ему, как ненавистно
умному человеку всякое уродство. То растлевающее
влияние неограниченной власти одного человека над
другим человеком, которое, как заметил князь Андрей,
имело на старого Болконского крепостное право,
выказывается во всем своем безобразии и
безнравственности и в отношениях отца к дочери.
Человек, поставленный над другими, обязанными
беспрекословно повиноваться ему, весьма естественно
привыкает считать ни за что права этих людей; их
удобства, желания, самое счастье — ничто перед его
волей, перед его малейшей прихотью. Если он умен, в
нем может проснуться сознание несправедливости
такого порядка, но привычка берет свое. Старик
Болконский понимал очень хорошо, что жизнь дочери в
его руках, что он лишает ее счастья, обрекает на
одиночество. Ее печальный вид служит ему постоянным
упреком и становится нестерпим ему, как нестерпим
каждому деспоту вид его жертвы; ее безответная
покорность, неустанная преданность и любовь
раздражают его еще более; если б княжна Марья
жаловалась, упрекала его, ему было бы легче, он мог бы
счесть себя оскорбленным в своих правах отца и найти
себе оправдание в своих собственных глазах; но ее
безропотная покорность лишает его всякой возможности
оправдания, и тяжелое чувство собственной виновности
он вымещает на ней же. Он сам несчастен потому, что
мучит ее и не может не мучить. Кажется, чего бы проще
было ему, сознавая себя виновным в душе, — сознание,
которое высказалось в нем в минуту смерти, — изменить
свое обращение с дочерью и постараться устроить ей ту
жизнь, которая была нужна ей; но для этого, во-первых,
нужно нарушить установленный им самим ход жизни, а
это, не говоря уже о трудности изменить в его лета
привычкам годов, немыслимо было для него как деспота,
потому что деспоты вообще, за недостатком уважения к
чужим правам, питают глубочайшее благоговение к
малейшему деянию собственной особы; во-вторых, это
значило бы признать себя виновным в глазах других, а
этого он не мог допустить, этому мешало и всосанное с
молоком матери понятие о власти родителей над детьми,
и пренебрежение мужчины к этому низшему и
подчиненному существу — женщине. Еще проще было бы
при таких отношениях разъехаться, но, хотя старик
Болконский в минуту бешенства, сжимая кулаки, кричит:
«И никто не возьмет эту дуру замуж!» — он был бы очень
недоволен, если б эта дура вышла замуж, и потому
отваживает всех женихов. Что бы сталось тогда с его
потребностью мучить и оскорблять эту дуру, иметь в
руках еще одну подвластную ему жизнь! Мысль оставить
отца не приходит на ум княжне Марье; перст Божий,
определивший ей жизнь в доме отца, указывает один
выход — в дом мужа, и княжна Марья лучше вынесет все
муки, чем не подчинится этому указанию.
С отцом ее делается удар, и княжна Марья
переносит во время его болезни ту мучительную борьбу,
которую приходится переносить тысячам женщин, когда
они видят, что жизнь свободная, жизнь без вечного гнета
и страха открывается им единственно смертью
дорогого, близкого им человека, с которым они связаны
священным и страшным для них долгом. Княжна Марья
ухаживает за отцом со всею своею не изменяющейся ни
на минуту преданностью, но, страшно сказать, несмотря
на всю свою страстную любовь к отцу, несмотря на всю
свою религиозность, она испытывает странное чувство:
облегчение при виде умирающего отца. И она часто
невольно следит за отцом не с надеждой найти признаки
облегчения болезни, а желая найти признаки
приближающегося конца. «…Как ни странно было княжне
сознавать в себе это чувство, но оно было в ней. И что
было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что
со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не
тогда ли уж, когда она, ожидая чего-то, осталась с ним) в
ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные
желания и надежды. То, что годами не приходило ей в
голову — мысли о свободной жизни без вечного страха
отца, даже мысли о возможности любви и семейного
счастья, как искушения дьявола, беспрестанно носились
в ее воображении. Как ни отстраняла она от себя,
беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как
она теперь, после того, устроит свою жизнь. Это были
искушения дьявола, и княжна Марья знала это. Она
знала, что единственное орудие против него была
молитва, и она пыталась молиться. Она становилась в
положение молитвы, смотрела на образа, читала слова
молитвы, но не могла молиться. Она чувствовала, что
теперь ее охватил другой мир — житейской, трудной и
свободной деятельности, совершенно противоположный
тому нравственному миру, в который она была
заключена прежде и в котором лучшее утешение была
молитва. Она не могла молиться и не могла плакать, и
житейская забота охватила ее…».
Напиши эти строки кто-нибудь другой, а не писатель,
так глубоко проникнутый семейным началом, как Л.
Толстой, какая поднялась бы буря криков, намеков,
обвинений в разрушении семьи и порывании
общественного порядка. А между тем, нельзя сказать
ничего сильнее против порядка, закрепляющего женщину,
что сказано этим примером любящей, безответной,
религиозной княжны Марьи, привыкшей всю жизнь свою
отдавать другим и доведенной до противоестественного
желания смерти родному отцу. Не Л. Толстой учит нас, но
сама жизнь, которую он передает, не отступая ни перед
какими проявлениями ее, не нагибая ее ни под какую
рамку.
Княжна Марья с ужасом давит в себе это чувство,
настраивает себя на мысль о том, что смерть отца —
страшное несчастье для нее, и успокаивается; но утром,
в минуту пробуждения, когда мир привычных понятий,
неестественных условий и отношений не успел еще
охватить человека, и он бывает правдив и искренен,
бывает вполне самим собой, как бывают искренни люди
только в минуту смерти, она с содроганием чувствует,
что это страшное, бесчеловечное желание и есть именно
ее настоящее чувство. Как ни дави, как ни насилуй жизнь
во имя теорий, она скажется и восторжествует. Как ни
заглушала в себе годами княжна Марья свою греховную
жажду счастья и свободы, все-таки эта жажда жила в
ней; как ни устремляла она все надежды свои и желания к
блаженству загробной жизни, все-таки она сознавала, что
эта вечная загробная жизнь для верующих есть отдых,
успокоение, безмятежное пристанище; а жизнь с ее
стремлениями, надеждами, тревогами, настоящая жизнь,
есть жизнь земная, и она не могла не чувствовать, что
отец ее стоял между нею и этой грешной, но так дорогой
жизнью. «И она чувствовала, — говорит автор, — что со
смертью отца ее охватывает другой мир, мир трудной и
свободной деятельности». Она хочет молиться, но
молитва в эти минуты, когда решается вопрос ее жизни,
оказывается бессильна. Женщину, в которой
зашевелилась бы мысль, это состояние навело бы на
целый ряд размышлений, которые произвели бы
благодетельный перелом; очнувшись от мистических
стремлений, она стала бы трезво глядеть на жизнь,
потребность сознания исполненного долга перешла бы в
жизнь пользы и дела, и потребность горячо, крепко
привязаться нашла бы себе достойную цель. Но для
княжны Марьи нет выхода в мир «трудной и свободной
деятельности». Она уничтожена разрушением прежнего
мира безответной преданности и самоотвержения, на
который она потратила лучшие годы своей жизни, и жизнь
ее со смертью отца теряет смысл; нет более места для
борьбы между греховными желаниями и покорностью
воле Провидения, этим душевным подвигам, которые
были ей необходимы, как ее отцу его постройки, точенье,
уроки. Может создаться впечатление, что она
очерствела, утратила свое человеколюбие. Но это не
так, мы видим ее душевные муки во время последнего
разговора с отцом: «…Все мысли! Об тебе... мысли», —
потом выговорил он гораздо лучше и понятнее, чем
прежде, теперь, когда он был уверен, что его понимают.
Княжна Марья прижалась головой к его руке, стараясь
скрыть свои рыдания и слезы.
Он рукой двигал по ее волосам.
— Я тебя звал всю ночь... — выговорил он.
— Ежели бы я знала... — сквозь слезы сказала она,
— Я боялась войти…»
«…Да... я... я... я. Я желала его смерти. Да, я
желала, чтобы скорее кончилось... Я хотела
успокоиться... А что ж будет со мной? На что мне
спокойствие, когда его не будет», — бормотала вслух
княжна Марья, быстрыми шагами ходя по саду и руками
давя грудь, из которой судорожно вырывались
рыдания…»
«Да, он не придет более мешать тебе», — злобно
упрекает она себя за свои преступные желания, и с
радостью вспоминает последние ласковые слова отца к
себе в минуту смерти, когда естественная привязанность
отца к дочери, задавленная годами деспотизма,
нелепыми отношениями, высказалась, наконец; она
цепляется за них как за единственное доказательство,
что она была нужна ему, что она прожила столько лучших
годов недаром. Но теперь что ей делать со своей
жизнью? Впрочем, княжна Марья не остается долго в
неизвестности, куда пристроить свою самоотверженную
любовь. Рыцарь Ростов, двумя оплеухами усмиривший
бунтовавших крестьян, является ей как спаситель,
посланный небом. «…Княжна Марья, потерянная и
бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели
Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею
будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым
сказанным словам признав его за человека своего круга,
она взглянула на него своим глубоким и лучистым
взглядом и начала говорить обрывавшимся и
дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же
представилось что-то романическое в этой встрече.
«Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная
на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая-то
странная судьба натолкнула меня сюда! — думал
Ростов, слушая ее и глядя на нее. — И какая кротость,
благородство в ее чертах и в выражении!» — думал он,
слушая ее робкий рассказ.
Когда она заговорила о том, что все это случилось
на другой день после похорон отца, ее голос задрожал.
Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не
принял ее слова за желание разжалобить его,
вопросительно-испуганно взглянула на него. У Ростова
слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и
благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым
взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее
лица…»
Встреча с ним в то время, когда свадьба сестры
его с ее братом расстроилась, кажется особенно
знаменательной княжне Марье, и она чувствует, что
любит и будет вечно любить этого прекрасного,
благородного, великодушного спасителя. «…Как вам не
совестно, — краснея, отвечал он княжне Марье на
выражение благодарности за ее спасенье (как она
называла его поступок), — каждый становой сделал бы
то же. Если бы нам только приходилось воевать с
мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, —
говорил он, стыдясь чего-то и стараясь переменить
разговор. — Я счастлив только, что имел случай
познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам
счастия и утешения и желаю встретиться с вами при
более счастливых условиях. Ежели вы не хотите
заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите…»
Сам Ростов, как следует рыцарю, очаровывается
лучистыми глазами спасенной дамы, которые заставили
его забыть некрасивость ее лица. «…Но княжна
Болконская, это другое дело; во-первых, я вам правду
скажу, она мне очень нравится, она по сердцу мне, и
потом, после того как я ее встретил в таком положении,
так странно, мне часто в голову приходило, что это
судьба…» Будет ли княжна Марья всю жизнь томиться
безнадежной вечной любовью к своему спасителю, или
эта участь выпадет на долю верной Соне, характер
княжны Марьи обрисован вполне: останется ли она
плаксивой старой девой, утешающейся своими божьими
людьми, или сделается счастливой супругой и будет
самоотвергаться для страстно обожаемого мужа,
который отдаст ей время, свободное от охоты, пиров
полковой службы, — она останется все тем же
бесполезным существом, неспособным к разумной жизни.
А между тем нельзя не за
Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 234 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]