Главная » Файлы » литература

Женские образы в «Горе от ума» и «Евгении Онегине»
09 Мая 10, 23:35
Женские образы в «Горе от ума» и
«Евгении Онегине»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» и роман
А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — грандиозные по
замыслу и содержанию произведения. Особое внимание
в этих произведениях уделяется женским образам.
Женщину, несомненно, ценили во все времена, писали ей
стихи, защищали, дарили цветы. О женских образах в
романе девятнадцатого столетия принято говорить
«пленительные». Мне кажется, что Софье Фамусовой
(главная героиня «Горе от ума») и Татьяне Лариной
(главная героиня «Евгения Онегина») подходит именно
это определение. Эти девушки — олицетворение любви,
жизни, счастья, молодости и женской прелести. Однако
характеры у этих героинь довольно разные.
Софья — сложный для понимания человек.
Противоречивость ее характера отметил Гончаров. Он
писал, что Софья — это «...смесь хороших инстинктов с
ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи
и убеждения». «...В собственной, личной ее физиономии
прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное».
Татьяна же была женским идеалом для А. С. Пушкина:
«Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою!» В ней
не было ничего не понятного читателю, и поэтому она
сразу вызывала симпатию. Глубокой основой ее образа
является народность. Именно это помогло Татьяне
победить высший свет, и в этой победе — залог победы
духа народности над всем, ему противостоящим. Весь
милый для Пушкина облик Татьяны сближен с
исключительно поэтической русской природой — простой,
лишенной экзотики. Отсюда возникает характерное
противопоставление русской природы, деревенской
жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей,
светской суете, где героиня вынуждена носить маску
холодной и учтивой вежливости. Белинский писал:
«Природа создала Татьяну для любви, общество
пересоздало ее».
На мой взгляд, это не так. Попав в светское
общество, она осталась той же чистой и возвышенной
Таней, преданной деревне, своей полке книг,
воспоминаниям о своей няне: «Татьяна смотрит и не
видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь.., она
мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным
поселянам, В уединенный уголок...» Она вовсе не стала
светской дамой, в какую превратилась Софья,
воспитывавшаяся в фамусовском обществе и
оторванная от народности. В этом, на мой взгляд, и
кроется главное различие этих героинь. Однако Софья
тоже незаурядная личность. Ее своеобразие
заключается в том, что она выбирает не чин, не
знатность, не перспективного Скалозуба, а безродного
Молчалина, то есть ищет только личные, моральные
достоинства, свойственные конкретному человеку.
Избрав Молчалина, Софья готова бороться за свой
выбор и с мнением света, и с гневом отца, для которого
«кто беден, тот тебе не пара», и даже с ядовитыми
насмешками Чацкого. Образ Софьи интересен тем, что
она и похожа, и не похожа на окружающих дам.
Противопоставленная женскому лагерю как личность,
героиня сближается с ним как социальный тип. Это
умная, гордая девушка с сильным независимым
характером и горячим сердцем. Но все ее хорошие
задатки не получили, да и не могли получить, развития в
обществе, где «Фамусовы и Скалозубы являются
правителями страны». Наоборот, ложное воспитание
привило Софье много отрицательных черт, сделало ее
представительницей общепринятых в этом кругу
взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до
него, до его острого ума, до его логичной беспощадной
критики. Не понимает она и Молчалина, который любит ее
«по должности». Поступая наперекор моральным устоям
общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает
его устои. Например, стараясь использовать общество
как оружие против Чацкого, она сама становится
орудием в руках этого общества. Эта неопределенность
Софьи и делает ее образ бесконечно трудным для
понимания. По мнению Пушкина, Софья начертана
неясно. Неясность ее в том, что в ней совмещается,
казалось бы, несовместимое: мечтательность и
практичность, сентиментальность и властность,
наивность и холодная расчетливость, способность на
истинное страдание и ядовитая насмешливость над
страдающим Чацким. Чертой, делающей Софью и
Татьяну похожими, является чтение сентиментальных
романов. Поэтому каждая героиня ждала от любви каких-
то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков
своего возлюбленного: «Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя И предается, безусловно, Любви,
как милое дитя...» Мне кажется, что эти же слова можно
сказать и о Софье, которая любит так же искренно и
преданно. Вспомним, с каким чувством она
рассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с
Молчалиным: «Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из
глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся
ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит».
Софья страдает от того, что она не может открыто
встречаться со своим любимым. Но по-настоящему она
начинает страдать, узнав сущность Молчалина. Она
путается из-за того, что ее обманули и она сама
обманулась. Именно ее откровенность, искренность и
непосредственность доказывают, что окружающее ее
общество не убило в ней истинный народный характер.
Татьяна, как и Софья, воспитывалась на
иностранных романах, поэтому Онегин рисуется
воображению Татьяны в романтических красках: «Кто
ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель...»
Пушкин иронически замечает по поводу этих
романтических грез Татьяны: «Но наш герой, кто б ни был
он, Уж, верно, был не Грандисон». Истинная душа
Онегина познается Татьяной только после посещения
деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку
онегинского кабинета, просматривая книги Онегина,
Татьяна, наконец, начинает прозревать: «Кто ж он?
Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич
в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов
модных полный лексикон... Уж ни пародия ли он?»
Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил:
«Она поняла, наконец, что есть для человека интересы,
есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и
скорби любви». Таким образом, у Татьяны исчезло
романтическое восприятие жизни, точно так же, как и у
Софьи. Драма, пережитая Софьей, является первым в
русской литературе опытом изображения душевной жизни
женщины, который позже затронул А. С. Пушкин, описав
жизнь Татьяны. Анализируя прочитанные произведения,
я с уверенностью могу сказать, что женские образы в
литературе первой половины XIX века имеют поистине
непреходящее значение. Они учат нас жить, поступать по
совести, пробуждают в нас лучшие чувства, желание
делать добро и всегда оставаться такими, какими нас
сделала природа. И мне хочется верить, что хоть кто-
нибудь из нас, читающих и любящих русских писателей,
будет воспитываться на их произведениях и изо дня в
день, из месяца в месяц, из года в год, будет творить
маленькое, бескорыстное добро.































Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 340 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]