Главная » Файлы » литература

Женские образы в творчестве А. И. Солженицына
09 Мая 10, 23:36
Женские образы в творчестве А. И.
Солженицына
Так уж сложилось, что в большинстве литературных
произведений главными героями становятся мужчины:
мужественные, сильные и со своими слабостями. Они
чаще становятся главными действующими лицами
произведений, особенно прозаических. Но наша жизнь —
это переплетение человеческих судеб. И, конечно, в
литературе совершенно невозможно обойтись лишь
«сильными мира сего».
Женские образы — это особая тема. Они играют
разные роли в произведениях: иногда они являются
катализаторами событий, непосредственными их
участниками; зачастую без них сюжет не имел бы такого
эмоционального настроя, красочности.
Как и у любого автора, женские образы у
Солженицына имеют свои характерные особенности. Но,
как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому и
женщины в его произведениях — отдельные судьбы.
В таком объемном произведении, как «В круге
первом», написанном в основном о мужских судьбах,
женщины играют непосредственную роль. В этом романе
им отведена участь верных подруг, вольных, в отличие
от мужчин, но несвободных по разным причинам.
Солженицынские героини поражают глубиной своей
души. И Симочка, и Клара, и большинство других героинь
некрасивы внешне. Автор и его герои любят их за
внутренний мир. Образ девушки Агнии силен своей
необычностью, чем-то мистическим в нем. Эта девушка
была откуда-то не с Земли. К несчастью для себя, она
была утонченна и требовательна больше той меры,
которая позволяет человеку жить. Есть в ней
нравственность, одухотворенность. И еще одно
качество, принадлежащее большинству женских образов
писателя. По крайней мере, тех, в которых автор
вкладывал особый смысл. Эта особенность —
человеческая странность. Героини Солженицына как бы
«не от мира сего». Часто они одиноки, их не понимают
даже самые близкие люди. Порой их внутренний мир
настолько сложен, необычен и велик, что, будь он
разделен на несколько человек, никто из них не
чувствовал бы себя обделенным. Они редко находят
себе собеседников, которые смогли бы проникнуться к
ним соучастием, выслушать и понять.
Девушку Клару считает странной даже ее отец. И
вдруг случается чудо. Она находит родственную душу в
И. Володине, чрезвычайно умном, много знавшем и
видевшем, глубоком человеке, который и сам является
странноватым, даже для собственной жены. «…Много
вопросов набралось у Клары, на которые вот
Иннокентий мог бы ответить!»
Вообще, эта девушка, как и Симочка, находит
теплоту и душевное взаимопонимание среди людей,
научившихся ценить и разгадывать внутренний мир
других, не смотря поверхностным взглядом, видеть
душевную красоту и наполненность. Как уже было
сказано, женщины у Солженицына не имеют внешней
привлекательности, и все внимание направлено на
внутренний мир, образ жизни, мыслей, действий.
Отсутствие красоты позволяет объективно оценить
женский образ по общечеловеческим критериям.
Произведение «Матренин двор» написано целиком
о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею
событий, Матрена является главным действующим
лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа. И эта
пожилая женщина имеет много общего с молодыми
девушками из романа «В круге первом». В ее внешности
есть, да и было в молодости, что-то нелепое, странное.
Чужая среди своих, она имела свой собственный мир.
Осуждаемая, непонятная в том, что не такая, как все. «В
самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее
не было!…»
У Матрены непростая трагическая судьба. И тем
сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются
тяготы ее жизни — несчастная молодость, беспокойная
старость. И в тоже время в ней нет сверхвыраженной
индивидуальности и тяги к философским рассуждениям,
как у Клары и Агнии. Но зато, сколько доброты и
жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о
своей героине слова, характеризующие ее назначение:
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот
самый праведник, без которого, по пословице, не стоит
село. Ни город. Ни вся земля наша».
Есть у Солженицына женские образы, как бы
противопоставленные верным женам заключенных,
девушкам с воли с глубокой душой и добродушной
труженице-старушке. Так, совсем не похожие на свою
сестру, Дабнара и Динера, красавицы, жившие в
спокойном благополучии всеобщего благоговения, не
слишком вызывают симпатию автора: за их внешней
оболочкой, в общем, ничего не стоит. Во всяком случае,
им далеко до «странной» Клары с ее
одухотворенностью, богатством мыслей. Они
легкомысленны и приземлены, хотя и прекрасны внешне.
Такого рода женские образы проскальзывают в
произведениях, подчеркивая прелесть высоко духовных
героинь и свою внутреннюю непривлекательность. Их,
порой, больше, как, например, соседок и родственниц
Матрены, лицемерных и расчетливых. Но количеством не
подчеркнута их правота, а скорее наоборот: все они
незаметные тени или просто кричащая толпа, которая
забывается за более нравственным и глубоким.
Сам автор, пройдя сложный и разнообразный
жизненный путь, повидав много разных людей, обосновал
в своем сердце образ женщины — прежде всего
человека: той, что поддержит и поймет; той, что, имея
свою внутреннюю глубину, поймет и твой внутренний мир,
воспримет тебя таким, каков ты есть.
Солженицын упоминает «праведника» в рассказе
«Матренин двор», и не случайно. Это может с какой-то
стороны относиться ко всем положительным героям.
Ведь все они умели смириться с чем бы то ни было. И в
то же время оставаться борцами — борцами за жизнь,
за доброту и духовность, не забывая о человечности и
нравственности.



































Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 332 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]