Главная » Файлы » литература

Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль"
05 Мая 10, 22:35
Значение речевых характеристик в
комедии "Недоросль"
Если провести опрос среди читавших комедии
Фонвизина, то наверняка окажется, что первое, на что
обращает внимание современный читатель комедии
"Недоросль", — это фамилии действующих лиц.
"Говорящие" фамилии сразу задают представление о
персонаже, рисуют его стереотипный образ перед
читателем (зрителем). Он перестает быть относительно
объективным наблюдателем событий и психологически
уже становится их участником. Зрителю не дали
возможность самому оценить героев и их действия. С
самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю
было указано, где отрицательные персонажи и где
положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы
увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо
стремиться.
Руководствуясь не только фамилиями, но и
поступками героев, действующих лиц можно разделить
три группы:
· первая группа — отрицательные (Простаковы,
Митрофан, Скотинин);
· вторая группа — положительные (Правдин,
Милон, Софья, Стародум);
· в третью группу входят все остальные
персонажи; это, большей частью, слуги и учителя.
Отрицательным персонажам и их слугам присущ
простонародный разговорный язык. Словарный запас
Скотининых включает в основном слова, используемые
на скотном дворе. Это хорошо иллюстрирует речь
Скотинина — дядюшки Митрофана. Вся она изобилует
словами: "свинья", "поросята", "хлевок". Представление
о жизни начинается и кончается также скотным двором.
Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих
свинок. Например: "Я и своих поросят завести хочу",
"коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то
жене найду светелку". И гордится этим: "Ну, будь я
свиной сын, если..."
Вокабуляр госпожи Простаковой (сестры
Скотинина) немного более разнообразен, в силу того, что
муж ее — "дурак бессчетный", и ей приходится всем
заниматься самой. Но скотининские корни можно
заметить и в ее речи. Любимое ругательство — "скот".
Фонвизин иногда отказывает Простаковой в
элементарной логике, чтобы показать, что она недалеко
ушла по развитию от своего брата. Примером могут
служить такие фразы: "С тех пор, как все, что у крестьян
ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем",
"Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы
уметь сшить кафтан хорошенько?" И, подводя итог
сказанному, Простакова заканчивает фразу: "Экое
скотское рассуждение".
Другие члены семьи Простаковых тоже оставляют
желать лучшего. Относительно мужа Простаковой можно
сказать только то, что он немногословен и не открывает
рта без указаний на то своей жены. Но это и
характеризует его как "дурака бессчетного", безвольного
мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка
тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он
может говорить что и когда захочет. Скотининские корни
выражаются у него в изобретательности ругательств:
"старая хрычовка", "гарнизонная крыса".
Свои речевые характеристики — признаки сословий
и частей общества, к которым они принадлежат, имеют
слуги и учителя. Учителя: Цыфиркин — отставной
сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью
они показывают принадлежность: один — к военным,
другой — церковным служителям. Речь Еремеевны —
это постоянные оправдания и желания угодить.
Ругаются:
Кутейкин: "Меня хоть теперь щелепами, лишь бы
выю грешжечу путем накостылять!.. Притча во языцах!"
Цыфиркин: "Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы
этого тунеядца прошколить по-солдатски!.. Эка
образина!"
Здороваются:
Кутейкин: "Дому владыке мир и многи лета с чады и
домочадцы".
Цыфиркин: "Желаем вашему благородию
здравствовать сто лет, да двадцать..."
Прощаются:
Кутейкин: "Нам восвояси повелите?"
Цыфиркин: "Нам куда поход, ваше благородие?"
Все персонажи, кроме положительных,
разговаривают очень колоритно, эмоционально. Можно
не понимать значения отдельных слов, но всегда понятен
смысл целого высказывания. Например: "Я вас доеду",
"У меня и свои зацепы востры".
Обратимся к речи положительных героев. Она такой
яркостью не отличается. У всех четверых в речи
отсутствуют разговорные, просторечные фразы. Это
речь книжная, речь образованных людей того времени,
которая практически не выражает эмоций. Смысл
сказанного складывается из непосредственного
значения слов. У остальных же героев смысл можно
уловить из интонации.
Практически невозможно речь Милона отличить от
речи Правдина. О Софьиной манере говорить тоже
очень трудно что-либо заключить, трудно найти
особенности. Образованная благонравная барышня, как
бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы
и наставления любимого дяди.
Речи Стародума полностью зависят от того, что в
уста этого героя автор вложил свою нравственную идею:
правила, принципы, нравственные законы, по которым
"любочестивый человек" должен жить. Монологи
Стародума всегда построены схожим образом: он
сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом
выводит мораль. Например, разговор Стародума с
Правдиным. А диалог Стародума с Софьей — это свод
правил, и "...всякое слово врезано будет в сердце".
В итоге получается, что речь отрицательного героя
характеризует его самого, а речь положительного героя
используется автором для выражения своих мыслей.



















Категория: литература | Добавил: PRiDE
Просмотров: 442 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]