Главная » Файлы » религия

Крещение князя Владимира
30 Июня 10, 21:32
Крещение князя Владимира
При киевском князе Владимире (978 – 1015)
происходит событие величайшего значения,
определившее дальнейший путь развития Руси, —
принятие христианства.
Святая церковь сравнивает равноапостольного
князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не
только в чудесном исцелении от слепоты, но и в
обращении ко Христу после гонений на христиан и затем
— в ревностном обращении язычников в христианство.
В первые годы своего правления князь Владимир,
получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его
в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав
(в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал
Владимир княжить в Киеве один, — говорит летопись, —
и поставил кумиры на холме за теремным двором:
деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми
усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и
Мокош. И приносили им жертвы, называя их богами... И
осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под 980
год).
В благодарность богам за победу, одержанную над
ятвягами (983 год), решено было принести человеческую
жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его
отец обличил ничтожество языческих богов, и
разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но верно
сказано: кровь мучеников — семя христиан. Погибли на
Руси двое христиан — Феодор и Иоанн, а вскоре
обратились ко Христу вместе с князем Владимиром
тысячи.
Митрополит Киевский Илларион, монах Иаков и
летописец преподобный Нестор (XI век) назвали причины
личного обращения князя Владимира к христианской
вере, согласно указав на действие призывающей
благодати Божией.
В "Слове о Законе и Благодати" святитель
Илларион, Митрополит Киевский, пишет о князе
Владимире: "Пришло на него посещение Вышнего,
призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и
воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету
идольского заблуждения и взыскал Единого Бога,
сотворившего все видимое и невидимое. А особенно
всегда он слышал о православной, христолюбивой и
сильной верою земле греческой... Слыша все это,
возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть
христианином и обратить всю Землю в христианство".
Понять превосходство христианства над
язычеством и стать христианином князю Владимиру
было тем легче, что он, по слову Митрополита
Иллариона, обладал "добрым смыслом и острым умом" и
имел возможность ознакомиться с христианством у себя
в Киеве, где давно уже существовали христианские
храмы и совершались богослужения на славянском
языке.
Относительно вопроса о времени и месте Крещения
князя Владимира есть несколько версий. Согласно
общепринятому мнению, князь Владимир принял
крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в
Крыму); по второй версии, князь Владимир крестился в
987 году в Киеве, а по третьей — в 987 году в Василеве
(недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее
достоверной, видимо, стоит признать вторую, так как
монах Иаков и преподобный Нестор согласно указывают
на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир
после крещения жил 28 лет (1015 – 28 = 987), а также что
на третий год по Крещении (т. е. в 989 году) совершил
поход на Корсунь и взял его; летописец преподобный
Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето
6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году
от Рождества Христова (6695 – 5508 = 987).
Приняв христианскую православную веру, князь
Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю
Землю в христианство". Великого князя Владимира
побуждало к этому не только религиозное
воодушевление. Он руководствовался, конечно, и
государственными соображениями, ибо для русского
народа христианизация означала приобщение к высокой
культуре христианских народов и более успешное
развитие своей культурной и государственной жизни.
Киевская Русь имела давние связи с христианской
Византией, откуда уже проникало на Русь восточное
Православие. Видимо, в целях более успешного
осуществления своих замыслов, и надеясь получить из
Византии необходимую помощь, особенно в деле
организации церковного управления и развития духовной
культуры, князь Владимир вступает в родство с
византийскими императорами (соправителями) Василием
II (976 – 1025) и Константином (976 – 1028), женившись в
Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в
Киев с супругой-гречанкой и греческим духовенством,
привезя в свой стольный град различную церковную
утварь и святыни — кресты, иконы, мощи — князь
Владимир приступил к официальному введению
христианства на Руси.
Крещение Руси и образование Поместной
Русской Православной Церкви
Введение христианства в Киевской Руси в качестве
государственной религии было вполне закономерным
явлением и не могло вызвать серьезных осложнений,
хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове)
не обошлось без открытой борьбы, начатой
предводителями язычества — волхвами.
Прежде всего, князь Владимир крестил 12 своих
сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех
идолов, главного идола — Перуна — сбросить в Днепр, а
духовенству — проповедовать в городе новую веру. В
назначенный день произошло массовое Крещение
киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
"На следующий же день, — говорит летописец, —
вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими
на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду
и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у
берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже
взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на
месте. И была видна радость на небе и на земле по
поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись,
расходились по домам. Владимир же был рад, что познал
бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос
Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей
этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как
познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую
и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против
диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на
Твою силу".
Это важнейшее событие совершилось, согласно
летописной хронологии, принимаемой некоторыми
исследователями, в 988 году, по мнению других — в 989
– 990 годах.
Вслед за Киевом постепенно христианство приходит
в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород,
Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров,
Тмутаракань, где создаются епархии. При князе
Владимире подавляющее большинство русского
населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь
стала христианской страной.
Крещение Руси создало необходимые условия для
образования Русской Православной Церкви. Из
Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а
из Болгарии — священники, привезшие с собой
богослужебные книги на славянском языке; строились
храмы, открывались училища для подготовки
духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под
988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и
ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И
поставил церковь во имя святого Василия на холме, где
стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь
и люди. И по другим городам стали ставить церкви и
определять в них попов и приводить людей на Крещение
по всем городам и селам".
С помощью греческих мастеров в Киеве был
построен величественный каменный храм в честь
Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный), и
перенесены в него святые мощи равноапостольной
княгини Ольги. Храм этот символизировал собой
истинный триумф христианства в Киевской Руси и
вещественно олицетворял собою "духовную Русскую
Церковь".
Равноапостольный князь Владимир заботился и о
просвещении своего народа. По свидетельству летописи
(под 988 год) он велел "собрать у лучших людей детей и
отдавать их в обучение книжное".
Продолжателем апостольской миссии святого князя
Владимира был его сын, великий князь Киевский
Ярослав Мудрый (1019 – 1054), в правление которого
христианская вера на Руси, по свидетельству летописи
(под 1037 год), продолжала "плодиться и расширяться, и
черноризцы стали умножаться, и монастыри
появляться... и умножались пресвитеры и люди
христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей
и людей христианских..."
При Ярославе Мудром построены такие
выдающиеся памятники русского церковного зодчества,
как киевская София (заложена в 1037 году) и
новгородская София (1045-1055 годы), основан
знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во
многом определивший дальнейшее развитие религиозной
и культурной жизни Киевской Руси.
Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в
1030 году открыл в Новгороде школу, в которой
обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что
такие школы существовали и при других архиерейских
кафедрах, и, прежде всего, в самом Киеве. Предметом
особого попечения Ярослава Мудрого были переводы
новой литературы и умножения книг путем создания
списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый,
как утверждает летопись (под 1037 год), "книги любил,
читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и
переводили они с греческого на славянский язык. И
написали они книг множество, ими же  поучаются
верующие люди, наслаждаются учением божественным...
Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их,
написав, положил в церкви святой Софии, которую
создал сам", то есть основал первую на Руси библиотеку.
Благодаря книгам уже второе поколение русских
христиан имело возможность более глубоко изучать
истины христианской веры. О высокой степени развития
просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром
свидетельствует "Слово о Законе и Благодати"
Митрополита Иллариона, посвященное религиозно-
философскому осмыслению события Крещения Руси и
написанное, по словам самого автора, "для
насытившихся с избытком книжной мудростью".
Говоря о значении христианско-просветительной
деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого,
вспомним ту образную характеристику, которую дает нам
летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю
вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу
неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир
землю вспахал и размягчил, то есть Крещением
просветил. Этот же засеял книжными словами сердца
верующих людей, а мы пожинаем, учение, получая
книжное".
Со страниц летописи звучит похвала книжному
просвещению. "Велика ведь бывает польза от учения
книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь
покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и
воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную,
это — источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая
глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда
воздержания... Если прилежно поищешь в книгах
мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо
кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со
святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и
евангельские и апостольские поучения и жития святых
отцов, получает душе великую пользу".
В конце XI – начале XII века христианство
окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле
благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских
— святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-
Рязанской, крестителем которой был князь Константин
(Ярослав) Святославович (1096 – 1129), среди
славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в
состав Древнерусского государства в конце XI век и
обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-
Печерского монастыря.
Крещение Руси явилось переломным моментом в
жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь
Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви —
Поместная Русская Православная Церковь. Под
воздействием Православной церкви в жизни русского
народа изживались грубые языческие обычаи: кровная
месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц;
возросли гражданская правоспособность и материнский
авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал
восстанавливаться нарушенный княжескими
междоусобицами мир.
"Князь, — говорил Митрополит Никифор II великому
князю Рюрику Ростиславовичу, — мы поставлены от
Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от
кровопролития". Историки отмечают, что "Христианская
церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на
большую высоту и упрочила связь между частями
государства".
Воспитывая верующего для грядущего града,
Церковь постоянно обновляет и перестраивает и град,
здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского
общежития под действием Церкви — таинственный и
поучительный процесс в жизни христианских обществ.
Принятие христианства способствовало широкому
распространению на Руси грамотности, насаждению
просвещения, появлению богатой переведенной с
греческого языка литературы, возникновению
собственной русской литературы, развитию церковного
зодчества и иконописи. Появившиеся со времен
Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и
библиотеки стали важнейшим средством
распространения просвещения на Руси. Кроме
Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и
других городах возникают новые библиотеки, в том числе
монастырские и частные. Несомненно, богатую
библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как
известно, вырастивший целую плеяду русских церковных
писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав
вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из
монастырской библиотеки. Житие преподобного
Феодосия Печерского, написанное преподобным
Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии
преподобного Феодосия шла напряженная работа по
составлению и изготовлению книг. Монах Илларион днем
и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам
Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много
книг имел постриженик этого монастыря, князь-инок
Никола Святоша — он передал их монастырю.
Большие библиотеки имели князь Черниговский
Святослав Ярославич, который "разными драгоценными
священными книгами наполнил свои клети", князь
Ростовский Константин Всеволодович, снабжавший
"книгами церкви Божии"; "богат был... книгами" епископ
Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги были
очень дороги, приобретать их в большом количестве
могли только состоятельные люди (князья, епископы) и
монастыри.
Содержание русских книг было преимущественно
духовным. Это объясняется влиянием переводной
литературы и живым интересом новопросвещенного
русского общества к вопросам христианской веры и
нравственности и тем, что русскими писателями в то
время были, в основном, лица духовные.
Митрополит Илларион, будучи в сане пресвитера,
написал "Слово о Законе и Благодати", получившее
высокую оценку его современников и потомков. "Нельзя
не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию
богословских сведений и тому ораторскому одушевлению
и искусству, какими запечатлено это образцовое слово",
— пишет историк Митрополит Московский Макарий.
"Слово о Законе и Благодати" в Сербии в XIII веке было
использовано иеромонахом Дометианом при
составлении житий сербских святых Симеона и Саввы.
Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского
монастыря, написал жития святых князей Бориса и Глеба
(убиты Святополком в 1015 году) и преподобного
Феодосия Печерского, положив начало русской житийной
литературе. Преподобный Нестор составил новый
летописный свод — "Повесть временных лет", которая,
по определению академика Д. С. Лихачева, является
"цельной литературно изложенной историей Руси".
"Повесть временных лет " переведена на языки:
немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869
год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год).
XI – XII века истории Русской Церкви ознаменованы
появлением канонических трудов. Они не только
переводятся на славянский язык, но и осуществляется их
творческое применение к русским условиям жизни. Этими
чертами отмечены такие памятники русского
канонического права, как "Канонические ответы
Киевского Митрополита Иоанна II" (1080 – 1089),
"Кириково и Илиино вопрошания" (1130 – 1156),
"Определение Илии, архиепископа Новгородского" (1164
– 1168).
Эти памятники русской канонической мысли
поражают мягкостью и терпимостью, снисхождением к
человеческой природе. Так, наряду со строгой
требовательностью к монашествующим, в Русской
Церкви уже на начальном этапе ее развития появилось
милосердие к ее пасомым.
Таковы и поучения православных русских
проповедников этой эпохи Луки Жидяты, епископа
Новгородского, Климента Смолятича, бывшего
несколько лет Митрополитом Киевским, и русского
Златоуста — святого Кирилла, епископа Туровского.
Епископ Лука предостерегает верующих от чувства
зависти, учит их радоваться радости других. Митрополит
Климент, хорошо знавший лучшие образцы ораторского
искусства античности, обличал тех, "иже прилагают дом к
дому и села к селам", бичуя стяжательство и
сребролюбие.
Проповеди Кирилла Туровского удивляют
многосторонностью, глубиной и высокими ораторскими
достоинствами.
Поучения преподобного Феодосия Печерского,
русских подвижников и аскетов носят несколько иной
характер. Они резко обличают неправоту князей,
недостаточно христианскую жизнь бояр, неправоверие
иноземцев.
С крещением Киевской Руси еще более
расширились и углубились ее государственные и
культурные связи не только с Византией, но и с
Балканскими странами и другими государствами Европы.
Вступив в брак с греческой царевной Анной, князь
Владимир породнился и с немецким императором
Оттоном II, который ранее (в 971 году) женился на сестре
Анны — Феофании. Летописец отмечает (под 996 год):
святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями —
с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с
Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь".
Еще более оживились связи Киевской Руси с
европейскими странами при Ярославе Мудром. В
значительной степени их укрепляли династические браки.
Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за
французским королем Генрихом I, Анастасия — за
венгерским королем Андреем I, Елизавета — за
Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским;
польский король Казимир был женат на Добронеге,
сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,
благословившая эти браки, широко простирала в мире и
свое влияние.
Библиографический список
1. Русская Православная Церковь 988 – 1988.
Издание Московской Патриархии. М., 1988.















Категория: религия | Добавил: PRiDE
Просмотров: 325 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]