Главная » Файлы » религия

Миф и мистицизм в религиозных системах Японии и Индии
01 Июля 10, 20:03
Миф и мистицизм в религиозных
системах Японии и Индии
Появление "новых религий" как движений
исторически нового, буржуазного типа представляло
собой в Индии и Японии плавный, естественный процесс,
не сопровождавшийся системным кризисом религии в
целом, подобным тому, какой пережила Европа при
становлении протестантизма. Именно эта
эволюционность, отсутствие выраженной революции в
религиозной сфере, по-видимому, и дали основание Н.
Маркфарланду говорить об отсутствии в истории религий
этих стран феномена, аналогичного Реформации. Между
тем, такой как бы естественный ход обновления,
реорганизации религиозной надстройкой совершенно
закономерен для стран, где религия традиционно
представляла собой ячеистое, конгломератное
образование и содержала структуры, не связанные тесно
с феодальной надстройкой, и, следовательно, могущие
быть использованными на новом витке общественного
развития без радикальной ломки исторически
предшествовавших структур.
Многообразие форм вероисповедной практики и
религиозных течений в Индии и Японии связаны с
исконной природой автохтонных течений — индуизма и
синтоизма, отсутствием их привязки к какому-то одному
конкретному основателю, с их уходящими в
родоплеменное общество корнями. Обе традиции —
синкретическая японская, возникшая в результате
синтеза, смешения синтоизма и буддизма и испытавшая
немалое воздействие конфуцианства и даосизма, и
индуистская, вобравшая в себя культы как ведийских
богов, так и божеств народов субконтинента, —
превращали Японию и Индию в страны "тысячи богов".
Сохранение политеизма уже само по себе
создавало возможность складывания многочисленных
религиозных групп, объединявшихся по принципу
преимущественного поклонения кому-либо из
многочисленных фигур религиозного пантеона. В Японии
главным образом в виде культа ками — божеств и духов,
населяющих и одухотворяющих всю природу, или горных
божеств, в Индии — в виде групп сампрадайя,
выделяемых в зависимости от почитания основных
божеств индуизма (Вишну, Шивы, Брахмы и др.).
Вместе с тем в реальности подавляющее
большинство и японцев, и индийцев никогда практически
не отдавало исключительного предпочтения одному из
богов: различные божества связывались с теми или
иными сферами человеческой жизни, природными
явлениями, с поддержанием тех или иных сторон
общественной жизни и космическими процессами. В
домашнем ритуале и в религиозных паломничествах,
составлявших важнейшую черту религиозной жизни обеих
стран, человек почитал множество сверхъестественных
существ.
Большое влияние на синтоизм Японии оказало
наложение политеизма из Китая и Кореи, а именно
махаянского буддизма с его представлениям о
бесчисленных буддах и бодхисатвах. Их соединение, при
котором местные божества начинали трактоваться как
защитники и покровители буддизма, а будды и
бодхисатвы как спасители синтоистских божеств,
умножило и закрепило внутриконфессиональный
плюрализм религиозного мышления, когда весь видимый
и невидимый мир представал ареной действия сонма
сверхъестественных сил в их сущностном, космическом
единстве и единстве человека.
Авторитетный исследователь религиозных
традиций Японии Х. Б. Эрхарт, пишет: "Одна из тем,
которые красной нитью проходят через историю религии
в Японии, — близость человека, богов и природы. В этом
контексте под богами могут пониматься как камисинто,
так и будды и бодхисатвы (буддийские божества)…
Тенденция иудео-христианской теологии выражается в
представлении об иерархии, в которой на первом месте
божество, на втором человек, на третьем третируемая
как "низкое" природа. В религии японцев все три начала
более или менее равноправны. Человек, боги и природа
образуют треугольник гармонических отношений и
взаимосвязей... Гармония между человеком, богами и
природой есть краеугольный камень японской религии".
Такой "краеугольный камень" синкретизма лежал в
основе индуистского мироощущения с той
непринципиальной разницей, что он сложился на базе
одной религии. Сама эта религия тоже не представляла
собой единого целого, слагалась из множества течений,
местных культов, была настолько разнообразной в своих
проявлениях, что позволяла и самим приверженцам, и
некоторым исследователям определять ее как
смешение различных вероисповеданий, совокупность
религиозных систем, связанных воедино общим
происхождением. В своем исследовании индуизма
крупнейший индийский ученый Н. Чаудхури приходит к
заключению: "В конечном счете индуизм явился
чрезвычайно развитой формой анимизма, не
проводившего пограничной черты между материальной и
духовной сферами".
Из этого, пропитывающего все сферы бытия
сверхъестественным началом мифологического
мировидения в обеих странах по мере эволюции
социальных структур рождалось мировидение
мистическое. На зависимость развитости мистической
традиции от политеизма обращает внимание
американский религиовед Р. Зэнер: "Можно со всей
определенностью утверждать, что строго
монотеистические религии в принципе не
предрасположены сами по себе к мистицизму".
В современном религиоведении отсутствует единое
понятие слова "мистицизм". Ряд авторов связывают
мистицизм с шаманизмом и магией, рассматривая
шаманизм как первоначальную форму мистицизма и как
исходную форму религии вообще. Мистицизм есть
особая форма мировосприятия, основанная на
ощущении более или менее полной идентичности
духовного начала человека как субъекта культовой
деятельности с силами, обуславливающими бытие всего
мира, со сверхъестественной реальностью.
С мифологическим сознанием мистицизм роднит
непосредственное переживание единства с этими
силами, но разделяет то, что в первом случае носителем
этого сознания является группа, некий коллектив, из
которого индивид не вычленяет себя в качестве
самоценной и отдельной от него сущности, а во втором
— отдельная личность, выпавшая в ходе общественного
развития из своего первичного социально-природного
места и ценой индивидуальных усилий
восстанавливающая утраченную слиянность на более
высоком, филофизированном уровне. Вообще говоря,
мифологическое сознание есть форма группового
культового сознания, мистицизм —
индивидуалистического.
Мифологическое сознание рождает мистицизм
спонтанно, на том этапе, когда оформляется институт
священнослужителей. С двумя типами религиозного
сознания, мифологическим и мистическим, был связан
идентичный состав религиозных деятелей. Носителями
мистицизма выступало монашество — буддийское в
Японии, саньясины в Индии. А носителями
мифологического сознания и в Японии, и в Индии
являлись жрицы. Наконец, на периферии, в рамках
"народной религии" существовали многочисленные
фигуры, еще более архаичные, чем жрецы, но также
связанные с мифологическим сознанием, разнообразные
шаманы, маги, чародеи, особенно значимые для
японской традиции. Если жречество представляло,
условно говоря, религиозную ветвь мифологического
сознания, то шаманы и маги — магическую.
Хотя категории религиозных деятелей были
идентичны в обеих религиозных традициях, их положение
по отношению к общественной системе в целом в Индии
и Японии значительно различались. Функции
идеологизации, поддержания и освящения общественной
структуры в этих странах осуществляли разные категории
религиозных деятелей.
В Индии в таком качестве выступали жрецы-
брахманы, находившиеся наверху кастовой иерархии и
обслуживающие религиозные потребности остальных
групп в соответствии с их кастовой принадлежностью.
Кастовая форма религиозных отношений была
неразрывно слита с традиционной, кастовой системой
общественных отношений и освящала ее, будучи прочно
вписана в надстройку традиционного общества.
Напротив, монах-саньясин в Индии являлся
сугубым индивидуалистом, никакими узами не связанным
с обществом, не несущим никакой общественной нагрузки
даже в той мере, в какой ею было обременено
монашество в других конфессиональных системах. Его
удел — только мистический поиск богослияния.
Буддийское монашество в Японии выступало как
главный обновитель религиозной традиции:
основоположниками всех крупнейших течений местного
буддизма были монахи. Но в отличие от индийских
монахов, японское монашество было тесно связано с
общественно-политической системой и
государственностью, вплоть до выполнения функций
полицейского надзора. Монашество даже вмешивалось в
политическую жизнь страны. Для Японии была
характерна прочная связь монастырей со всей системой
социально-политической организации.
Следует оговориться, что описанная нами
дифференциация функций различных типов религиозных
деятелей в индийской и японской традициях, разумеется,
достаточно схематична. На практике нередки были
случаи, когда храмовой жрец собирал вокруг себя
учеников и представал ярчайшим мистиком и
обновителем религии, например, основатель одной из
первых новых религий Куродзуми-кё Мунэтада.
Важно подчеркнуть, что непосредственно с
традиционной надстройкой были связаны в одном случае
жрецы, в другом — монашество. Прочие категории
религиозных деятелей не были интегрированы в нее
достаточно прочно и находились в сравнительно
свободном состоянии.
С особенностями же мифологического и
мистического компонентов религиозной традиции этих
стран, не разделявших, по сути, творца и творение,
связана еще одна весьма важная черта. В синтоизме нет
сказания о сотворении человека, ибо между человеком и
ками нет существенной разницы, каждый род имеет
своим предком ками. Предполагается, что при
определенных обстоятельствах любой может
превратиться в ками после смерти. Например, как живой
ками рассматривался и император.
Непроходимой грани между человеком и
сверхъестественным началом не было и в японском
буддизме, большинство сект которого исходило от
отождествления всех живых существ, всех вещей с
космическим Буддой.
Монахи-саньясины находились за бортом кастовой
системы и, соответственно, считались ритуально
нечистыми. Однако обладая высшим религиозным
знанием, они в сознании масс наделялись возможностью
полного контроля над материальной природой. Вера в
магические чары религиозного наставника-саньясина
(сиддхи) соединяла в одном и том же лице мифомагизм и
мистицизм. Сверхъестественные способности не
даровались автоматически ни правом рождения, ни
милостью божества, они по логике индусского
мистицизма создавались ценой индивидуальных усилий
под руководством наставника. Впрочем, наставник в
некоторых течениях мог наделить ученика магическими
способностями, волевым актом передать их ему.
Еще одной чертой, выводимой из заложенных в
мифе и мистицизме архаических представлений о
нерасчлененности бытия, свойственной обеим
религиозным традициям, было тесное вплетение
религиозного начала в повседневную жизнь. Само по
себе переплетение бытового и хозяйственного имело
ряд аспектов.
В условиях индуистского общества оно
реализовывалось, прежде всего, через понятие "дхарма"
— детальную регламентацию всех сторон жизни и
обязанностей человека, вытекавшую из его кастовой
принадлежности и имевшую религиозное обоснование.
Сакральное значение придавалось мельчайшим
подробностям принятия пищи, личных отношений и т. п.,
религиозными обрядами сопровождалось вступление
человека в каждый новый этап жизни. В сравнительно
смягченном по сравнению с индуизмом виде, но все же
достаточно ярко выражено, была развита бытовая
обрядность и в синто.
Однако наиболее существенным, глубинным
моментом в переплетении мирского и сакрального была
потусторонняя ориентация религиозного комплекса,
свойственная сознанию мирян в обеих традициях. В
отличие от христианства, ориентирующего верующего на
восприятие земного бытия как бренного, как прелюдию к
вечной жизни, индуистское и японское религиозное
мировоззрение в его обыденном варианте, было
сосредоточено на идее преходящей, но все же ценности
того мира, в который человек вновь и вновь
возвращается в результате перерождений.
Нереальный, потусторонний мир как бы пронизывал
собой мир посюсторонний, и задача верующего состояла
не в пренебрежении к бытию, а в умении наладить с ним
гармонические отношения, увидеть свое сакрально
обусловленное место в нем, следовать его законам,
аналогичным законам космического порядка. Близость
божества, ками и духов дала каждой из религиозных
традиций сильный стимул к установкам на наслаждение
дарами мира, в котором естественное переплетается с
неестественным.
В сознании широких масс мирян процветало чисто
мифологическое, контрактное отношение к культу:
ублаженное божество обязано было вознаградить
своего приверженца вполне реальными благами.
Божества-дарители богатства, плодородия и удачи —
важнейшие персонажи пантеона религиозных систем
Индии и Японии.
Итак, чертами, сближающими религиозные традиции
Индии и Японии, были устойчивое сохранение
мифологического восприятия и развитость генетически
преемственных по отношению к нему форм мистицизма.
Как их следствие в религиозных системах превалировали
недуализм мирского и сакрального, материального и
духовного, бога и человека, выражающийся, в частности,
в признании божественного, полубожественного статуса
или прямой связи со сверхъестественным началом за
определенными категориями религиозных деятелей. Вот
с таким, довольно отличавшимся от средневекового
христианского, религиозным "багажом" подошли Индия и
Япония к контакту с западным миром.

















Категория: религия | Добавил: PRiDE
Просмотров: 315 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]