Главная » Файлы » религия

Религии Японии
01 Июля 10, 20:06
Религии Японии
В Японии исторически укрепились и доныне
продолжают господствовать две религии: шинтоизм и
буддизм. Первая из них — чисто национальная, вторая —
 занесена в Японию, как и в Китай, извне.
Древнейшая религия
Древнейшая религия японцев — до объединения
страны в первые века н. э. — отражала патриархальный
родоплеменной строй, где выделялось воинственная
племенная знать и зарождалось патриархальное
рабство. Эта религия состояла, видимо, в почитании
семейно-родовых и племенных духов и богов-
покровителей — ками. Слово "ками” буквально означает
наверху, верхний, начальник. Неясно, были ли это
первоначально духи умерших, предков или духи земли,
стихий; возможно, что в образах ками сливались оба эти
представления. Места почитания их были отмечены
каменными оградами или простыми постройками.
Изображения ками японцы не делали, но в святилищах
хранили фетиши — эмблемы божеств.
Шинтоизм и буддизм
Старая традиционная религия японцев, которая
раньше не имела определенного названия, стала, в
противовес буддизму, называться ками-но-мити,
дословно — "путь ками”, то есть "путь местных богов”,
или по-китайски, шин-то; последнее слово вошло и в
европейские языки.
Шинтоизм подвергся сильному влиянию буддизма.
Шинтоистские жрецы постепенно организовались в
замкнутую наследственную касту. В подражание
буддистским храмам начали строиться и шинтоистские
храмы, хотя и более простые; шинтоисты стали делать
изображения богов. Буддисты ввели обряд
трупосожжения; в древности умерших в Японии зарывали
в землю. Обе религии начали постепенно сближаться.
Внутри буддистских храмов отводили уголки для
шинтоистских богов — ками; иногда этих ками даже
просто отожествляли с буддистскими божествами. С
другой стороны, и шинтоистский пантеон пополнялся
буддистскими божествами.
С конца XII в. военно-феодальная аристократия
захватила всю власть в стране в свои руки, оставив
императорам только религиозные функции. Микадо по-
прежнему считался священной фигурой, потомком богини
Аматерасу, но утратил всякую реальную власть, был
отстранен от всех светских дел. Страна несколько веков
была в состоянии феодальной анархии.
Аристократические кланы воевали между собой.
Некоторые из крупных феодалов пытались заручиться
поддержкой появившихся с XVI в. католических
миссионеров и с этой целью обращали своих подданных
в христианство. Нередко и сами крестьяне, разоренные
войной и доведенные до отчаяния, добровольно
крестились. Но уже с конца XVI в. крупные феодалы,
объединившие Японию, начали преследовать
христианство, изгонять миссионеров. Они стремились
опереться на старые японские традиции, отрешиться
китайско-корейских влияний. Отсюда возникло, особенно
с XVIII в., движение за возврат к старой шинтоистской
религии.
"Переворот Мейдзи” 1867 – 1868 гг.,
восстановивший светскую власть микадо и покончивший
с засильем старой феодальной знати, привел к полному
официальному признанию шинтоизма. Это было вполне
естественно, так как именно шинтоизм проповедует
божественность императорской власти. Микадо
попытался даже совершенно запретить буддизм и
объявить шинтоизм единственной религией Японии. Но из
этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился
среди народных масс. Тогда было решено более резко
разделить обе религии: из шинтоистских храмов были
удалены буддистские изображения и принадлежности. Но
и размежевание религий не удалось: слишком уж крепко
они срослись. В 1889 г. Японии была объявлена свобода
вероисповедания.
С этого времени чистый шинтоизм получил значение
придворного императорского культа: официальные
праздники, обряды — шинтоистские. В быту же народа
обе религии переплетаются: например, рождение детей
сопровождается шинтоистскими обрядами, ребенка
поручают покровителю шинтоистских божеств;
погребальный же культ целиком в руках буддистских
бонз.
Сущность шинтоизма
В отличие от буддизма с его сложной и тонченной
религиозно-философской догматикой, шинтоизм до сих
пор сохранил черты глубоко архаического культа.
Шинтоизм тоже не един: он делится, прежде всего,
на официальный храмовый шинтоизм и сектантский
шинтоизм. Храмовый шинтоизм был до конца второй
мировой войны государственной религией Японии.
Главный стержень его — догмат о божественности
императорской власти. Император — потомок богини
Аматерасу. Каждый японец обязан абсолютно
повиноваться его священной воле. Дворец императора
— святилище. Гробницы умерших императоров также
делаются святилищами. Важнейшие государственные и
религиозные праздники были связаны с днями памяти
выдающихся императоров, начиная с легендарного
Дзимму-тенно.
Шинтоистские секты очень многочисленны — их
насчитывают многие десятки. Большинство из них
недавнего происхождения, появившиеся не раньше XIX
в. По своему вероучению они сильно различаются между
собой. В одних ясно видны пережитки примитивных
культов. Таковы, например, "горные” секты —  дзикко-кё,
фусо-кё, митаке-кё: кё значит сообщество, секта, с их
подчеркнутым культом горных вершин как
местопребывания богов. В других заметно влияние
буддизма, конфуцианства.
Крупную роль в шинтоизме играет семейно-родовой
культ предков, напоминающий конфуцианский в Китае.
Считается, что каждый умерший превращается в ками, и
глава семьи, глава рода совершает ежедневные
моления им и приносит жертвы. В каждом доме имеется
семейный алтарь — ками-дана —  с небольшим
шкафчиком для табличек умерших.
Объектом публичного культа служат
многочисленные духи и божества, местные и
общенародные. Этих божеств и духов великое
множество: в текстах говориться о 8 миллионах ками:
число "8” — святое у японцев). Наиболее чтимые из них:
Аматерасу (богиня солнца), Суса-но-во (бог бури), Инари
("рисовый человек”, покровитель земледелия). Видное
место в шинтоистском пантеоне занимают знаменитые
императоры и другие выдающиеся лица древности.
Почитанием пользуются также священные места,
особенно горы; среди них на первом месте — Фудзияма.
Сохранились следы древнего культа животных, особенно
лисицы, обезьяны, черепахи, змеи, оленя. Есть и
пережитки фаллического культа.
Шинтоистский культ очень прост: он сводится к
произнесению молитвенных формул — норито — и
принесению жертв (рис, овощи, рыба и т. д.). Но в нем
есть и черты шаманизма: обряды, при которых жрец
доводит верующих до состояния исступления, чтобы они
могли общаться с божеством. Важную роль в
шинтоистском обряде играет обрядовая чистота: ничто
нечистое не должно касаться священного места;
соприкоснувшийся же с нечистотой человек должен
подвергнуться очистительному обряду. Дважды в год, 30
июня и 31 декабря, устраиваются всенародные
очистительные церемонии. Нечистым же в шинтоизме
считается особенно кровь и все связанное со смертью.
Религия в современной Японии
Поражение Японии во Второй мировой войне и
крушение милитаристско-шовинистических планов
пошатнуло устои официальной религии. Оккупационные
американские власти издали в 1945 г. "директиву” об
отделении шинтоистской религии от государства. 1
января 1946 г. микадо обнародовал "рескрипт”,
осудивший прежнюю государственную доктрину о
божественности императора и о превосходстве
японского народа над всеми другими народами.
Особыми правительственными распоряжениями
отменялись все публичные церемонии микадо и
религиозное воспитание в школах. В неприкосновенности
был оставлен лишь придворный культ.
В современной жизни Японии религиозность
проявляется главным образом в соблюдении
традиционных обрядов, особенно домашних. Публичные
религиозные церемонии привлекают многих, но отчасти
лишь как развлечение и интересное зрелище.























Категория: религия | Добавил: PRiDE
Просмотров: 267 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]